мнемотаблицы
занимательные факты (средняя группа) на тему

Радова Татьяна Николаевна

Что такое мнемотаблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотаблицы133.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Что такое мнемотехника. Использование мнемотаблиц в детском саду.

Учитель- логопед: Глушкова С.Н.

                             Логическая память взрослого человека и есть вращенная внутрь  «мнемотехническая память».                                                                   Л.С. Выготский

       Что же такое наша память? В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его возвращение в сферу сознания и повторное использование в деятельности (Ф.Р. Филатов, Общая психология).

    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей предпосылкой обучения и развития личности.

    Таким образом, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

    Со стороны взрослых бывает много жалоб на плохую память ребенка. Дети часто не могут вспомнить, чем они занимались в школе, что сегодня им задано на дом…

    В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

    Дело в том, в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

    Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

    В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

    Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых дошкольников встречается особый вид зрительной памяти – фотографическая. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

    Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых и т.п. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

     Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания вызывают у ребенка нервозность, скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

    Необходимо помнить, что на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

    Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать - это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники).

        Мнемотехника (от греческого: mneme – память и   techne – искусство, мастерство).

   Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.

    Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

    Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться  на одном деле, что способствует обучению различных дисциплин.

    Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:

Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Так как феноменальная память – это не дар. Это навык.

    Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений.


        Осень

1.     Загрустили под окошком        

2.     Клены и березы.        

3.     Уронили на дорожку листья словно слезки.        

4.     Снова дождик барабанит

5.     Каплями по крыше,        

6.     Птицы клином улетают -  

7.     В парке стало тише.

(Последнюю фразу дети произносят шепотом)

Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.

1.     Жил-был ослик. Его звали Орик.

2.     Каждое утро ослик Орик отправлялся по знакомой дорожке на свой любимый луг.

3.     На лугу росло много сочной зеленой травы.

4.     Но больше всего ослику нравился, хоть и колючий, но очень вкусный чертополох.

5.     «О!», - удивился однажды Орик, когда подошел к озеру, чтобы попить воды.

6.     «Да ведь озеро похоже на букву О. На мою самую любимую букву, ведь мое имя начинается именно с этой буквы».

7.     Потом ослик поднял голову и удивился еще больше, ведь солнышко, что светило ему так ярко, тоже было похоже на букву О.

8.     Тогда Орик стал смотреть вокруг и искать, где же еще спряталась его любимая буква О.  И тут он заметил, что колесо его тележки тоже похоже на букву О.

9.     Тогда ослик Орик радостно запел, ведь так много знакомых вещей похожих на букву, с которой начинается его имя.

Пояснения: буква О окрашена в красный цвет, т.к. соответствует гласному звуку, а при фонематическом анализе, мы гласные отмечаем красным цветом, нотка, также говорит о том, звук [О] гласный, его можно петь. Можно предложить детям помочь найти ослику, где еще спряталась буква О (камыш, плоды чертополоха, глаз, нотка…). Можно предложить детям назвать все слова, в которых они услышали звук [О]…

Для малышей можно начинать работу по развитию зрительной памяти  с мнеморядов, где информация кодируется в отдельных клеточках, расположенных в ряд. Картинки, заключенные в мнемотаблицах, как правило, рисуются одним цветом и схематично, чтобы ребенку их было легко воспроизвести.

    Игры и упражнения на развитие памяти.

1.     Упражнение не развитие объема кратковременной памяти: «Каскад слов»

 Подготовьте список слов (8-10), которые хорошо знакомы ребенку. Например:

           1.огонь

           2.дом, молоко

           3.конь, гриб, игла

          4.петух, солнце, асфальт, тетрадь

          5. крыша, пень, вода, свеча, школа и т.п. (10 слов в ряду максимум)

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, какой задаете вы. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти.

2.     Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз.

1.     Девочке холодно.

2.     Мальчик рисует.

3.     Бабушка подметает.

4.     Папа читает.

5.     Мама улыбается.

6.     Дети гуляют.

7.     Кот спит.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он может сам выбирать, что именно изобразить. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить.

3.     Упражнение на развитие зрительной памяти.

Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил.

Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик, квадрат…) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить.

4.     Приемы, помогающие запоминанию

а). Если ребенок затрудняется запоминать ряд слов, предложите ему к каждому слову сделать рисунок, который поможет ему вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогало ему вспомнить прочитанное.

б). При запоминании слов, можно использовать так называемую смысловую систему. Например: называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь

Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:

   Ночью в лесу, в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон – он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

    Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память. Перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.