Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка
статья (младшая группа) на тему

  Приведены теоретические и практические обоснования необходимости развития психологической помощи женщинам в период беременности и после родов. Сформулированы основные направления этой помощи.

Беременность является, с одной стороны, критическим периодом в становлении материнства женщины, а с другой стороны, важным периодом в развитии ребенка, когда строятся его организм и психика, закладываются основы всего будущего. Обе стороны взаимосвязаны не только по факту совпадения «во времени и пространстве», но и потому, что в этом периоде мать является средой развития ребенка.

Беременность – это физиологический процесс, целью которого является зачатие, вынашивание и рождение ребёнка.

Это важнейшая задача жизнедеятельности, но не витальная задача (то есть не нужная для поддер­жания индивидуальной жизни). Это ставит репродуктивную функцию в особое положение. С одной стороны, невыполнение этой функции не ведет к разрушению индивидуальной жизне­деятельности, а с другой — создает лич­ностный конфликт, который может быть столь сильным, что повлияет вто­рично на соматическое и психическое здоровье. Выполнение репродуктив­ных задач может оказаться для субъек­та осложненным со стороны не только физических возможностей организма, но и наличия противоречий между при­нятием социальной необходимости иметь детей и личностной неготовнос­тью к этому.

Таким образом, осуществление ре­продуктивной функции «не свободно» от психической регуляции. Психологи­ческие факторы являются существен­ным компонентом, влияющим на ус­пешность беременности, а значит, и ус­пешность раннего развития ребенка.

В настоящее время можно выделить целый ряд областей психологии, зани­мающихся этими проблемами в разных аспектах. Это перинатальная психоло­гия, психология материнства, психосо­матика, психотерапия, семейная пси­хология. Есть уже определенные серь­езные результаты. В частности:

—  разработаны теоретические ос­новы профилактики нарушений;

—  выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами роди­телей и особенностями психического развития ребенка;

—       предложены методы диагностики психологической готовности к мате­ринству (родительству), послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов;

— предложены модели и методы психотерапии нарушений репродук­тивного здоровья;

— разработаны методы и средства диагностики, психотерапии и психо­коррекции семейных проблем.

Однако психологическая помощь по проблемам материнско-детских отно­шений (и беременности в том числе) может быть только комплексной. Каж­дое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и ко­ординации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психоло­гия родительства. Именно они в насто­ящее время представляют собой еди­ную область психологии, направлен­ную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в са­мые ранние и критические для их психического и физического здоровья пе­риоды развития (от планирования се­мьи до окончания раннего развития ре­бенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психоло­гии родительства является их превен­тивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству;   супружеских   пар   к  зачатию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы самых ранних этапов развития ребенка, Имеющиеся в настоящее время теоретические исследования и опыт практической работы позволяют обосновать три основных направления психологической помощи женщине и семье в период беременности:

1.  Помощь в адаптации к беременности и оптимизация физического и психического состояния женщины. Нарушение физического и психического состояния женщины в беременности является фактором риска для развития ребенка.

2.  Подготовка к материнству, В настоящее время распались семейные и культурные традиции формирования родительства, будущие родители часто совершенно не готовы к выполнению ряда родительских функции, особенно тех, которые направлены на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Именно эти функции в культуре являются наименее осознанными и в наибольшей степени ре­гулируются традициями и семейным воспитанием, в отличие от функции удовлетворения физических потреб­ностей ребенка.

3.  Помощь в кризисной ситуации, возникающей в беременности. Возникновение кризисной ситуации в беременности может быть обусловлено следующими причинами:

1)в беременности может быть выявлен риск или реальные нарушении pаз вития ребенка;

2)нарушения физиологического течения беременности (как акушерская, так и экстрагенитальная патологии);

3)внешние обстоятельства, осложняющие само течение беременности и возможность успешного материнства после рождения ребенка,

Беременность «локализуется» на территории лечебных учреждений. Именно там, как показывает имеющийся опыт работы в этой области, и должна оказываться психологическая помощь. В лечебно-профилактических учрежде­ниях в настоящее время уже сформирован высокий запрос на нее, причём не только со стороны населения, но и со стороны персонала. В этом отношении существует острая проблема подготовки специалистов и лицензирования этой деятельности.        

Психологическая помощь беремен­ным должна быть ориентирована на конкретные задачи, основными из ко­торых являются подготовка к материнству и помощь при возникновении про­блем, осложняющих адаптацию к бере­менности и готовности к материнству. Необходимо выделение групп риска на основе первичной диагностики и ока­зание помощи по следующим направ­лениям: нарушение развития ребенка; нарушение физиологического течения беременности; нарушение психическо­го здоровья женщины; нарушение материнско-детских отношений.

Оказание психологической помощи по всем необходимым направлениям должно осуществляться специалиста­ми двух направлений: психолог (оптимизация материнской сферы, подго­товка к материнству, психологические проблемы беременности); психотера­певт (психосоматические и психичес­кие проблемы в беременности). Работа психолога и психотерапевта может быть только комплексной.

Методы работы зависят от задач и направлений работы. Основными ме­тодами являются диагностика, психо­логическое просвещение, психологиче­ская коррекция, психотерапия и психо­профилактика. В настоящее время наи­более разработанными являются мето­ды диагностики и коррекции, профи­лактика развита значительно меньше.

Сейчас основная проблема состоит в том, чтобы психологическая помощь беременным женщинам была своевре­менной и доступной. Есть запрос на та­кую помощь, есть исполнитель (психо­логи, оснащенные знаниями и метода­ми работы). Но нет возможности эту помощь оказывать, Коротко остано­вимся на этих проблемах.

Со стороны населения запрос на психологическую помощь беременным появился давно. В настоящее время нет разработанной и утвержденной психо­логической специализации по работе с беременными женщинами и нет соот­ветствующих рабочих мест, Нет систе­матизированного обучения данной специализации, А это совершенно не­обходимо, так как беременность — это особое состояние психики. Необходимо знать не просто общую психологию и гинекологию, а еще и психологию бе­ременности и перинатального развития ребенка. Отсутствие стандартов и ква­лификационных требований ведет к тому, что помощь беременным женщи­нам часто оказывают люди, не имею­щие соответствующей подготовки и квалификации, что создает дополни­тельные проблемы и, как показывает практика, часто весьма существенные.

Необходимо введение ставок психо­логов в соответствующие учреждения (женские консультации, роддома, пе­ринатальные центры, а также туда, где оказываются женщины с детьми — дет­ские поликлиники, больницы, центры реабилитации). Пока это упирается в позицию здравоохранения, расценива­ющего психологическую помощь толь­ко со стороны психотерапии медицин­ского направления, при котором ока­зывается помощь в коррекции состоя­ния женщины в беременности (то есть решающей акушерско-гинекологические и психиатрические проблемы), Су­ществование психологических про­блем у женщины в беременности и проблем ее готовности к материнству стимулирует развитие негосударствен­ных учреждений и центров помощи, а это, во-первых, доступно не всем и не везде, а во-вторых, представляет опас­ность получения непрофессиональной помощи.

Таким образом, психологическая помощь беременным женщинам в на­стоящее время является перспектив­ной, бурно развивающейся, востребо­ванной, теоретически обоснованной и практически разработанной отраслью психологической практики, однако сталкивается со значительными орга­низационными трудностями, в первую очередь со стороны места в государст­венной структуре и образовательных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_pomoshch_seme.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка

        Приведены теоретические и практические обоснования необходимости развития психологической помощи женщинам в период беременности и после родов. Сформулированы основные направления этой помощи.

        Беременность является, с одной стороны, критическим периодом в становлении материнства женщины, а с другой стороны, важным периодом в развитии ребенка, когда строятся его организм и психика, закладываются основы всего будущего. Обе стороны взаимосвязаны не только по факту совпадения «во времени и пространстве», но и потому, что в этом периоде мать является средой развития ребенка.

Беременность – это физиологический процесс, целью которого является зачатие, вынашивание и рождение ребёнка.

        Это важнейшая задача жизнедеятельности, но не витальная задача (то есть не нужная для поддержания индивидуальной жизни). Это ставит репродуктивную функцию в особое положение. С одной стороны, невыполнение этой функции не ведет к разрушению индивидуальной жизнедеятельности, а с другой — создает личностный конфликт, который может быть столь сильным, что повлияет вторично на соматическое и психическое здоровье. Выполнение репродуктивных задач может оказаться для субъекта осложненным со стороны не только физических возможностей организма, но и наличия противоречий между принятием социальной необходимости иметь детей и личностной неготовностью к этому.

        Таким образом, осуществление репродуктивной функции «не свободно» от психической регуляции. Психологические факторы являются существенным компонентом, влияющим на успешность беременности, а значит, и успешность раннего развития ребенка.

        В настоящее время можно выделить целый ряд областей психологии, занимающихся этими проблемами в разных аспектах. Это перинатальная психология, психология материнства, психосоматика, психотерапия, семейная психология. Есть уже определенные серьезные результаты. В частности:

  • разработаны теоретические основы профилактики нарушений;
  • выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка;

—        предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству), послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов;

  • предложены модели и методы психотерапии нарушений репродуктивного здоровья;
  • разработаны методы и средства диагностики, психотерапии и психокоррекции семейных проблем.

        Однако психологическая помощь по проблемам материнско-детских отношений (и беременности в том числе) может быть только комплексной. Каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и координации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психология родительства. Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является их превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству;   супружеских   пар   к  зачатию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы самых ранних этапов развития ребенка, Имеющиеся в настоящее время теоретические исследования и опыт практической работы позволяют обосновать три основных направления психологической помощи женщине и семье в период беременности:

  1.  Помощь в адаптации к беременности и оптимизация физического и психического состояния женщины. Нарушение физического и психического состояния женщины в беременности является фактором риска для развития ребенка.
  2.  Подготовка к материнству, В настоящее время распались семейные и культурные традиции формирования родительства, будущие родители часто совершенно не готовы к выполнению ряда родительских функции, особенно тех, которые направлены на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Именно эти функции в культуре являются наименее осознанными и в наибольшей степени регулируются традициями и семейным воспитанием, в отличие от функции удовлетворения физических потребностей ребенка.
  3.  Помощь в кризисной ситуации, возникающей в беременности. Возникновение кризисной ситуации в беременности может быть обусловлено следующими причинами:
  1.  в беременности может быть выявлен риск или реальные нарушении pаз вития ребенка;
  2.  нарушения физиологического течения беременности (как акушерская, так и экстрагенитальная патологии);
  3.  внешние обстоятельства, осложняющие само течение беременности и возможность успешного материнства после рождения ребенка,

Беременность «локализуется» на территории лечебных учреждений. Именно там, как показывает имеющийся опыт работы в этой области, и должна оказываться психологическая помощь. В лечебно-профилактических учреждениях в настоящее время уже сформирован высокий запрос на нее, причём не только со стороны населения, но и со стороны персонала. В этом отношении существует острая проблема подготовки специалистов и лицензирования этой деятельности.        

Психологическая помощь беременным должна быть ориентирована на конкретные задачи, основными из которых являются подготовка к материнству и помощь при возникновении проблем, осложняющих адаптацию к беременности и готовности к материнству. Необходимо выделение групп риска на основе первичной диагностики и оказание помощи по следующим направлениям: нарушение развития ребенка; нарушение физиологического течения беременности; нарушение психического здоровья женщины; нарушение материнско-детских отношений.

Оказание психологической помощи по всем необходимым направлениям должно осуществляться специалистами двух направлений: психолог (оптимизация материнской сферы, подготовка к материнству, психологические проблемы беременности); психотерапевт (психосоматические и психические проблемы в беременности). Работа психолога и психотерапевта может быть только комплексной.

Методы работы зависят от задач и направлений работы. Основными методами являются диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция, психотерапия и психопрофилактика. В настоящее время наиболее разработанными являются методы диагностики и коррекции, профилактика развита значительно меньше.

Сейчас основная проблема состоит в том, чтобы психологическая помощь беременным женщинам была своевременной и доступной. Есть запрос на такую помощь, есть исполнитель (психологи, оснащенные знаниями и методами работы). Но нет возможности эту помощь оказывать, Коротко остановимся на этих проблемах.

Со стороны населения запрос на психологическую помощь беременным появился давно. В настоящее время нет разработанной и утвержденной психологической специализации по работе с беременными женщинами и нет соответствующих рабочих мест, Нет систематизированного обучения данной специализации, А это совершенно необходимо, так как беременность — это особое состояние психики. Необходимо знать не просто общую психологию и гинекологию, а еще и психологию беременности и перинатального развития ребенка. Отсутствие стандартов и квалификационных требований ведет к тому, что помощь беременным женщинам часто оказывают люди, не имеющие соответствующей подготовки и квалификации, что создает дополнительные проблемы и, как показывает практика, часто весьма существенные.

Необходимо введение ставок психологов в соответствующие учреждения (женские консультации, роддома, перинатальные центры, а также туда, где оказываются женщины с детьми — детские поликлиники, больницы, центры реабилитации). Пока это упирается в позицию здравоохранения, расценивающего психологическую помощь только со стороны психотерапии медицинского направления, при котором оказывается помощь в коррекции состояния женщины в беременности (то есть решающей акушерско-гинекологические и психиатрические проблемы), Существование психологических проблем у женщины в беременности и проблем ее готовности к материнству стимулирует развитие негосударственных учреждений и центров помощи, а это, во-первых, доступно не всем и не везде, а во-вторых, представляет опасность получения непрофессиональной помощи.

Таким образом, психологическая помощь беременным женщинам в настоящее время является перспективной, бурно развивающейся, востребованной, теоретически обоснованной и практически разработанной отраслью психологической практики, однако сталкивается со значительными организационными трудностями, в первую очередь со стороны места в государственной структуре и образовательных программ.

Литература

  1.  Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего. Экология Земли — экология лона — экология Земли. Материалы конференции по проблемам перинатальной психологии медицины, Иваново, 21 - 22 мая 1998 г. —Иваново, 1998. — С. 12- 18.
  2.  Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — №1. — 2002. —С. 59-69.

3.        Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сборник материалов межрегиональной конференции: СПб.,2000.— С. 11-15.

  1. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Ред. Э.Г. Эйдемиллера: СПб., 2002. — С. 265-285.

5. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Межвуз. сборник научн. трудов. — Пермь, 1995. — С. 31-36.

6. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. — 1999. — №5.— С. 81-88.

7. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — С. 24 - 35.

  1. Филиппова Г.Г. Психология материнства: сравнительно-психологический анализ. Дисс. ... докт. психол. наук. — М., 2000.
  2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. — М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ограниченными возможностями здоровья: психологическая помощь семье в преодолении стресса

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи....

Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста...

«Скорая психологическая помощь» себе в период пандемии и не только

Конкретные, простые рекомендации, как оказать себе и окружающим «скорую психологическую помощь» ☺☼☺...

Психологические ресурсы семьи в период адаптации ребенка в ДОУ

Период адаптации ребёнка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от мат...