Главные вкладки

    Дети с ограниченными возможностями здоровья: психологическая помощь семье в преодолении стресса
    консультация

    В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА

    Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, фазы прохождения стресса матери,  психологическая помощь родителям.

    В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи.

    В семье родился малыш с ограниченными возможностями здоровья (генетические заболевания, детский церебральный паралич, патологии развития внутренних органов и др.). Что может сравниться с горем родителей, которые столкнулись со страшной реальностью – у их ребенка нарушение развития?!

    Горечь потери «идеального» ребенка, которого ожидали родители, беспокойство по поводу состояния здоровья малыша и его будущего, разрыв социальных связей, боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка – вот далеко неполный перечень проблем, встающих перед такой семьей. И зачастую психологическая помощь требуется не ребенку, а близким ему взрослым, переживающим чувство вины, беспомощности, пытающимся отрицать очевидное.

    Традиционно работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей.

    Динамика переживаний матери, узнавшей о рождении необычного ребенка, в основном совпадает с классическим описанием этапов (фаз) прохождения стресса при потере родного человека. Фактически она и переживает потерю ребенка, о котором мечтала.

    В первый момент женщина испытывает шок, который характеризуется потерей ориентации, а в ряде случаев – и спутанностью сознания. На данном этапе важна поддержка близких людей, пребывание рядом с новорожденным ребенком.

    Впоследствии наступает реактивная фаза, получившая название из-за появления разного рода реакций на происходящее (плач, гнев, поиск виноватых, самообвинение). Главное в оказании помощи на этом этапе – сочувствие и поддержка матери, причем в основе поддержки должно лежать признание за женщиной права на такую реакцию.

    Следующая фаза – адаптивная. Начинается процесс привыкания родителей к ситуации. Главное на этом этапе – принятие ребенка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.

    Далее наступает фаза реорганизации, которая характеризуется активными действиями родителей по изысканию ресурсов для организации нормального существования в реальной ситуации. На этой стадии происходит изменение стереотипов, свойственных данной семье, что способствует появлению более активной социальной позиции.

    Работа специалиста на двух последних этапах – адаптации и реорганизации – составляет основу социально-психологической поддержки семьи. Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов показал, что наилучшие результаты в развитии детей с ОВЗ достигаются при таком взаимодействии с семьей, когда она обеспечивается долговременной и многосторонней поддержкой.

    Главной целью работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, должно стать формирование положительных установок у родителей, стимуляция социальной активности и гармонизация эмоционального фона.

    При этом необходимо выделить основные направления работы:

    Самое важное – это формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности. Психологический портрет родителей «особого» ребенка характеризуется выраженной высоким уровнем тревожности, слабостью эмоциональных структур, социальной робостью, заниженной самооценкой. Почти все испытывают выраженные чувства вины и стыда перед детьми и перед членами семьи.

    Не менее важно развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров. Необходимо помочь родителям лучше узнать себя, найти гармонию с самим собой. В результате самоисследования и самопознания родители получают более точное представление о себе, что позволяет меньше зависеть от оценивания другими людьми.

    Следующий этап работы – это оптимизация детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя». Л. Ю. Панариной была предложена система коррекционно-психологической поддержки, направленной на воспитание адаптивного стиля взаимодействия матерей с младенцами с синдромом Дауна. Работа осуществлялась в два этапа. Первый этап был посвящен психотерапевтической работе с матерями, которая проводилась в форме психодрамы. Этот вид помощи был направлен на преодоление негативных последствий первой медицинской консультации (которая, как правило, приводила мать к сильнейшему стрессу) и формирование у нее положительного образа ребенка. Второй обучающий этап проводился на фоне положительных сдвигов в восприятии матерью ее ребенка, когда, собственно, и осуществлялось формирование адекватных отношений в диаде «ребенок-взрослый».

    Далее необходимо формирование внутрисемейной системы поддержки и гармонизация супружеских отношений. Работая с матерями, психолог опосредованно должен воздействовать на всех членов семьи.

    И в заключении - совершенствование коммуникативных форм поведения. Для всех без исключения родителей «особых» детей характерна повышенная ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.

    Реализация социально-психологической поддержки семьи, имеющей ребенка с особым ребенком может осуществляться через разнообразные формы работы. Это может быть вовлечение семьи в группы взаимной поддержки (родительские клубы, тренинги). Групповая работа позволяет родителям устанавливать новые социальные связи, получать поддержку других родителей и психолога, развивать чувство доверия.

    Не менее актуально индивидуальное психологическое консультирование. В процессе консультирования психолог предлагает помощь в виде обучения приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях.

    Семейное психологическое консультирование прежде всего направлено на формирование  полного принятия ребенка всеми членами семьи, на установление помогающих взаимоотношений, кооперативности в решении возникающих проблем.

     Очень важная форма работы с такой семьей – это организация совместных праздников и досуга. Данная форма работы с семьей влияет на общий эмоциональный фон и помогает избежать социальной изоляции.

    Важно отметить, что семьи с особыми детьми могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Такая семья становится дисфункциональной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье». От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

    Библиографический список

    1.Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. – М.: Издательский центр «Акаденмия», 2006.-274с.

    2.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна. Метод. пособие. – М.: Благотворительный фонд: «Даунсайд Ап», 2004. – 368с.

    3.Овчарова Р.В. Тренинги формирования сознательного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 256с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

    Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе....

    Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

    Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

    Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

    Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

    «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

    Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

    Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

    В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

    Семинар «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам»

    Представляю материалы семинара, проходившего в октябре 2014 г. на базе нашего дошкольного отделения, организованного для педагогов и специалистов дошкольных и школьных отделений комплекса с целью повы...