"Коррекция эмоционального состояния и поведения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью арт-терапии"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванчук Елена Владимировна

 

Ссылка на статью : https://disk.yandex.ru/i/KWXP_wGrJkP5nA  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция эмоционального состояния и поведения  детей, в том числе детей

 с ограниченными возможностями здоровья с помощью арт-терапии.

                                                                 Иванчук Елена Владимировна,

                                                                                           воспитатель

                                                                             

                                                        МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида»,

                                                                                                                       округ Муром

Современный мир,  находящийся в состоянии  социально – экономического кризиса,   является одной из первопричин  нарушений поведения детей,  что приводит к  их социальной и психологической дезадаптации.   В масштабе государства эта проблема  имеет негативное воздействие не только на  личностную сферу,  но и на  экономическое благополучие  страны.

Отличительной чертой большинства детей, детей  с ОВЗ ,является немотивированная агрессия,  которая, к сожалению, не исчезает вместе с взрослением ребенка. Напротив, если специально  не снимать проявления негативных эмоций, не помогать ребенку с ними справиться, они могут накапливаться, наслаиваться и уходить в глубины подсознания.

Огромным потенциалом в решении психолого-педагогических проблем обладает арт-терапия,  которая представляет собой  методику коррекции  при помощи художественного творчества.  Использование данного вида деятельности продиктовано  несколькими объективными причинами:

  •  педагогический состав обладает огромным опытом в   сфере развития художественного творчества;
  • техника арт – терапии  успешно  применяется  при  достаточно широком спектре психологических  отклонений:

  - трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей , в том числе и детей с ОВЗ; 
  - психосоматические расстройства; 
  - психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
  - невротические и эмоциональные расстройства;
  - оптимизация психического развития в детском возрасте.

  • использование этого метода   даёт  отличную положительную динамику;
  • использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога и при этом специальных знаний не требуется;

Применение арт – терапии  в работе  с  детьми, в том числе и детей с ОВЗ– наиболее приемлемый и эффективный метод, который имеет некоторые преимущества:

  1. Каждый воспитанник (независимо от возраста) участвует в работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изодеятельности или художественных навыков.
  2. Далеко не все дети, дети с ОВЗ, владеют речью, они затрудняются в словесном описании своих переживаний. У детей , зачастую нет желания разговаривать, они замкнуты в своём внутреннем мире. В этом случае арт-терапия помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию.
  3. Изодеятельность сближает детей.
  4. Арт – терапия используется для оценки состояния воспитанников, это корректный способ понаблюдать за детьми в самостоятельной деятельности, лучше узнать их интересы, ценности, увидеть внутренний мир, личное своеобразие, а так же выявить проблемы. Их работы рассказывают педагогу о настроении, мыслях, чувствах.
  5. Использование элементов арт-терапии помогает принять каждого ребёнка и помочь ему свободно самовыражаться,  а это важно для детей.
  6. Арт-терапевтическая работа помогает преодолеть плохое настроение.

Таким образом, арт-терапевтические занятия являются незаменимыми для работы с детьми , в том числе с детьми с  ОВЗ.

Цель арт- терапии:  профилактика психоэмоциональных состояний  у детей, в том числе  детей с ОВЗ, с помощью использования приемов арт-терапии. 

Работа организуется  по заранее  составленному плану,  включающему в себя  методы и приемы которые   представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие.

Для формирования  групп, подгрупп  проводится психолого-педагогическая  диагностика, в процессе которой выявляются:

  • Устойчивость-неустойчивость эмоционального состояния (уровень тревожности),
  • Особенности системы отношений к миру и к самому себе (отношения со сверстниками, взрослыми, отношение к значимой деятельности, отношение к себе),
  • Личностные особенности.

А по результатам проведённой диагностики будут комплектоваться группы для занятий арт – терапией.

Виды арт – терапевтических упражнений

1

Упражнения с цветами

2

Упражнения с каракулями

3

Упражнения с чернильными пятнами

4

Упражнения с глиной, воском, тестом или пластилином

5

Упражнения арт – терапии с линиями

6

Рисуночные упражнения:

- Рисунок самого себя;

- Рисунок своей (можно воображаемой) семьи

- Рисунок человека вообще

- Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)

7

Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»

Каждое занятие  структурируется за счёт  распределения общего времени  на 3 блока,  это позволяет эффективно добиться желаемого результата:

1 блок (10 – 15 % времени)  

Приветствие,  подготовка  к работе, создание атмосферы доверия

Изобразительный этап (35 – 50 % времени)

Раскрытие и разработка   с помощью изобразительных  средств темы, что,  как правило,  проходит молча.

Этап рефлексии

Комментарии участников о работе,  избегая  оценочных высказываний.

В ходе реализации арт-терапевтических занятий   дети , в том числе с ОВЗ:

- учится производить самоконтроль своих действий, поступков;

- изменяется   самоотношения ребёнка  в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе;

-   изменяется  качества рисунков ребёнка.

В ходе  занятий используются   следующие материалы: краски (масло, гуашь, акварель, темперу), цветные и простые карандаши, разнообразные фломастеры, пастель, краски для стекла, кисточки разной величины и губки (для раскрашивания больших объёмов), стаканчики для воды, глина, пластилин, природные материалы, нитки, иголки, бисер, пуговицы, брошки, куски ткани и меха, наклейки, журналы, фотографии, открытки и пр. 

Ожидаемые результаты работы

Психологический аспект:

- коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта;

- повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения;

- оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект:

- гармонизация личностного и интеллектуального потенциала;

- эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму;

- гармонизация внутрисемейных отношений;

- снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект:

- раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей ;

- развитие эстетического кругозора.

Арт-терапия для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, свои переживания, страхи, и тут на помощь приходят художественное творчество.

Любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно нарисовать. Таким образом, данная техника работы позволяет решить различные проблемы психологического характера, личностные трудности, оказать психологическую помощь дошкольникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

Дети с ограниченными возможностями здоровья: психологическая помощь семье в преодолении стресса

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи....

«Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики...

Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...

Презентация : Инновационный проект «Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».

Для детей с ТНР  характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особен...

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА

В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  рассмотрены основные направления психологической помощи....