Советы логопеда
консультация на тему

Информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная  казенная  дошкольная  образовательная  организация «Центр  развития  ребенка – детский сад №7»  города  Калача  Воронежской  области

ИНФОРМАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Советы логопеда

                                                                                     Подготовила                                                                                                                                                                              

                                                                                      учитель – логопед

                                                                                      ГРЕЧКИНА

                                                                                      Татьяна Ивановна

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но то, как он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки) родители часто не задумываются.

Родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 4-5 лет говорит неправильно, или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.

Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка — не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. В то же время, если не обращать на развитие речи должного внимания, то последствия могут быть самые неприятные.

Что способствует правильному речевому воспитанию: 

прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.

           Больше говорите с ребёнком, озвучивая все действия (купание, одевание,  кормление), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов,  произносите их чётко.

        Чаще рассказывайте, читайте сказки, стихи. Побуждайте договаривать слова и отвечать на вопросы по мере речевой возможности. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Рассматривайте картинки: Что это?  Кто это?  Пополняйте пассивный словарь по лексическим темам:  одежда, обувь, игрушки,  домашние животные,  лесные  животные, посуда,  продукты питания, мебель, электроприборы. Не стремитесь понять ребёнка с полуслова или с одного жеста, а создавайте такие условия, чтобы ребёнок выражал свои просьбы. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать.

         После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать молчаливость.

          Не следует раздражаться от детской «болтовни», малыш тренирует свои органы речи. Но нельзя забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают, играть тихо, когда  кто – то спит или болен, не кричать.  Не рекомендуется перегружать ребёнка – учить буквы, обучать чтению в 3-4 года без его желания.  При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями – это может привести к заиканию.  При позднем развитии речи нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарь. Не дожидайтесь,  пока ребёнок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой, маленький, ещё меньше);  соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).  Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это приводит к перевозбуждению ребенка, способствуя расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.   Проводите массаж пальцев и ладошек, выполняйте упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, стимулируя  тем самым речевые зоны мозга. Нельзя запрещать дома лепить, рисовать красками. Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по 1-2 минуты 1-2 раза в день.

     Не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что Ваш ребёнок не говорит, у каждого свои сроки становления речи и свои проблемы.

Помощь ребенку с проблемами в речевом развитии нужно оказывать своевременно и самим родителям — чаще обращать внимание на то, как говорит их ребенок.  

Хочется призвать родителей — обращайте внимание на своих детей, разговаривайте с ними, интересуйтесь их миром.

И еще. Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

  А такие  игры, изготовленные  мамой и ребенком, помогут   выработать

продолжительный, равномерный выдох уребенка,  сформировать сильную воздушную струю через рот. Эти  упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике и  способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

                                             

DSCN2884

                                                    «Самолётики»

Самолет построил я,

Поиграть зову вас я.

Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый  пилот (ребенок и взрослый) дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

DSCN2885

                                                      «Автомобили»

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться вперед.

                                           Как надо ездить, покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

                                                      «Паровоз»

Рельсы – рельсы,

Шпалы – шпалы,

Ехал поезд запоздалый.

Вдруг опасность на пути,

Стоп! Нельзя дальше идти,

Преграду убери,

Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача  ребенка – освободить дорогу, раздуть преграду.

Наша общая задача – помочь ребёнку достичь нормы речевого развития.