проект "Лето-чудеса природы"
проект на тему

Комарова Наталья Викторовна

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-_leto_chudesa_prirody_ml.i_sr.gr_.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Лето – чудеса природы»

Группа №12 «Солнышко»

                                                                                                        Воспитатели: Комарова Н.В

Черезова М.В.

                     

Вид проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, экологическое воспитание.

Продолжительность проекта: с июня по август месяц

Участники проекта: дети    группы, родители воспитанников, воспитатели.

Введение

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.

            В своей работе мы хотим познакомить детей с разнообразием живой и неживой природы, с её богатством и огромной пользой для человечества. Очень хочется донести до сознания детей, что природа сознательно не причиняет вреда людям, а лишь по надобности защищается от пугающих её действий. Например, пчела, если не пытаться её ловить, прижать или как-то навредить ей, то она пролетит мимо и ни за что не ужалит просто так. Животные не нападают просто так на человека, лишь в период выращивания своих детёнышей они излишне внимательны и подозрительны к окружающему.  Не трогай крапиву и не обожжёшься. Не ешь ядовитые ягоды и останешься здоровым. Если дети будут знать всё это, то будут ограждены от неприятных ситуаций при прогулке на природе. Будут бережнее относиться к окружающему природному миру. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, формирование представления у дошкольников о

разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления об окружающем мире:
  • насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;
  • цветах, их строении, способах и местах произрастания;
  • закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования;
  • Ягодах;
  • развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
  • формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
  • развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада;
  • развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
  • обучать восприятию красоты природы и передаче её через рисунки, лепку, аппликацию;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

  • у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, растениям);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
  • знать об их пользе или вреде;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающими понятиями;
  • создание гербария «Полевые цветы»;
  • коллективная работа «Щедрые дары лета»
  • выставка творческих работ «Расцвело васильками лето»;
  • фотовыставка «Я и лето».

Формы организации проекта:

  • Дидактические игры
  • Трудовая деятельность детей.
  • Работа с родителями.
  • Наблюдения
  • Поисково-исследовательская деятельность.
  • Изобразительная деятельность

План реализации проекта

1 Этап: Подготовительный.

  • Сбор и анализ литературы по данной теме
  • Разработка плана реализации проекта
  • Подборка иллюстративного материала.
  • Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр и упражнений по теме.
  • Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:

  • Дидактические игры по теме проекта;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Отгадывание загадок;
  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Пальчиковые игры;
  • Экскурсии;
  • Наблюдение;
  • Поисково-исследовательская деятельность;
  • Трудовая деятельность.
  • Творческая деятельность.

Организация самостоятельной деятельности детей:

  • Раскрашивание раскрасок «Цветы», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Грибы»;
  • Рассматривание картин по теме проекта;
  • Настольные и дидактические игры;  
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Наблюдение.

   Сотрудничество с семьёй:

  • Консультация «Бабушкины рецепты здоровья».
  • Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».
  • Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
  • Консультация «Ребенок на даче»
  • Консультация «О летнем отдыхе детей»
  • Консультация «Если ребенка ужалила пчела»

Основной этап реализует следующие темы:

Июнь:

1-2 недели: «Расцвело васильками лето»

3-4 недели «Шестиногие обитатели планеты»

Июль:

1-2 недели «Аптечка матушки-природы»

3-4 недели «Вкусные дары лета»

Август:

1-2 недели «Есть у солнышка друзья»

3-4 недели подведение итогов проекта

2 Этап: Реализация проекта.

Сроки проведения

Форма работы

Июнь

1-2-недели

Тема « Расцвело васильками лето»

  • Беседы:
  • «Цветы – краса земли»,
  • «Почему их так назвали»,
  • «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях»,
  • «Профессии людей, занятых в цветоводстве»
  • Загадывание загадок.
  • Заучивание и чтение стихотворений.
  • Чтение художественной, познавательной литературы:
  • Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
  • Дидактическая игра: 
  • «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
  • «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
  • «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий растений).
  • Пальчиковые игры:
  • Яблоня
  • Цветок
  • Цветок распустился

  • Подвижные игры:
  • Смелые мышки
  • Весёлые ребята
  • Карусель
  • Слушание музыки:

      цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  • Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  • П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  • Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  • М. Протасов “Одуванчики”
  • Исследовательская деятельность:
  • если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.
  • где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в -дали от солнечных лучей);
  • “Наблюдаем, как растут бархатцы” (Зарисовать)
  • “Проращиваем семена, луковиц”
  • Трудовая деятельность на участке - полив растений, рыхление почвы.
  • Собрать коллекцию: открытки «Букеты цветов» для выставки «Расцвело васильками лето»
  • Организация выставки «Расцвело васильками лето»
  • Экскурсия по территории сада с целью ознакомления, какие еще цветы растут на участках.
  • Рассказы детей о цветах дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
  • Творческая деятельность:
  • Рисуем цветы на песке во время прогулки
  • Собираем цветок из природного материала во время прогулки
  • Аппликация «Волшебный цветок»
  • Рисование «Ромашковое море»
  • Коллективная аппликация «Полевые цветы»
  • Лепка «Ах, цветы, цветочки»
  • Наблюдения:
  • Нужна ли цветам вода?
  • Любят ли растения солнышко?
  • Зачем мы рыхлим землю?
  • Как появляются цветы.
  • За васильками
  • За чистотелом
  • Работа с родителями:
  • Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
  • Консультация «О летнем отдыхе детей»

Июнь

3-4 недели

Тема «Шестиногие обитатели планеты»

  • Беседы:
  • «Кто такие насекомые?»
  • «Какие бывают насекомые»
  • «Насекомые и цветы созданы друг для друга».
  • «Таинственный мир насекомых».
  • Чтение познавательной и художественной литературы:
  • «Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х.
  •  «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
  •  «Жук на ниточке» Шит Э. Ю.
  • «Жизнь в пресной воде» Афонькин С.Ю.
  •  «Насекомые» Моя первая энциклопедия
  • «Чудо на ладони» перевод с английского Т. Нилова
  •  «Тараканий охотник» Е. Пермяк
  •  Детская энциклопедия «Бабочки»  Феклушин В.
  •  «Насекомые» Моя первая энциклопедия
  • А. Барто «Комары»,
  •  Б. Заходер «Муха-чистюха»,
  •  И. Мордовина «Кузнечик»,
  • «Лесные загадки»
  •  Дмитриев Ю. Д.
  • «Детская энциклопедия. Пчёлы»
  • Рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей)
  • Элементарная поисковая деятельность:
  • «Почему у бабочек крылья ярко окрашены
  • Найти на экологической тропе муравьиные дорожки;
  • Обследование пенька, дерева;
  • Дождевой червь и дождик.
  • Наблюдения:
  • «Цветок на цветке»  - за бабочкой
  • «Муравьиная тропа» - за муравьями
  • «Села пчелка на цветок» - за пчелами
  • «Стрекоза, стрекозка»
  • За божьей коровкой

  • Пальчиковые игры:
  • Паучок
  • Жучок
  • Пчелки
  • Подвижные игры:
  •  «Пчелка».
  • «Мотыльки»
  • «Летает - не летает»
  • «Пчелки и медведи»
  • Обыгрывание стихотворения «Пчела».
  • Составление сказок, рассказов о насекомых.
  • Изобразительная деятельность:
  • Рисование на тему «В траве сидел кузнечик».
  • Лепка «Бабочка»
  • Коллективная аппликация «Пчелки»
  • Рисование палочками на песке.
  • Сделай любого насекомого из природного материала
  • Построй из веточек муравейник
  • Дидактические игры: 
  • «Кто где живёт?»,
  • «Я знаю…»,
  • «Кто лишний?»,
  • «Хорошо – плохо».
  • «Кто летает, а кто ползает»
  • Прослушивание песен :
  • «В траве сидел кузнечик»
  • Из сказки «Золушка» «Добрый жук»
  • Тематическая выставка «Насекомые. Народные приметы»
  • Работа с родителями:
  • Консультация «Ребенок и природа»
  • Консультация «Если ребенка ужалила пчела»
  • Экскурсии в парк: наблюдения за насекомыми.

Июль

1-2 недели

Тема: «Аптечка матушки-природы»

  • Беседы:
  • «Зелёная аптека – что это такое»,
  • «Комнатные лекарственные растения»,
  •  «В мире лекарственных растений»
  • «Старый подорожник».
  •  «Помощница-календула».
  • Загадывание загадок
  • Рассматривание картин и иллюстраций по теме

  • Чтение познавательной и художественной литературы:
  • «Внутренняя красота», «Солнечное дерево» М. Скребцовой
  • «Душистая мята»
  • «Валерьяна целительница»
  • «Подорожник»
  • «Зверобой»
  • Детская энциклопедия «Растения»
  • Осинка и ветерок», «разговорчивая береза» М. Скребцовой
  • «Волшебная рябинка», «Художник и клен», А. Лопатина
  • А.Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах»
  • «Прогулки по лесу» - познавательные рассказы о природе,
  • В.Кастрючин «Сказки лесной полянки».
  • Поисково-исследовательская деятельность:
  • «Строение растений»
  •  «На участке ищем полезные растения»
  • «Где лучше посадить растения?»
  • «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
  • Пальчиковые игры:
  • «Солнце золотое»
  • «Дождик»
  • Подвижные игры:
  • «Комарики и лягушата»
  • «Солнечные зайчики»
  • Дидактические игры:
  • «Что лечит это растение?»,
  • «Узнай по запаху»,
  • «От какого растения часть?»
  • «Дерево, куст или трава»
  • «Что лишнее»
  • «Чей плод»
  • Наблюдения:
  •  за растениями в солнечный день, в пасмурный день.
  • за подорожником
  • Изобразительная деятельность:
  • Рисование палочками на песке
  • Выложи растение из природного материала
  • Рисование «Подорожник»
  •  Аппликация «Волшебная календула»
  • Лепка «Ягоды рябины»
  • Рисование «на лугу»
  • Чтение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях
  • Трудовая деятельность: полив растений на клумбе;
  • Экскурсии по территории детского сада: «Что где растет?»
  • Прослушивание музыкальных произведений:
  • Русская народная песня «Во поле березка стояла»
  • Русская народная песня «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»
  • «Звуки природы» музыка
  • П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  • Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  • Работа с родителями:
  • Консультация «Бабушкины рецепты здоровья»

Июль

3-4 недели

Тема: «Вкусные дары лета»

  • Беседы:
  • «Такие разные семена»,
  •  «Почему ягоды так назвали»»,
  • «Какие бывают корнеплоды»,
  •  «Полезные фрукты»
  • «Витамины в лесу и на грядке»
  • Загадывание загадок
  • Рассматривание картин и иллюстраций по теме
  • Чтение познавательной и художественной литературы:
  • сказки Д. Родари «Приключения Чиполино»,
  • рассказа А. В. Евстигнеева «Капуста»
  • Я. Тайц «По ягоды».
  • р.н.ск. «Вершки – корешки».
  • Сказки об овощах. Фруктах и ягодах Л. Скребцовой
  • Поисково-исследовательская деятельность:
  • «Когда поспеет ягода»
  • «Какие плоды полезней»
  •  «Чем отличаются фрукты от овощей»
  • Пальчиковые игры:
  • «С ветки ягоды срываем»
  • «Урожай»
  • «Огород»
  • Подвижные игры:
  •  «Карась и щука»
  • Хороводная игра «Огуречик»
  • «Змейка»
  • «Апельсин»
  • Дидактические игры:
  • «Что где растет?»
  • «Что для чего?»
  •  «Что лишнее?»
  • «Какое варенье?»
  • «Что есть у растения»
  • «Назови плод»
  • «Вершки или корешки»
  • «Угадай на ощупь»
  • Наблюдения:
  • Как поспевают ягоды
  • Что где растет
  • За яблоней на участке
  • За растениями на участке
  • Изобразительная деятельность:
  • Аппликация «Волшебное лукошко»
  • Рисование «Яблоки на дереве»
  • Лепка «Полезная морковка»
  • Лепка «Яблочки в подарок ежику»
  • Коллективная аппликация «Сладкие витамины»
  • Рисование «Земляника»
  • Рисование палочками на песке
  • Трудовая деятельность: полив растений, оборвать сухие листочки.
  • Экскурсии по территории сада.
  • Прослушивание музыкальных произведений
  • Работа с родителями:
  • Консультация «Ребенок на даче»
  • Беседа родителей с детьми о том, что растет у них на огороде
  • Наблюдения родителей с детьми за созреванием клубники в огороде

Август

1-2 недели

Тема: «Есть у солнышка друзья»

  • Беседы:
  • «Чему нас учит солнце»
  • «Чудо радуга»
  • «Небесная вода»
  • «Что подарило нам лето»
  • Загадывание загадок
  • Рассматривание картин и иллюстраций по теме

  • Чтение познавательной и художественной литературы:
  • «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л.Г.
  • «Поэзия дождя» Паустовский К.

  • «Живительный дождик» М. Пришвин
  • Поисково-исследовательская деятельность:
  • «Куда дует ветер»
  • «Для чего светит солнце»
  • «Почему летом солнце жаркое»
  • «Путешествие дождевой капли»
  • Пальчиковые игры:
  • Радуга
  • Ветер
  • Дождик
  • Подвижные игры:
  • «Солнышко и дождик»
  • «Горелки»
  •  «Солнечные зайчики»
  • Дидактические игры:
  • «Собери радугу»
  • «Чего не бывает»
  • «Что лишнее»
  • Наблюдения:
  • за облаками
  • За ветром
  • За солнцем
  • Изобразительная деятельность:
  • Рисование «А на небе радуга»
  • Рисование «Дождик, лей, лей»
  • Лепка «Солнышко»
  • Аппликация «Ярче, солнышко, свети»
  • Рисование палочками на песке
  • Выложи из подручного материала солнце, дождик, облака.
  • Трудовая деятельность: полить растения на участке, вырвать сорняки на клумбе.
  • Экскурсии по территории сада: «Природа в ожидании осени»
  • Прослушивание музыкальных произведений:
  • «Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
  • «Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора
  • «Дождя не боимся - Песня из к/ф "Незнайка с нашего двора"
  • «Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
  • «Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
  • «Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда»
  • «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот»
  • Работа с родителями:
  • Фотовыставка « Я и лето»
  • Консультации «Если хочешь быть здоровым, закаляйся»

Август

3-4 недели

  • выставка творческих работ «Расцвело васильками лето»;
  • фотовыставка «Я и лето».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...