Контрольно измерительный материал к мониторингу в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Власенко Ольга Алексеевна

Контрольно измерительный материал к мониторингу в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_starshaya_gruppa2.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

- Умеет оценивать свои поступки и поступки окружающих, и выражает о них свое мнение.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились?» Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?

Ребенок в семье, в обществе.

- Знания о своей семье и ее истории.

Проведение исследования

С ребенком обследуют по вопросам

1.Как зовут маму, папу?

2.Что делает мама, папа?

3.Когда они хвалят тебя, а когда ругают?

4.Как ты помогаешь маме, папе?

5.Какой ты хочешь быть мамой, папой?

6. Кто еще живет вместе с вами? Как этих родственников зовут?

7.Ты их любишь? Как они друг к другу относятся?

8.Как вы вместе проводите время?

Обработка данных

Анализируют, какие функции членов семьи лучше всего осознают дети. Выясняют, какие оценочные воздействия и по поводу чего разные члены семьи адресуют ребенку. Анализируют спектр обязанностей, которые осознает малыш, нравственные качества взрослых. Выявляет представление дошкольника о будущих семейных ролях.

- Сформированы гендерные представления.

Проведение исследования:

С ребенком беседуют по вопросам:

1.Ты мальчик или девочка?

2.Когда ты вырастишь, кем ты будешь?

3.Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?

4.Какая твоя моя любимая игрушка?

5.Какой твой любимый мультфильм?

6.С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?

7Почему?

8.Что ты любишь рисовать?

9Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?

10.Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?

11Каким должен быть мужчина? Что он должен уметь делать

12Какой должна быть женщина? Что она должна уметь делать?

Обработки данных: Анализируются уровень сформированности гендерных установок, определение гендерной идентичности, индивидуальные особенности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (в процессе наблюдений)

А) Самообслуживание:

- умение самостоятельно одеваться и раздеваться, не отвлекаясь;

- умение аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью без напоминания;

- умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относиться к личным вещам и вещам других детей;

- формирование привычки правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки;

- проявление желания помогать друг другу.

Б) Хозяйственно-бытовой труд:

- умение и желание помогать взрослым поддерживать порядок в группе (протирать игрушки, строительный материал и др.);

- умение и желание наводить порядок на участке детского сада (подметать дорожки, зимой очищать их от снега, поливать песок в песочнице и др.);

- формирование привычки убирать постель после сна;

- умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды;

- умение самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для краски, палитры, протирать столы.

В) Труд в природе:

- умение выполнять обязанности дежурного по уголку природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и др.);

- умение и желание заботиться о подкормке зимующих птиц;

- привлечение детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая, семян, пересаживание цветущих растений из грунта в уголок природы) – при участии воспитателя;

- зимой привлечение детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега.

Г) Ручной труд (по результатам НОД):

- умение работать с бумагой (сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке – шапочка, кошелек, лодочка, домик);

- умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадрат на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам – корзинка.

Д) Умение ответственно относиться к выполнению трудовых поручений.

Е) Умение оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Ж) Желание и стремление оказывать помощь.

- соблюдает элементарные правило личной гигиены, владеет основными навыками самообслуживания.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости»

Формирование основ безопасности.

- Знает и соблюдает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов. Понимает значения сигналов светофора; уточняет и называет некоторые дорожные знаки.

 А) Дидактическая игра «Как правильно перейти улицу».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Задание:

Воспитатель просит ребенка ответить на вопросы:

- Что делает светофор? На какой сигнал можно переходить дорогу?

- Объясни, что это за знак?

- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.

- Где можно кататься на велосипеде детям? (во дворе, не мешая окружающим, в присутствии взрослых).

Б) Дидактическая игра «Специальные машины».

Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция».

Задание:

- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?

- знает и соблюдает правила безопасного поведения в природе; знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Беседа «Правила поведения в природе».

Материал: предметные картинки с изображением природных явлений (гроза, туман, радуга, молния). Картинки с изображением оказания первой медицинской помощи.

Задание:

- Кто в природе главный: человек, растения или животные? (все взаимосвязано)

- Почему нельзя рвать и есть растения? (они могут быть ядовитыми)

- Что это за явление? (рассматривание картинок). Правила поведения при грозе. (нельзя стоять под одиноким деревом, купаться в реке, держаться за металлические предметы, пользоваться электроприборами и др.)

- Как оказать первую помощь при ушибах и укусах насекомых?

- знает о работе экстренных служб и их телефоны «01,02,03,04,112». Сформированы знания навыки безопасного использования бытовых приборов.

А) Дидактическое упражнение «Позвони по телефону».

Материал: телефон, картинки с изображением пожара, с заболевшим, в дом стучит страшный незнакомец.

Задание:

Предложить ребенку позвонить по телефону по предложенной ситуации: при пожаре – 01, вызов полиции – 02, скорая помощь – 03.

Б) Беседа «Правила поведения при пожаре».

Материал: сюжетные картинки «Пожарная безопасность».

Задание:

- Из-за чего может произойти пожар? (рассматривание и обсуждение картинок)

- Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар?

В) Дидактическое упражнение «Ребенок и незнакомые люди».

Материал: сюжетные картинки «Правила безопасности» (по теме).

Задание:

- Как ты поступишь, если тебя незнакомец угостит конфеткой, и пригласит покататься на машине?

- Можно ли приглашать незнакомого человека в дом, если он говорит, что работает вместе с мамой или папой?

- Когда ты один дома, в дверь кто-то постучит или зазвонит телефон, что ты сделаешь?

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений.

1. Количество и счет:

А) Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 зайчиков, 9 медвежат, 10 кошечек).

Задание:

Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай медвежат. Сколько их всего?

- Посчитай кошечек. Сколько их? И т. д.

Б) Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».

Материал: 10 разных игрушек.

Задание:

Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит медвежонок, какая по счету лисичка? И т. п.

В) Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну».

Материал: мелкий счетный материал.

Задание:

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 зайчиков и 7 морковок. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего зайчиков?

- Сколько морковок?

- Кого больше (меньше)?

- На сколько?

- Сделай так, чтобы их стало поровну.

- Как еще можно это сделать?

Г) Дидактическая игра «Подбери цифру» (от 0 до 9)

Материал: карточки с разным количеством изображений, набор цифр.

Задание:

Предложить ребенку рассмотреть карточки, сосчитать изображенные предметы и подобрать цифру (3-4 варианта).

Д) Дидактическая игра «Назови соседей».

Материал: числовой ряд.

Задание:

Предложить ребенку внимательно рассмотреть числовой ряд и назвать соседей чисел в пределах 10 (2-3 варианта).

Е) Дидактическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов.

Задание:

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет.

Вопросы и задания:

- Сосчитай количество частей «Группы игрушек».

- Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.)

- Посчитай количество игрушек каждой части.

- Чего больше?

- Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

- Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.)

Ж) Дидактическое упражнение «Деление целого на части».

Материал: круги и квадраты, ножницы.

Задание:

Ребенку предлагается на выбор круг или квадрат сначала разделить на 2 части (пополам), а затем на четыре (понятия – одна вторая, одна четвертая часть, целое).

2.​  Величина:

А) Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

Задание:

- Что ты видишь на столе?

- Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

- Чем они отличаются?

- Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

Б) Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук

Задание:

Разложи ленточки в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самая длинная (короткая)», «короче (длиннее)», «еще короче (длиннее)», «самая короткая (длинная)».

3. Форма:

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки: мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их.

-Чем отличаются овал от круга и прямоугольника?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

- Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы

4. Ориентировка в пространстве:

А) Игра «Встань там, где я скажу»

Задания:

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо.

Вопросы:

- Что ты видишь справа (слева) от себя?

-Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

- Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т. п.

Б) Дидактическая игра «Муха».

Материал: лист бумаги, круг.

Задание:

- Муха находится в середине (вверху, вниз у, в углу, справа-слева).

5.​ Ориентировка во времени:

А) Дидактическая игра «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Задание:

- Разложи картинки по порядку, начиная с утра.

- Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

Б) Дидактическое упражнение «Назови соседей»

Вопросы:

- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?

- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

  1. Познавательно – исследовательская деятельность
  2. Сенсорное восприятие
  3. Проектная деятельность.

Ознакомление с предметным окружением.

А) Дидактическая игра «А знаешь ли ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.

Задание:

Ребенок рассматривает предметы и картинки, отвечает на вопросы:

- Разложи по группам, из какого материала сделаны предметы.

- Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?

- Назови цвет всех колец пирамидки.

- Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему?

Б) Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Материал: те же картинки или предметы, что и в п. А.

Задание:

Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит. Необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет.

Дидактическая игра «Что из чего?».

Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические, деревянные; салфетки бумажные, матерчатые.

Задание:

- Объедини предметы, сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.

- Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.).

Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.

- Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и др.

Критерии оценки:

4 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. С небольшой словесной помощью взрослого характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок.

Ознакомление с социальным миром.

Сформированы представления о малой Родине; о достопримечательностях, культуре традициях родного края; замечательных людях, прославивших свой край.

Сформировано понятие о деньгах и их функциях.

4. Уровень знаний о профессиях: Знает профессии

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий - повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий

Задание:

Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии?

4. Объедини строителей.

5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

Критерии оценки:

4 балла — ребенок самостоятельно называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда с небольшой словесной помощью взрослого.

2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.

5. Уровень знаний детей о некоторых родах войск: (сформированы представления о Российской армии; уважение к защитникам отечества)

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий.

Примерные вопросы:

1.Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)

2.При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.

3. Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?

4. Для чего нужны военные?

Критерии оценки:

4 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.

1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии.

6. Уровень знаний о себе, родном городе; стране (сформированы представления о родной стране, о государственных праздниках.)

Примерные вопросы:

1. Назови свой домашний адрес.

2. С кем ты живешь вместе?

3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?

4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?)

5. Назови поселок, в котором ты живешь.

6. Как называется наша страна?

7. Сможешь назвать главный город страны? Столицу нашей республики?

Критерии оценки :

4 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного поселка, страны, республики, столиц.

3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира). Знает название родного поселка, страны, республики, столиц; отвечает правильно с небольшой словесной помощью взрослого.

2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет поселок, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну, республику или главный город страны, республики.

1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет поселок, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну, республику и главный город страны, республики.

Ознакомление с миром природы.

Уровень знаний детей о животных:

А) Дидактическая игра «Кто есть кто?» (классификация)

Материал: предметные картинки – домашние животные и дикие (лесные) животные, птицы (ласточка, скворец, синица, ворона, сорока, галка, снегирь, воробей), пресмыкающиеся (ящерица, черепаха), насекомые (пчела, комар, муха).

Задание:

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить по группам: домашние животные, дикие животные, зимующие и перелетные птицы, пресмыкающиеся, насекомые.

Критерии оценки:

4 балла — ребенок без помощи взрослого называет все картинки, правильно классифицирует и выделяет группы.

3 балла — ребенок называет все картинки, правильно классифицирует, выделяет группы с небольшой помощью взрослого.

2 балла — ребенок самостоятельно называет большинство картинок, но классифицирует и выделяет группы только с помощью взрослого.

1 балл — ребенок называет лишь отдельные картинки, затрудняется в классификации даже с помощью воспитателя.

Б) Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Задание:

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

-Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

-Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.

-Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

-Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

- Что помогает ему выдержать холод?

-Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

-Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

Критерии оценки:

4 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.

3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных с небольшой помощью взрослого.

2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все

вопросы может ответить.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных.

3.​ Уровень знаний детей о сезонных изменениях в природе:

Дидактическая игра «Что было бы если…?»

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

Задание:

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

-На какой из картинок изображена вода?

-На зимней картине есть вода?

-Почему ты так решил? Объясни.

-А можем мы летом увидеть лед?

- Почему?

Критерии оценки:

4 балла - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

3 балла - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, рассказывает с небольшой помощью взрослого; обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

1 балл - ребенок имеет представление о сезонных изменениях в природе, но не знает о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

4.​ Уровень общей осведомленности о роли человека в природе:

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе или набор природоохранных знаков.

Задание:

Ребенок, перемещая стрелку (рассматривая знаки), рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу

Критерии оценки:

4 балла — ребенок самостоятельно анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе с небольшой помощью воспитателя.

2 балла - ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.

1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Уровень знаний детей о растениях:

А) Дидактическая игра «Что лишнее?»

Материал: Карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений (например: подорожник, крапива, лопух, береза; ель, сосна, дуб, смородина; малина, сирень, вишня, крапива).

Задание:

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы:

-Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

-Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые растения.)

- Береза - это... (дерево) и т.д.

Критерии оценки:

4 балла - ребенок самостоятельно называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые растения», «кустарники», «деревья».

3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающие слова с небольшой помощью взрослого.

2 балла — ребенок называет правильно растения, выделяет лишнее, но не знает обобщающего слова «травянистые растения», «кустарники». Поясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно только одно растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения, кустарники)

Б) Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка).

Задание:

1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.

Вопросы:

-Назови, какие деревья ты узнал.

-Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки:

4 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения с небольшой подсказкой взрослого.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи.

Умеет решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убежать, доказать, объяснять.

Умеет различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Задание:

- Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь.

Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы воспитателя.

3 балла – ребенок отвечает на все вопросы воспитателя, но с небольшой помощью взрослого.

2 балла – ребенок отвечает на все вопросы, но дает односложные ответы и только с помощью воспитателя.

1 балл – ребенок не может дать ответа на большинство вопросов, не понимает задание.

Умеет определять место звука в лове; составляет по образцу простые и сложные предложения.

 А) Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

Задание:

- Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине, а в конце слова).

Б) Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».

Задание:

- Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

- Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.

Критерии оценки:

4 балла - ребенок самостоятельно без ошибок определяет место звука в слове.

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове, но иногда неуверенно.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок.

Умеет пользовать прямой и косвенной речью; последовательно и выразительно пересказывает небольшие сказки, рассказы.

А) Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Семья».

Вопросы по содержанию картинки:

- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи по картине, как будто о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

Б) Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, незнакомое детям.

Критерии оценки:

4 балла — ребенок составляет рассказ о семье по сюжетной картине, употребляя сложные предложения разных видов. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта по образцу воспитателя, употребляя сложные предложения разных видов. Последовательно пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Составляет рассказы по картинкам с последовательно развивающим действием.

Составляет рассказы о событиях из личного опыта, придумывать сои концовки  к сказкам.

Приобщение к художественной литературе.

Умеет внимательно и заинтересованного слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминает считалки, скороговорки, загадки.

«Прочитай наизусть стихотворение, считалку, загадку».

Задание:

Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

3 балла – ребенок выразительно читает наизусть 1 стихотворение, 1 считалку, 1 загадку с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание названия, или начало.

2 балла – ребенок может рассказать или 1 стихотворение, или 1 считалку, или 1 загадку.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Сформировано эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Знает авторов русской и зарубежной литературы.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие »

Приобщение к искусству.

Дидактическое упражнение «Виды изобразительного искусства».

Материал: картины (И.Шишкина, И.Левитана, В.Серова, И.Грабаря и др.), книги с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е.Рачева, Е.Чарушина, И.Билибина и др.), изделия народного декоративного искусства (городец, полхов-майдан, гжель, матрешки, марийские игрушки), скульптура (картинки).

Задание:        

Предложить ребенку назвать знакомые им предметы и распределить по группам, объяснить, почему они так разложили предметы.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, называет все предметы, умеет придумать красивое оформление группового помещения.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, называет все предметы, умеет придумать красивое оформление группового помещения, но с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – ребенок справляется с заданием только с моторной помощью взрослого.

1 балл – ребенок плохо справляется с заданием даже после любой помощи взрослого или совсем не справляется.

Изобразительная деятельность:

Рисование;

Развитие продуктивной деятельности (рисование) – всей группой:

А) Предметное рисование (карандашами) «Весеннее дерево».

Задание: нарисовать карандашами весеннее дерево.

Б) Декоративное рисование.

Материал: шаблоны для рисования народных промыслов (барыни, лошадки, матрешки, разделочные доски, платье), изделия народно-прикладного искусства – дымковская и филимоновская игрушки, городецкая роспись, Полхов-Майдан, марийские изделия или картинки.

Задание:

Выбрать бумажную заготовку на свой выбор и украсить в соответствии с выбором (рисуем красками).

В) Сюжетное рисование.

Задание:

Нарисовать композицию на тему сказки «Кого встретил Колобок?» (материал на выбор детей – фломастеры, восковые мелки, пастель и др.) или можно рассмотреть уже готовые сюжетные рисунки, выполненные детьми во время непосредственно образовательной деятельности.

Критерии оценки:

4 балла – с помощью взрослого анализирует образцы; ориентируется в пространстве листа бумаги; передает в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений, элементов народных промыслов; изображает основные части и детали предметов, передает их своеобразие, передает движения фигур; составляет узоры; использует разнообразные изобразительные средства; технические навыки достаточно сформированы; изображения реалистичны, передает в рисунке настроение, выделяет передний и задний план; сам организует свое рабочее место.

3 балла – с помощью взрослого анализирует основные характеристики образов и ориентируется на листе бумаги; передает в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений, элементов народных промыслов; изображает основные части и детали предметов, передает их своеобразие, передает движения фигур; составляет узоры; но зачастую не соотносит использование изобразительных средств с замыслом, поэтому не всегда получается нужный результат, но при этом в рисунке отражаются отдельные творческие проявления; рисунки недостаточно выразительны; организует свое рабочее место с помощью взрослого.

2 балла – затрудняется в анализе образцов и ориентировке на листе бумаги – самостоятельно выделяет лишь отдельные части; изобразительные средства выбирает спонтанно; изображения статичны и, как правило, не связаны друг с другом; изображения недостаточно реалистичны, рисунки невыразительны.

1 балл – выделяет в образце отдельные стороны, по вопросам взрослого и ориентировке на листе бумаги создает стереотипные простые изображения; изобразительные средства выбирает спонтанно; рисунки не выразительны и не вызывают интереса.

Лепка;

Развитие продуктивной деятельности (лепка) – всей группой:

Коллективная лепка по сказке «Теремок» (по 4 человека).

Материал: игрушки по сказке «Теремок».

Задание:

Вылепить кого-либо из зверей (заяц, лиса, медведь, волк) в соответствии с сюже​том (вылепить героев для своей композиции). Например, заяц, тарелка, стол. Объединить работы нескольких детей в единую композицию.

Критерии оценки:

4 балла – лепит по представлению литературных героев – животных; пользуется разнообразными приемами лепки; сглаживает поверхность формы, делая ее устойчивой; технические навыки сформированы, передает характерную структуру и пропорции объектов, характерные движения фигур, создает сюжетные композиции; ярко проявляет творчество.

3 балла – лепит по представлению персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность формы, делая ее устойчивой, но при этом нуждается в помощи взрослого в выполнении технических действий; не всегда получается результат, соответствующий замыслу: пользуется основными приемами лепки; изображения достаточно реалистичны, но недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе лепки.

2 балла – лепит простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы; изобразительные средства выбирает спонтанно; пользуется несколькими стереотипными приемами лепки; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны.

1 балл – создает стереотипные изображения и чаще всего в совместной со взрослым деятельности, технические навыки не сформированы; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны.

Аппликация.

Развитие продуктивной деятельности (аппликация) – всей группой и индивидуально:

А) Технические умения:

- разрезание бумаги на короткие и длинные полоски

- вырезание кругов из квадратов, овалов из прямоугольников

- вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой

- вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам

- использовать прием обрывания

- аккуратно и бережно относиться к материалам

-

Материал: 3 полоски, 2 квадрата, 2 прямоугольника, ножницы, поднос.

Критерии оценки:

4 балла – уверенно пользуется ножницами, вырезая формы из бумаги с помощью техник симметричного, многослойного, силуэтного вырезания; пользуется разнообразными приемами аппликации, которые творчески сочетает, нетрадиционными техниками; создает изображения по представлению и с натуры, сюжетные композиции; изображения реалистичны; ярко проявляет творчество.

3 балла – создает изображения по представлению и с натуры, при создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого; придумывает замысел до на чала аппликации, однако не всегда получается результат, соответствующий замыслу; технические навыки вырезывания сформированы недостаточно, часто действует неточно, неаккуратно; пользуется основными приемами аппликации; изображения достаточно реалистичны, но не очень выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе аппликации.

2 балла – имеет небольшой набор стереотипных изображений; до начала аппликации определяет не замысел, а лишь тему в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; неуверенно пользуется ножницами, технические навыки вырезывания не сформированы.

1 балл – создает стереотипные изображения; тема аппликации определяется в процессе самой деятельности; пользуется небольшим количеством стереотипных приемов; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; неуверенно пользуется ножницами; технические навыки вырезывания не сформированы.

Конструктивно – модельная деятельность.

 Умение анализировать постройку по схеме:

Материал: схема постройки.

Задания:

- Какая деталь лежит в основании постройки?

- Какая деталь поставлена на основание?

- Что находится на верху постройки?

2.​ Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, треугольная призма, цилиндр, конус.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина).

3.​ Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку:

Материал: строительные наборы, рисунки зданий.

Задание:

Коллективное конструирование «Построим город».

Постройка по образцам, каждый ребенок выбирает, что будет строить и где будет находиться его постройка.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.

Образовательная область « Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Сформированы представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье.

                                                                  Беседа по вопросам

-Какие друзей нашего здоровья ты знаешь? Расскажи о них.

-Какие водные процессы ты делаешь по утрам?

-Делаешь ли ты ежедневно утреннюю  зарядку?

-Чем она полезна?

-Соблюдаешь ли ты режим дня?

-Что дарить нам движение?

-Какие подвижные игры тебе нравится?

-Почему полезно ходить на прогулку в лес или парк?

Сформированы представления о роли гигиены и режиме дня для здоровья; умеет характеризировать свое самочувствие.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей .

Знает основные техники безопасности и правила поведения на спортивной площадке.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей .

Сформирована правильная осанка; умеет осознанно выполнять движения

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей .

Физическая культура.

Умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.

Умеет лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.

Умеет прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.

Умеет прыгать через длинную скакалку.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.

Умеет ориентироваться в пространстве

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.

Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляет инициативу и творчество.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.

Сформировано участие в играх эстафетах.

Наблюдение в процесса НОД и самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста

Описание методики обследования уровня развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста....

Мониторинг и контрольно измерительный материал в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста (2 - 3 года)

Вашему внимание представлен мониторинг и контрольно измерительный материал в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста по рабочей программе "От рождения до школы" под редакции Вераксы....

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Перспективно комплексно - тематическое планирование в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет

Перспективно комплексно -  тематическое планирование в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет...

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения, имеющего индивидуальные образовательные потребности в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста «Рябинка»

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения, имеющего индивидуальные образовательные потребности в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста «Ря...

Проект на летний оздоровительный период в группе старшего дошкольного возраста общеобразовательной направленности

Мероприятия, направленные на решение задач:Увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе, проведение физкультурно-оздоровительных праздников и досугов на улице;Использование природных факторов...