Сообщение для педагогов Тема «Роль игры в воспитании дошкольнико»
консультация (средняя группа) на тему

Ульяненко Наталья Николаевна

Для детей дошкольного возраста, игры имеют значительное место, игра это учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания.

Игра для дошкольников - способ познания  окружающего.Игра служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности - учёбе.В игре ребёнок органично развивается, познаёт очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми - в семье, их профессиональной деятельности. В процессе игры развиваются духовные и  физические силы ребёнка. Игра расширяет познания ребёнка о себе, о мире, даёт ему ощущение господства над тем, что его окружает. Игра постоянная и неизменная спутница детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов

Тема

«Роль игры в воспитании дошкольников»

                                    «Игра  не пустая  забава.

                                                       Она необходима для счастья детей,

 для их здоровья и правильного развития».

(Д.В.Менджерицкая)

В новых ФГОС ДОУ использована наиболее современная и полная типология детских образовательных областей.  Каждая область направлена на развитие какой либо детской деятельности. В каждой образовательной области  помимо образовательных задач выделены специфические задачи психолого – педагогической работы.

ФГОС ДОУ устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.

Изменения такого рода предполагает изменения подходов к организации воспитательно - образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует  пищи. В этот период  память по скорости развития  опережает другие способности, ребёнок  рассматривает  картинку, видит  необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.  Лёгкость, с которой дети  запоминают  стихи, считалки, потешки, загадки,  песенки и сказки, объясняется  бурным  развитием их природной памяти. Ребёнок  запоминает всё яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребёнок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Н.К.Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры -  имеют исключительное  значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.  Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения ……изучают растения и животных» [3, с.91].

В дошкольном возрасте  дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовывать» какую – либо ситуацию и тем самым приблизить её  к себе.

Многие современные программы представляют разные виды игр. Уже на ранней и младшей возрастных ступенях, именно в игре, дети имеют наибольшую возможность быть  самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игр на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Игра служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – учёбе. Игра – это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности. В игре ребёнок органично развивается,  познаёт очень важный пласт  человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. В процессе игры развиваются духовные  и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют их потребность к активной деятельности [2, с.73].

В ходе игры дети всерьёз заняты овладением новыми для них  сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребёнка о себе и о мире, даёт ему ощущение господства над тем, что его окружает.

Игра постоянная и неизменная спутница детства. Говоря о периодизации игр можно выделить:

  • предметная игра, в которой ребёнок воспроизводит действия с предметами,

подражая взрослым (1-3года);

  • сюжетно-ролевая игра (4-5лет);
  • игра с правилами (5-7 лет)
  • театрализованная игра;
  • дидактическая игра (основная форма организованного обучения в

дошкольном возрасте).

Важной особенностью игры  как формы жизни детей является  её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая  деятельность, связанная с выполнением режима, и игра. Игры, которые придумывают сами дети, обозначаются в дошкольной педагогике  не однозначно: «творческие»,  «сюжетно-ролевые». Игра - наиболее доступный  ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки  полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными.  Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолёты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребёнка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Н.К.Крупская  рассматривала игру как средство всестороннего развития ребёнка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребёнка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Детские игры  чрезвычайно многообразны  по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.

Единство и взаимодействие проявляются по – разному  в разных видах игр. В творческой игре  фокусом, собирающим все стороны  личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От сложности и интереса замысла, степени увлечённости им зависят сила эмоций и  способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами  главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают в основном подвижные и дидактические игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игры необходимы для здоровья детей, они делают их жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Игра имеет большое значение в образовании, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом [4,с 72].

Нередко игра служит дошкольникам для сообщения, каких либо новых знаний,  для расширения их кругозора. Старание,  быть похожим на какого, либо героя, или быть успешным в труде как близкие у детей появляются мечты о будущей профессии. Всё это делает игру важным средством создания направленности личности ребёнка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение. Они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, памяти и произвольного внимания. Каждая игра с правилами имеет определённую дидактическую задачу, но в конечном итоге она направлена  на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решать более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что все занятия должны строиться только на игре. Обучение требует применения различных методов, а игра – один из них. Она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдение, чтение, и другие.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, переживания и достижение цели. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию доброты, благородства, сочувствия, сострадания и навыки коллективной жизни. Задача педагога сделать каждого ребёнка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами

[1, с 14].

Дети играют потому, что игра доставляет им удовольствие, ведь не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, и заставляет подчинять свои чувства и мысли поставленной цели игры.

В игре воспитывается интерес к труду взрослых. Дети изображают в игре людей разных профессий, подражают не только их действиям, но и отношению к труду взрослых, и к самим людям.

Игра важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается ритм и красота движений, формируется художественный вкус.

 Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Список литературы

  1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.

  1. Бондаренко А.К., Митусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для

воспитателя дет. сада / сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. – 192с.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание»  статья «Игры разные нужны» К.

Закирова, методист, МАДОУ № 415, Э. Сабирзянова, методист, МАДОУ № 166: № 6 2012 г. – 126с.

  1. Журнал «Ребенок в детском саду» статья «Наши помощники – игры» И.

Манина, воспитатель ГДОУ № 1: № 4 2001г. – 96с.



Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов

Тема

«Роль игры в воспитании дошкольников»

                                    «Игра  не пустая  забава.

                                                       Она необходима для счастья детей,

 для их здоровья и правильного развития».

(Д.В.Менджерицкая)

В новых ФГОС ДОУ использована наиболее современная и полная типология детских образовательных областей.  Каждая область направлена на развитие какой либо детской деятельности. В каждой образовательной области  помимо образовательных задач выделены специфические задачи психолого – педагогической работы.

ФГОС ДОУ устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.

Изменения такого рода предполагает изменения подходов к организации воспитательно - образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует  пищи. В этот период  память по скорости развития  опережает другие способности, ребёнок  рассматривает  картинку, видит  необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.  Лёгкость, с которой дети  запоминают  стихи, считалки, потешки, загадки,  песенки и сказки, объясняется  бурным  развитием их природной памяти. Ребёнок  запоминает всё яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребёнок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Н.К.Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры -  имеют исключительное  значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.  Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения ……изучают растения и животных» [3, с.91].

В дошкольном возрасте  дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовывать» какую – либо ситуацию и тем самым приблизить её  к себе.

Многие современные программы представляют разные виды игр. Уже на ранней и младшей возрастных ступенях, именно в игре, дети имеют наибольшую возможность быть  самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игр на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Игра служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – учёбе. Игра – это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности. В игре ребёнок органично развивается,  познаёт очень важный пласт  человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. В процессе игры развиваются духовные  и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют их потребность к активной деятельности [2, с.73].

В ходе игры дети всерьёз заняты овладением новыми для них  сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребёнка о себе и о мире, даёт ему ощущение господства над тем, что его окружает.

Игра постоянная и неизменная спутница детства. Говоря о периодизации игр можно выделить:

  • предметная игра, в которой ребёнок воспроизводит действия с предметами,

подражая взрослым (1-3года);

  • сюжетно-ролевая игра (4-5лет);
  • игра с правилами (5-7 лет)
  • театрализованная игра;
  • дидактическая игра (основная форма организованного обучения в

дошкольном возрасте).

Важной особенностью игры  как формы жизни детей является  её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая  деятельность, связанная с выполнением режима, и игра. Игры, которые придумывают сами дети, обозначаются в дошкольной педагогике  не однозначно: «творческие»,  «сюжетно-ролевые». Игра - наиболее доступный  ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки  полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными.  Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолёты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребёнка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Н.К.Крупская  рассматривала игру как средство всестороннего развития ребёнка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребёнка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Детские игры  чрезвычайно многообразны  по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.

Единство и взаимодействие проявляются по – разному  в разных видах игр. В творческой игре  фокусом, собирающим все стороны  личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От сложности и интереса замысла, степени увлечённости им зависят сила эмоций и  способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами  главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают в основном подвижные и дидактические игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игры необходимы для здоровья детей, они делают их жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Игра имеет большое значение в образовании, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом [4,с 72].

Нередко игра служит дошкольникам для сообщения, каких либо новых знаний,  для расширения их кругозора. Старание,  быть похожим на какого, либо героя, или быть успешным в труде как близкие у детей появляются мечты о будущей профессии. Всё это делает игру важным средством создания направленности личности ребёнка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение. Они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, памяти и произвольного внимания. Каждая игра с правилами имеет определённую дидактическую задачу, но в конечном итоге она направлена  на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решать более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что все занятия должны строиться только на игре. Обучение требует применения различных методов, а игра – один из них. Она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдение, чтение, и другие.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, переживания и достижение цели. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию доброты, благородства, сочувствия, сострадания и навыки коллективной жизни. Задача педагога сделать каждого ребёнка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами

[1, с 14].

Дети играют потому, что игра доставляет им удовольствие, ведь не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, и заставляет подчинять свои чувства и мысли поставленной цели игры.

В игре воспитывается интерес к труду взрослых. Дети изображают в игре людей разных профессий, подражают не только их действиям, но и отношению к труду взрослых, и к самим людям.

Игра важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается ритм и красота движений, формируется художественный вкус.

 Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Список литературы

  1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.

  1. Бондаренко А.К., Митусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для

воспитателя дет. сада / сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. – 192с.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание»  статья «Игры разные нужны» К.

Закирова, методист, МАДОУ № 415, Э. Сабирзянова, методист, МАДОУ № 166: № 6 2012 г. – 126с.

  1. Журнал «Ребенок в детском саду» статья «Наши помощники – игры» И.

Манина, воспитатель ГДОУ № 1: № 4 2001г. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов. Тема: «Роль отца в воспитании ребёнка».

В современном обществе законом гарантированы равные права мужчин и женщин, в повседневной жизни семьи роли отца и матери неравнозначны. Функции воспитания детей переданы матер...

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольников".

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать п...

Доклад на родительском собрании на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников»

выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании дошкольников»....

Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...

Статья на тему: Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников.

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личност...

Тема самообразования по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.Актуальность темыЧеловек ...