Главные вкладки

    Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице».
    консультация (младшая группа) на тему

    Рост количества машин на улицах города и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно – транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий   являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная  психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое зачастую ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл navyki_bezopasnogo_povedeniya.docx27.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Как выработать навыки безопасного поведения на улице».

          Рост количества машин на улицах города и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно – транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий   являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная  психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое зачастую ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

    Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны «взрослым» языком без расчёта на детей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребёнка люди. Большое значение имеет профилактика детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

          Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эти действия не всегда бывают правильными.

    Как научить детей безопасному поведению на улице?

     Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.

    Навык наблюдения.

    Ребенок должен, научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы опасные или скрывающие опасность. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности. Таким фактором может быть автобус, остановившийся на противоположной стороне улицы. Спеша к нему, люди нередко попадают под колеса проходящих машин. Причина в том, что их внимание в этот момент переключено только на свой автобус.

    Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице воспитывается на личном примере родителей. 

    Этот навык очень важен для ребенка, поэтому взрослый, идя по улице с сыном или дочерью, не должен поддаваться волнению или спешке, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.

    Навык переключения на улицу.

    Бордюрный камень тротуара — граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. И здесь пример родителей имеет решающее значение.

    Навык переключения на самоконтроль.

    Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки под руководством воспитателя и родителей. Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком? Если ребенок на руках, то будьте осторожны: он закрывает вам обзор улицы.

    На дороге или рядом с ней нельзя везти ребенка на саночках. Такой «транспорт», как известно, легко опрокидывается. При поездке в такси необходимо, чтобы пассажиры с детьми сидели на заднем сиденье — так предписывают Правила дорожного движения. Учитывайте также возможность резкого торможения и берегите ребенка от ушиба. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей.

    Вот автобус приближается к остановке. До полного прекращения движения автобуса к нему подходить не следует ~ ребенок (как и взрослый) может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров. Зона остановки — опасное для ребенка место. Дело в том, что стоящий автобус сокращает обзор Дороги в этой зоне, как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же здесь пешеходы часто спешат и ребенка могут столкнуть на проезжую часть. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации.

        Поэтому при поездке в общественном транспорте необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок занимал устойчивое положение. Особенно осторожным нужно быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу. Первыми из автобуса, троллейбуса, трамвая всегда выходят взрослые и принимают ребенка. Если пустить детей вперед, то они могут вырваться из рук и выбежать на дорогу, а маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным для взрослого, может упасть. Идя по улице за руку с ребенком, не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться. Это типичная причина детского дорожного травматизма.

    Учите детей наблюдать.

     Именно с двух до семи лет, пока на улице он рядом с вами, лучше всего прививать ему те навыки, о которых говорилось выше. Используйте каждый случай пребывания с ребенком на улице, чтобы научить его видеть, угадывать типичные дорожные «ловушки». При переходе улицы пусть он тоже наблюдает, а не просто доверяет вам. Иначе малыш привыкнет ходить через улицу не глядя. Не разрешайте ребенку бежать впереди вас в конце перехода. Это закрепляет все ту же привычку двигаться по улице, Не наблюдая за дорожной обстановкой.

    Если ваш ребенок носит очки, он хорошо видит только перед собой, а на улице важную роль играет так называемое боковое зрение. Поскольку оно остается ослабленным, надо с особым старанием учить ребенка правильно оценивать скорость приближающегося транспорта, узнавать типичные ситуации закрытого обзора, отвлечения внимания. Идя по улице с ребенком, не допускайте спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода, движений на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика.

    Правила для пешеходов и пассажиров

    *       Для выполнения ПДД пешеходам необходимо знать некоторые дорожные знаки.

    *      Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где их нет, - по краю проезжей части (вне населённых пунктов – навстречу движению транспорта).

    *       Все участники движения обязаны быть внимательны к окружающей обстановке и её изменениям, взаимно предупредительны и не создавать помех движению.

    *      Переходить улицу следует шагом в тех местах, где имеются линии и указатели переходов, а где их нет, - на перекрёстках улиц по линии тротуаров или обочин.

    *       При наличии пешеходных тоннелей или мостиков – пользоваться только ими.

    *       Автомобильную дорогу вне населённого пункта разрешается переходить под прямым углом только на участках, где она просматривается в обе стороны.

    *       Прежде чем переходить (улицу)  дорогу, пешеходы должны убедиться, что это безопасно; запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.

    *       Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и препятствий, ограничивающих обзор проезжей части.

    *       Трамвай надо обходить всегда спереди.

    *       Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зелёном сигнале светофора, светового указателя  или разрешающем жесте регулировщика, стоящего к пешеходам боком.

    *       Ждать автобус, троллейбус, трамвай, такси нужно на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуарах ( обочине дороги).

    *       Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на территории игровых площадок.

    *       В транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

    Общие рекомендации

    Выходить из дома следует заблаговременно – так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

    Увидев автобус на остановке на противоположной стороне улицы, не спешите, не бегите к нему через дорогу. Объясните ребенку, что это опасно. Можно попасть под колеса движущегося автомобиля.

    Покажите ребенку, где находится переход. Следите за тем, как вы переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

    Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.

    Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.


    Переход через проезжую часть 

    Во время движения по дороге в школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приближаясь к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.

    На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево – крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.

    Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что, пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому, лучше подождать, когда крупный автомобиль отъедет подальше.


    Запоминание дороги в школу 

    Во время движения по улице показывайте ребенку дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание ребенка на сигналы светофора, посмотрите вместе, через какое время идет смена одного сигнала (например, красного) на другой.

    Нарисуйте вместе с ребенком маршрут движения в школу. Покажите на нем самые опасные участки. Прорисуйте самый безопасный путь по этому маршруту. Затее несколько раз пройдите по нарисованному маршруту – как по схеме, так и по улице.

    Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движении помогут привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице.


    Выход из подъезда дома 

    Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите на это внимание ребенка и посмотрите вместе – нет ли машин. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните»: нет ли за препятствием скрытой опасности.


    Движение по тротуару 

    Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.

    Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в этот время из-за стоящего автомобиля выедет другая машина.

    Такое наблюдение во время прогулки полезно проделывать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, - кустами, деревьями, заборами.

    В результате такого наблюдения у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.


    Посадка в автобус, поездка и выход из него 

    Подходите к двери только при полной остановке автобуса. Приучите ребенка держаться в автобусе за поручни и уступать место пожилым людям.

    К выходу надо готовиться заранее.

    Объясните ребенку, как водитель с помощь. Зеркала видит пассажиров на остановке и в салоне автобуса. Научите, что иногда, когда народу очень много, водитель может не заметить пассажира и пешехода.

    Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него.

     Если ребенок будет выходить первым, он может выбежать на проезжую часть дороги. Или он может упасть, потому что ступеньки в автобусе довольно высокие.

    Особенно полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного и встречного транспорта. При этом у ребенка развивается рефлекс предвидения скрытой опасности.

    Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите по пешеходному переходу.

    Рекомендации родителям младших дошкольников

    Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

    Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

    Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

    В этом возрасте ваш малыш должен знать:

    • на дорогу выходить нельзя;
    • дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
    • переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
    • пешеходы – люди, которые идут по улице;
    • когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
    • машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
    • когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
    • чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора:
    •  Красный свет – движенья нет. 
    • А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

    Рекомендации родителям старших дошкольников.

    • Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
    • Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
    • Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
    • На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
    • Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
    • Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила
    • Ходить по тротуару следует с правой стороны.
    • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
    • Переходить дорогу полагается только шагом.
    • Необходимо подчиняться сигналу светофора.
    • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.
    • Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
    • Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
    • Играть можно только во дворе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей " КАК ВЫРАБОТАТЬ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ "

    Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эта дейс...

    Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

    Консультация поможет родителям   выработать навыки безопасного поведения детей на улице....

    Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

    Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению эти действия ...

    Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

    Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эта дейс...

    Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице"

    1. Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком.2. Родителям необходимо знать.3. Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».4. Советы родителям....