Развитие мелкой моторики как технология речевого развития дошкольников.
статья (средняя группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики как технология речевого  развития дошкольников.

Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня, обозначенным в ФГОС, является задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе, поэтому, одним из направлений, реализующих задачи ФГОС, является развитие мелкой моторики.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если  взрослые  стараются поддержать это стремление,  предлагая малышу различные игрушки  (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п.),  предметы   для исследования,  он получает необходимый стимул для развития.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

 Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда  будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя  допускать  переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами, природным материалом, пальчиковая гимнастика.  Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы.

Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием.

 Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают  многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

 Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. 

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Нетрадиционные техники рисования, такие как  тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки способствуют развитию мелкой моторики. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.  

 Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев дошкольников

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с к...

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.

В консультации для родителе прдставлены  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься  дома с детьми младшего дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики как технология формирования учебных навыков

"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ...

Рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики нетрадиционными технологиями»

Средства развития мелкой моторики:1. Природный материал;2. Пластилин;3. Песок;4. Бумага;5. Вода;6. Крупы, бусы, пуговицы, шнуровки и т.д.Пальчиковые игры.Человечек....

Инновационные методы и приёмы в развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников с низким уровнем развития речи

Данная статья рассказывает о нетрадиционных методах и приемах в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников...

«Книжки из ткани, как средство сенсорного развития, развития мелкой моторики и познавательных процессов дошкольников»

АктуальностьПриобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Книжка из ткани - развивающая игра для маленьких всезнаек, которые так хотят учи...