Учебно-методическая разработка
методическая разработка (старшая группа) на тему

Толмачева Ольга Викторовна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка по обучению основам финансовой грамотности для воспитанников 4-7 лет дошкольных образовательных организаций

"Выручим Царицу  Экономику»


Цель: Учить детей решать экономические задачи, правильно стараться делать выбор в различных ситуациях;

2. Развивать представление детей о сущности экономических понятий;

3. Формировать экономическое мышление, воображение;

4.Воспитывать любознательность, дружелюбие, взаимопонимание друг с другом.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность.

Предварительная работа: цикл бесед «Что такое экономика, решение экономических задач, изготовление денег «лимончиков», изготовление «товара для игры в магазин», организация с/р игры «Магазин», чтение В. Катаев «Цветик -  семицветик», И. Шведова «Экономическая азбука», В. Кручков «Путешествие Экономикса и его друзей», Кнышов «Экономика для малышей».

Материал к занятию: интерактивная доска, интерактивный стол,  презентация, цветик- семицветик, рыбки с магнитиками(игровой набор), удочки, карточки с картинками, кроссворд, магнитная доска, медали.

ХОД:

Дети играют в группе, раздается сигнал пришедшего сообщения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо на электронную почту, давайте его прочитаем.

(на интерактивной доске «Письмо от царицы Экономики»

«Дорогие ребята! Меня похитил злой волшебник Транжира. Он вернет меня  в обмен на цветик - семицветик. Если вы правильно ответите на вопросы, его вы соберете, и меня вы найдете»

Ну что, вы готовы выручать нашу царицу? А кто скажет, сколько лепестков у цветика- семицветика.

Дети: Семь.

Воспитатель: А каких цветов были лепестки? Каким цветом был первый лепесток?  (ответы детей)  Вот  этот  лепесток с заданием.

(на экране появляется красный лепесток «Экономическая разминка»)

Воспитатель: Ребята,  посмотрите, здесь не один лепесток, а сколько, давайте посчитаем? Действительно лепестков 8, кто хочет первым ответить на вопрос.

(воспитатель (или сам ребенок) читает вопрос,  дети отвечают и нажимают на лепесток, он переворачивается (на обратной стороне ответ) и если ответ верный - дети слышат аплодисменты)

1. Деньги, которые люди получают за свой труд? (зарплата)

2. Место где продают товар по строго установленным ценам? (магазин)

3. Место покупки, где можно торговаться? (Рынок)

4. Как называются иностранные деньги? (Валюта)

5. Как называются и какие бывают деньги? (Бумажные - купюры, железные – монеты)

6. Как называется количество денег, которые нужно заплатить за товар? (цена)

7. Отдать своё в замен чего то чужого? (обмен)

8. Работа, занятие, усилие? (Труд)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вот и первый лепесток у нашего цветка появился.

(на экране цветок с одним лепестком)

Воспитатель: Ну что ребята, с первым заданием мы справились. Пора отправляться нам дальше. Посмотрите,  какое необычное озеро, давайте отдохнем и  немного порыбачим, а вот и удочки. Ловись рыбка и большая и маленькая. Крепче удочку держи, а как рыбку поймаешь, слово прочти, а к нему слово наоборот подбери (озеро с магнитными рыбками – словами):

Дорого-дешево

Доход – расход

Опт – розница

Прибыль – убыток

Ленивый – трудолюбивый

Много - мало

Продавец – покупатель

Экономить – тратить

Потребность – возможность

Покупать – продавать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  еще один  лепесток появился, а это значит, что и с этим заданием мы справились.

(на экране цветок с двумя лепестками)

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  у вас на столах лежат  карточки с вопросами,  на которые мы с вами должны ответить.

1.Монеты каких стран ты знаешь? Есть ли у тебя дома монеты? В каких сказках у героев были монеты, что они хотели купить? (приложение1)

2.Какие потребности были у старухи из сказки "О рыбаке и рыбки" А.С.Пушкина. Почему золотая рыбка наказала старуху? (приложение 2)

3. Посмотри на рисунки. Скажите, чей же домик и почему оказался самым прочным . Кто из трех братьев трудился больше всех?. (приложение 3)

4. Вспомните   сказки , рассказы, стихи, где герои были жадными  или наоборот бережливыми ?На кого бы ты хотел быть похожим и почему? (приложение 4)

Воспитатель: Вот и третий  лепесток появился  у нашего цветка.  А четвертый лепесток мы получим, если отгадаем кроссворд.

(ответы детей воспитатель записывает в клетки кроссворда)

1. С экономикою вас

    начали знакомить.

    Что такое «вклад» и «банк»,

     Как деньги …(экономить).

2. Угадай, как то зовется,

    что за деньги продается

    Это не волшебный дар,

    А просто-напросто …(товар)

3. Возьмите первую из нот.

    Затем добавьте слово «ход».

    Получишь то, о чем мечтает

    Любой, кто бизнес начинает  (доход)

4. Тимофей носки связал,

     И на рынке их продал.

     Дешевле, чем стоят нитки.

     Получил одни… (убытки)

5.  Очень аккуратным надо быть,

     На пятерки все учить.

     Если знает все студент от «А» до «Я»,

     Ему положена … (стипендия).

6.  О товаре все узнать,

     Где купить его,

     И как быстрей продать.

     Говорила папе мама

     Помогает всем … (реклама)

7.  Кролик приобрел товар,

     Очень редкий экземпляр,

     Чуть не разорился он

     Посетив… (аукцион)

8.  Чтоб продукты потреблять,

      В платьях новых щеголять.

      Чтобы вкусно есть и пить

     Нужно все это … (купить).

9. Там можно все купить, продать,

     Можно торговаться.

     Народу очень много там,

     Можно потеряться.

     Выращенных нами свинок

     Продать отправились на … (рынок)

Воспитатель: Кроссворд мы с вами отгадали, а это значит, что мы заработали еще один лепесток.

(на доске цветок с четырьмя лепестками)

Воспитатель: Ребята, следующее задание мы с вами выполним на интерактивном столе.  Задание называется «Почемучка". И нам предлагается решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядиться деньгами:

               (на экране картинки сарафан и шуба и т.д.)

1. Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя? Почему?

2. Где будет стоить дороже бутылка воды в пустыне или на севере? Почему?

3. Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля, а зимой по 5 рублей. Почему меняется цена на яблоки?

4. Ёж продал грибы на рынке по 5 рублей за штуку, а лиса по 2 рубля. Кто быстрее продаст грибы?

5. Буратино на Поле Чудес в стране дураков закопал в земле 5 золотых монет и ждал, когда из них вырастит дерево с целой кучей денег.

Вырастит ли такое дерево? Где деньги могут расти?

Воспитатель: И с этим заданием мы справились без труда и наш цветок приобрел еще один лепесток.

Воспитатель: Угадайте как это зовётся, что за деньги продаётся? Это не чудесный дар, а просто напросто …товар.

Магазин «Сказка». Что такое магазин? Может ли человек купить всё, что ему захочется? Что нельзя купить ни за какие деньги? Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар?

–В нашем магазине необычные товары. Отгадайте, из какой сказки пришёл товар:

  • зеркало («Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)
  • хрустальная туфелька («Золушка»)
  • воздушный шарик («Вини Пух и все-все-все»)
  • золотой ключик («Сказка о Буратино»)
  • кольцо («Волшебное кольцо»)

– Из какого произведения эти строки «Дедушка, верни мне кувшинчик, мне ягоды некуда складывать»?(«Дудочка и кувшинчик»)
– Как называется такой обмен другим словом? (Бартер)
– Можно ли в магазине менять товар на товар и когда это возможно?
– Встречаются ли в магазине  товары из другой страны? Как называют такие товары? (Импортные)

Воспитатель:  Ребята, мы получаем еще один лепесток  и отправляемся дальше. Посмотрите, впереди у нас необычный кабинет. Как вы думаете, что это? Лаборатория.

Посмотрите сколько здесь  оборудования. Не перечислить, что есть в лаборатории. Как вы думаете, зачем здесь лежит бумага,  что она будет символизировать?

Дети: Бумага – купюры.

Воспитатель: Ребята, давайте оденем халаты и превратимся в научных сотрудников и проведем эксперимент.

1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Следующий эксперимент

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте. ВЫВОД

А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Вот мы и выполнили все задания, собрали наш цветик – семицветик. Чары злого волшебника рассеялись. Ребята, вот и вернулась наша Царица Экономика,  она снова будет продолжать знакомить нас с наукой экономикой.

 (на экране появляется Царица Экономика и благодарит детей, а воспитатель вручает детям медали)  

Список использованных источников литературы:

1. Т. П. Епанешникова «Дошкольник в мире экономики» Санкт-Петербург «Детство ПРЕСС 2013 г. ;

2. А. Д. Шатова «Тропинка в экономику» Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

3. Ресурсы сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»

Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»              ...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...