Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)
методическая разработка по развитию речи

Жарикова Галина Иосифовна

Методические рекомендации  к разработке

учебно – методического пособия

 

«МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

                                                                                                                 (формирование звуковой культуры речи и развития связной речи у детей с ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multimediateka_2.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  к разработке

учебно – методического пособия

«МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

                               (формирование звуковой культуры речи и

                                    развития связной речи у детей с ОВЗ)

Направленность: формирование звуковой культуры речи и развития связной речи у детей с ОВЗ.

Предпосылки:  обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы; создание условий для познавательно-речевого развития детей средствами ИКТ.

Вид: учебно – электронная разработка.

Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья  (для всех видов нарушений в развитии детей).

Продолжительность: 01.11.2018г. – 16.04.2019 г.

Актуальность:    

    На современном этапе развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из важнейших задач образовательной области  «Речевое развитие» ФГОС ДО является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

  Согласно научным исследованиям, для речи детей с ОВЗ свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Все проявления недоразвития речевой деятельности аккумулируются в связной речи детей данной категории.

  Собственная речь детей с ОВЗ появляется  поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым невербальными средствами, жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

   Речь у детей с ОВЗ формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

  У некоторых детей имеется многочисленный словарный запас бытового характера, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз. В этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.

  Отставание в формировании грамматического  оформления высказывания (неумение пользоваться способами словообразования) создает трудности в использовании вариантов слов. Детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок; заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.  Множественные аграмматизмы  (ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок) наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.  Развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывчивостью. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения. Затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, серии сюжетных картинок. В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно – следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей. Описательный рассказ у детей беден, страдает повторами; некоторые не могут использовать предложенный план. Эти недостатки наблюдаются  и в спонтанной речи детей, но в монологической речи (пересказ прослушанного текста, рассказ по сюжетной картинке, устное сочинение на заданную тему) они встречаются во много раз чаще.

   Нарушения речи присутствуют во всех категориях  детей с ОВЗ. Использование педагогами в коррекционной работе с воспитанниками разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность, повышают качество работы в целом.

   В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Педагоги активно включаются в процесс широкого использования информационно – развивающих технологий в своей практике. Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствуют повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.      

   Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом или коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей ребёнка, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. 
    Презентации педагогов ДОУ можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей дошкольника с ОВЗ. 
Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. 
Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В её рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и  символов, исключающих субъективную оценку. Воспитанник видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия. 
  Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на  занятиях позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы педагога. 

   На современном этапе использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) – одно из условий оптимизации и интенсификации коррекционной работы по развитию речи  дошкольников с ОВЗ. В связи с этим возникла потребность в создании авторских ЭОР, которые разрабатываются с помощью средств Microsoft Office, а именно – программы Power Point. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

   

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ через использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР); создание условий, способствующих формированию звуковой культуры и развитию связной речи, коррекции психических процессов; повышение творческой активности педагогов ДОУ.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- формировать кинетическую и кинестетическую основу артикуляторных движений с помощью динамических и статических упражнений;

- формировать правильное звукопроизношение;

- формировать слоговую структуру слова;

- совершенствовать фонематическое восприятие детей;

- формировать  количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

- способствовать овладению значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

- вводить в речь слова, обозначающие качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; различения и обобщения предметов по существенным признакам;

- уточнять понятийные и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей;

- помочь  освоить  обобщающее  значение  слова на основе выделения существенных признаков предмета и явлений;

- стимулировать овладение детьми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме;

- расширять набор используемых детьми типов предложений, синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;

- формировать умение детей повторять рассказ педагога по картине с постепенным проявлением элементов творчества;

- формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;

- формировать умение детей передавать содержание знакомой сказки по картинкам;

- знакомить детей с доступными их восприятию и пониманию рассказами, историями, сказками.

Коррекционно – развивающие:

- развивать речевой слух и речевое дыхание;

- развивать кинестетические ощущения, возникающие при движении органов артикуляции и их положении;

- развивать средства звуковой выразительности речи (темп и ритм речи, интонацию, мелодику, ударение и паузы;

- развивать общие речевые навыки детей, в том числе автоматизацию в речи правильного произношения звуков, способности правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;

- развивать произносительные качества речи, уточнять правильную артикуляцию звуков в изолированной позиции; на материале звукоподражаний;

- развивать умение определять местонахождение звуков в слове (начало, середина, конец);

- развивать диалогическую, монологическую речь, побуждать рассказывать о своих впечатлениях, вовлекая детей в разговор;

- стимулировать потребности детей в общении, развивать социальную перцепцию (смысловые и оценочные интерпретации при восприятии партнеров по общению);

- развивать навыки построения простых и сложных предложений, употребления правильного порядка слов и правильного согласования слов в предложениях;

- развивать речемыслительную деятельность детей путем: сравнивания предметов и явлений, выделения различных исходных признаков;

- развивать способности устанавливать временные последовательности, словесно выражать причинно следственные зависимости.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, умения слушать друг друга;

- воспитывать у детей чувство эмоционального удовлетворения от выполненной деятельности, формировать познавательные эмоции, интерес к миру человеческих взаимоотношений;

- формировать черты личности: активность, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, навыка сотрудничества, коммуникативность;

- прививать умение выстраивать диалог с ровесником и взрослым.

Этапы работы:

I этап – подготовительный (ноябрь – декабрь 2018г.):

создание условий, набор электронного материала необходимых для разработки - учебного методического пособия по формированию звуковой культуры речи учителями-дефектологами и развитию связной речи воспитателями по лексическим темам.

II этап – формирующий  (январь – март 2019г.):

реализация основных видов деятельности  с использованием презентаций Microsoft Power Point.

III этап – заключительный (III неделя апреля 2019г.):

обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития речи детей с ОВЗ.

(Что получилось? Добились ли результата? Что можно было бы изменить? др.)

Презентация – 16.04.2019г.  (материалы оформить в виде слайдов или видеоклипов)

Указать список используемой литературы и интернет-ресурсов.

Ожидаемый результат:

- создание условий для учебно-игровой деятельности;

- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи …

- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;

- углубление знаний об окружающей действительности.

Применение ЭОР для педагога:

- экономия времени на занятии;

- глубина погружения в изучаемый материал;

- повышение мотивации обучения на занятии;

- возможность одновременного использования аудио-,  видео-, мультимедиа- материалов;

- привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Применение ЭОР для воспитанника:

- позволяют проявлять себя в новой роли;

- формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствуют созданию ситуации успеха для каждого ребенка;

- делают занятия интересными и развивают мотивацию;

- дошкольники начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Составляющие элементы:

- презентация Microsoft Power Point

- папка с описанием игр и игровых упражнений (цель: …, правила игры:  …, варианты игр: …)

- список используемой литературы.

Форма реализации: презентация Microsoft Power Point.

Возможные формы работы: игры и игровые ситуации, упражнения, задания,  картинки, схемы, фото - иллюстративный материалы, рисунки…

Использование форм работы в логической последовательности и усложнением.

Требования к иллюстративному материалу ЭОР:

- соответствие возрасту, особенностям и возможностям воспитанников; 
- соответствие реальным объектам окружающего мира;

- детальная проработка пояснений, даваемых в ходе демонстрации наглядности; 
- точная согласованность с содержанием материала; 
-  привлекательность  для детей.

Основные достоинства:

- многофункциональность;

- можно переносить на любое электронное устройство;

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;

- дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и    

  формах  при работе с детьми.

                           Таблица распределения звуков по лексической теме

Тематические блоки

Название темы

Звук

1

Я и мой детский сад

Мой любимый детский сад.

Профессии работников детского сада.

1

Звук «А»

Игрушки народные и современные

2

Звук «У»

2

Я и природа. Осень

Осень. Признаки осени.

3

Звук «О»

Сад. Фрукты.

4

Звук «И»

Огород. Овощи.

5

Звук «Э»

Лес. Деревья. Кустарники.

6

Звук «Ы»

Ягоды.

7

Звуки «М» 

Грибы.

8

Звуки «П» 

Домашние животные

9

Звуки «Б» 

Дикие животные.

10

Звуки «Н»

3

Я и природа. Зима

 

Зима. Признаки зимы.

11

Звуки «Т»

Домашние птицы.

12

Звуки «Д»

Зимующие птицы.

13

Звуки «К»

Зимние забавы, развлечения. Праздник Новый год.

14

Звуки «Г» 

4

Я и мой дом

Дом, семья

15

Звуки «Х»

Посуда.

16

Звуки «Ф»

Продукты питания.

17

Звуки «В»

Мебель.

18

Звук «С»

Бытовая техника.

19

Звуки «С» 

5

Я - человек

Праздник 23 февраля. Мужские профессии.

20

Звуки «З» 

Человек. Части тела.

21

Звук «Ц»

8 марта. Женские профессии.

22

Звук «Ш»

Одежда. Обувь. Головные уборы.

23

Звук «Ж»

6

Я и природа. Весна

Весна. Признаки весны.

24

Звук «Ж» 

Перелетные птицы.

25

Звук «Ч»

Растения, цветы.

26

Звуки «Ч»

Насекомые.

27

Звуки «Щ»

7

Я и мой город

 

Мой город.

28

Звуки «Л»

Транспорт.

29

Звуки «Р»

Лето. Признаки лета.

30

Звук «Р»

Школа

31

Звуки «Р»

Алгоритм автоматизации звука

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Дыхательно-звуковая гимнастика.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Изолированное произнесение звука.
  6. Определение места звука в словах.
  7. Деление слова на слоги.
  8. Работа над высотой и силой голоса.
  9. Автоматизация звука в слогах.
  10.  Автоматизация звука в предложении.

Алгоритм работы над связной речью

  1. Рассказ воспитателя по сюжетной картине лексической темы.
  2.  Описательный рассказ о предмете.
  3. Составление рассказа о предмете с опорой на мнемотаблицу.
  4. Составление рассказа по серии картинок.
  5. Составление предложений по схеме.
  6. Рассказывание сказки с опорой на мнемотаблицу.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо

Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....

Проект по развитию связной речи детей с ОНР "В страну Красивой Речи"

  В проекте представлен материал  по развитию связной речи детей в условиях ее общего недоразвития. Логопедическая работа реализуется в условиях ее интеграции с образовательными облас...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...