Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему

Савосткина Екатерина Николаевна

формирование связной речи у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Авторы: Савосткина Екатерина  Николаевна,

Учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой Петушок»

г. Тамбова

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на социальных коррекционных занятиях.

В 1 периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во 2 периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.        ..

В 3 периоде (аперль-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода -развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая воспитателями включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а так же на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогики. Ведущими из них являются следующие:

  • Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирование разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства.
  • Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  •  Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи -грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видом связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной речи строится так же в соответствии с обще-дидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности). Основными задачами, при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
  • Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоение языка как средство общения. Рекомендуемая система обучения детей с ОНР рассказыванию включает рад разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии на заданную тему и др.). Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываний по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий (особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а ток же специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств составляющих основы монологической речи.

Список используемой литературы:

1.        Ващук Л.Н. Об исправлении тяжелых нарушений речи // Специалист. -1994.-№ 1.-С.11-12.

2.        Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1995.-№1._с.88-94.

3.        .Каше   Г.А.   Исправление   недостатков   речи   у   дошкольников.   -  М.:Просвещение, 1972. - 322 с.

4.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М, 1990. -263 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

«Развитие памяти и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов»

Стихотворения в дошкольном возрасте являются основным средством развития памяти. Заучивание стихотворений детьми приводит к развитию памяти...