КОНСПЕКТ НОД по теме «Традиции гостеприимства народов России»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лазарева Ольга Алексеевна

Цель: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.

Задачи:

1. Образовательные: Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.

2. Развивающие: обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.

3.Воспитательные: воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томск

Проверил:                                                                                                                                                                  Утверждаю:                                                                                                                                                                    

Старший воспитатель МАДОУ № 102                                                                                                                   Заведующий МАДОУ № 102

 _____________ И. И. Синогина                                                                                                                               _____________ О.В. Кузнецова

«_____» _______________ 2016г                                                                                                                                «____» ____________2016г

                                                                                                                                                                                                                                               

 

КОНСПЕКТ

НОД  по теме «Традиции   гостеприимства   народов России»
В подготовительной группе № 07        

Воспитатель: Лазарева О.А.

Батурина В. В.

г. Томск 2016                                                                                                                                                                                                        


 Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной  группе №07

по  теме «Традиции   гостеприимства   народов России»

Автор конспекта НОД: Лазарева О.А , Батурина В.В. воспитатели  МАДОУ №102 г. Томска

Проверил: старший воспитатель Синогина И.И./ ______________        Дата «____»____________________ 2016 г.

Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.

Задачи:

1. Образовательные: Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.

2. Развивающие: обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.

3.Воспитательные: воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

Методы и приемы:

1.Словесные:  рассказ педагога и детей о традициях  русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.

2.Наглядные: демонстрация наглядных пособий (хлеб народов других национальностей, тематические картинки); герои в русских народных костюмах.

3.Практические: показ трудовых приемов при лепке из соленого теста хлебобулочных изделий.

4. Игровые: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок.

Образовательные области в интеграции:

ОО «Познавательное развитие»: формирование представления детей  о русскогом гостеприимстве и обычаям  народов других национальностей.

ОО «Речевое развитие»: владение речью как средством общения, обогащению активного словаря: разучивание стихов частушек, пословиц, загадок.

ОО «Художественно»: эстетическое развитие»: лепка из соленого теста.

ОО «Физическое развитие»: музыкальная динамическая пауза, пальчиковая игра.

Развивающая предметно-пространственная среда: Реквизит для занятия -  самовар, баранки, колосья пшеницы. Хлеб  национальной кухни ( русской, армянской, турецкой, татарской). Каравай, соль, рушник, народные костюмы, тематические картинки, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, фартуки.

Литература:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016. – 352 с.
  2. О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством»
  3. Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы) / ЦГЛ Москва 2004.
  4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» ООО « Карапуз дидактика» Москва 2008.
  5. Интернет -  ресурсы.

Структура

НОД

Содержание НОД

Образовательная

область

Форма

работы

                                                                        Вводная часть

Приветствие гостей:

Воспитатель 1:     Здравствуйте люди добрые.

Ребенок:             Добро пожаловать к нам в гости.

Ребенок:             Милости просим

                            Для каждого найдется доброе словечко

                            И теплое местечко.

Ребенок:            В осенний денек

                           Вьется за окном дымок

                          Солнце светит к нам в окно

                          А в избе гостей полно.

Ребенок:           Если мы хотим кого-то

                           Встретить с честью и почетом

                           Встретить щедро от души

                          С уважением большим

                          То гостей таких встречаем

                          Круглым пышным караваем.

                         ( девочка держит хлеб- соль на рушнике)

Ребенок:           Он на блюде расписном

                           С белоснежным рушником

                           С караваем соль подносим

                          Поклоняясь, отведать просим.

Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс.

Воспитатель 1: Ребята, а вы любите ходить в гост? К кому? Зачем?

Ответы детей:  (навестить родственников, поделиться новостями, побеседовать, повеселиться отдохнуть, попить чая)

                     

Воспитатель 1:  Сегодня   мы встретили гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство. Хлеб и соль  всегда сопровождали  радостные события, которые происходили в жизни русских людей.

Ребенок: Во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали гостя хлебом – солью, кланялись в пояс.

Ребенок:  Гость отламывал маленький кусочек хлеба, обмакивал в соль и кушал. Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в доме. Пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы.

Воспитатель 1:  Ребята мы с вами говорим  о русском гостеприимстве, но наше общество многонациональное. А знаете ли вы, что обозначает слово многонациональность?

Ответы детей   (много национальностей, люди разных национальностей живут в нашей стране)

Воспитатель 1:  И в наш детский сад ходят дети разных национальностей.  Аня, Ульяна, Илья, Андрей – русские. Айдемир – киргиз. София течет татарская, казахская и польская кровь. У Левы  папа армянин. Все мы разные  и у каждого народа  есть свои традиции гостеприимства.  

 

Воспитатель 1: Работа Софииной бабушки много лет была связана с Турцией. По возвращению из деловых поездок бабушка рассказывала интересные истории. София поделись с нами  услышанным.

 София Полещук - Турки всегда рады гостям. Встречают гостя у входа, говорят   « Добро пожаловать гости дорогие» приглашают в дом, угощают. Главный на столе домашний хлеб и самса. В нашей семье очень любят беляши - это татарское блюдо, их вкусно готовят моя мама и бабушка.

 Воспитатель 1: Это лето  Ульяна Соболева целый месяц отдыхала в Крыму. Может и ты нам что ни будь расскажешь?

Ульяна Соболева - В Крыму проживает много армян, это   очень гостеприимный народ. Встречают они гостей лавашом с медом и  обязательное, национальное блюдо сладкий плов.

Воспитатель 1:  Бактыбаев Айдемир по два месяца в году живет у бабушки в Киргизии в городе Бишк.

 

 Бактыбаев Айдемир - Я люблю ездить к бабушке у нее всегда много гостей, А на столе нан и борсок.  Мама тоже готовит национальные киргизские  блюда.

Воспитатель 1: Спасибо ребята. Очень интересные рассказы.

Давайте вспомним,   как хлеб на стол попадает? (Составление детьми кластера (зерно - поле - сбор урожая –мельница-тесто- пекарня- магазин)

Воспитатель 1:  Да, путь это не простой. И нам пора отдохнуть.

Поиграем в игру  «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель 2:  (в костюме пекаря)  Здравствуйте  ребята. Я пекарь, решил вас навестить и принести гостинцев. Давайте посмотрим, что же   лежит в моей корзинке?

(Дети достают хлеб из корзины : русская буханка, лавш, мантыкаш и т.д),

Воспитатель 2: читает стихи С.Погорельского

«Вот он хлебушек душистый,

Вот он – теплый, золотистый.

В нем – здоровье, наша сила!

В нем – чудесное тепло!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло».

Воспитатель 1: Каравай, буханка, ловаш ….  Много национальностей, много традиций, но у всех есть общее. Что?

Ответы детей   (Все рады встретить гостей, приготовить угощение.  Гостям всегда подают хлеб.)

Воспитатель 1: У  русского народа есть слова – « Хлеб всей жизни голова». А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе и гостеприимстве?

Ответы детей:

   - Плох обед, коли  хлеба нет.

   - Хлеба ни куска так и в избе тоска.

   - Хлеб всему голова.

   - Без соли, без хлеба худая беседа.

   -  Умел гостей звать, умей и угощать.

   - Чем богаты тем и рады.

   - Хоть не богат, а гостю рад.

   - Что есть в печи, все на стол мечи.

   - Собрался в гости, неси гостинцы в горсти.

   -Не будет хлеба, будешь без обеда

Воспитатель 2: А я знаю вот такую пословицу «Хочешь калачей - трудись».  Вы хотите поработать пекарями?

 Воспитатель  предлагает детям пройти на свои места. На детей одеваются фартуки.

Воспитатель 2:  Давайте представим себе, что мы находимся в настоящей пекарне. Наша пекарня очень тепла, в ней ароматно пахнет. Скоро метель, а у нас тепель.

   Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом  (соленое тесто).

Каждый из вас придумает, что он вылепит из своего кусочка теста. Для этого отгадать загадки

Отгадывание загадок:

В день веселых именин,
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь, …!»
Ответ: (
Каравай)

В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
Ответ: (
Пирожок)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?

 Ответ: (Блины)

На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю.
Ответ: (
Баранки)

Средь хлебов продолговатых,
Он блондинистый барон 
И известен всем ребятам:
Славен корочкой...
Ответ: (Батон)

Воспитатель 2:  Предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить.

Практическая работа

Воспитатель 2: Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым. Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

(Инструкции воспитателя)

Дорогие мои ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека (показать) – наш основной инструмент, запомните: стекой  не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем.

 Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить:

  1. Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
  2. Пирожок, скатать  тесто в комочек, а затем уплостить его и немного вытянуть в длину.
  3. Баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы).
  4.  Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

(Выполнение работы детьми)

 Итог занятия

Воспитатель 1:  А сейчас давайте вспомним все, что вы узнали сегодня на занятии нового

Ответы детей:

  1. Люди разных национальностей почитают хлеб.
  2. Все люди встречают гостей  хлебом.
  3. К  хлеб нужно  бережно относиться ?
  4. Научились лепить из соленого теста.

Воспитатель 2:  Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили  много хлебобулочных изделий. Вам понравилось лепить хлеб из соленого теста? Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ . Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы  приглашаю ребят вымыть руки.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое  развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественное слово

Приглашение к началу занятия

Рассказ педагога о русском гостеприимстве

Рассказы детей из личного опыта

Основная часть

Физическое развитие

Подвижная игра

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю.
Ответ: (
Баранки)

Это хлеб, но он не наш,
Называется ….
Ответ: (
Лаваш)

Практическая работа

Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым как  камень. Из него мы выполним  разные хлебобулочные изделия.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

(Инструкции воспитателя)

Дорогие мои ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой  не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем и пищевым  красителем.

 Предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить:

  1. Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
  2. Пирожок, скатать  тесто в комочек, а затем уплостить его и немного вытянуть в длину.
  3. Баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы).
  4.  Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
  5. Лаваш, скатать  тесто в комочек  и раскатать его при помощи скалки.

Выполнение работы детьми

Физическое развитие

Показ трудовых приемов педагогом.

                                                                                     Заключительная часть

4. Итог занятия

А сейчас давайте вспомним все, что вы узнали сегодня нового на занятии.

Ответы детей:

1.Люди разных национальностей почитают хлеб.                                                                          2.Все люди встречают гостей  хлебом.                                                                                                    3.К  хлеб нужно  бережно относиться .                                                                                         4.Научились лепить из соленого теста.

Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили  много хлебобулочных изделий. Вам понравилось лепить хлеб из соленого теста? Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ. Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы  приглашаю ребят вымыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Традиции русского народа"

Представляю свой опыт  календарно - тематического планирования  по теме «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе детского сада....

Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Традиции мордовского народа"

В материале подобраны пословицы и поговорки мордовского народа. Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект к презентации " Традиции и праздники России" ( по проекту " Моя Россия")

Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).Задачи: ·        Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа....

Консультация для родителей на тему: "Традиции мордовского народа"

Консультация для родителей на тему: "Традиции мордовского народа"...

Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России" и фотоотчёт

Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на  муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....

Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России"

Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на  муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....

конспект рисования по теме "Одежда" Надежда народов России

Задачи: - закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;- расширять представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге)...