Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
рабочая программа (младшая группа)

Сыроватская Елена Алексеевна

 

Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Актуальность в   развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Программа учитывает положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Данная программа предназначена для организации занятий по лепке с детьми 3 - 4 – летнего возраста.   Продолжительность реализации программы – 1 год.

Продолжительность НОД

Периодичность в неделю

Количество НОД в месяц

Количество НОД в год

   15 мин.

              1 раз

                   4 раза

                36

 

Основной целью программы «Умные ручки» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

Задачи:

Образовательные:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

4.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости .

6.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

Развивающие:

1.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами

2.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к творчеству.

2.Воспитывать трудолюбие.

 

Принципы программы

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

К концу курса воспитанники должны знать:
 -- приемы самомассажа рук;
 -- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.

 Уметь:
-- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

-- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

  -- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

 --  изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

--  работать с трафаретами;

--  изготавливать детали по шаблону;

-- застегивать, расстегивать пуговицы;

-- завязывать и развязывать ленты, узелки;

-- выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)

-- лепить шар, цилиндр, диск, куб;

-- строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;

-- изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;

-- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

-- выполнять шнуровку.

Итогом реализации данной образовательной программы является выставка  творческих работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Содержание программы по  художественно-эстетическому  развитию «»Умные ручки»

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Овладев всеми упражнениями, ребенок может «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Наиболее эффективным способом является организации совместной работы дошкольников является личностно-ролевая форма Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких.

Основные из них:

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 3—5 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Предоставить возможность ребенку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.

6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки.

9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Структура и основные направления реализации программы

Программа «Умные ручки реализуется в 3 этапа:

1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:

а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;

б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

2. Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.

3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

·                   Программа включает в себя следующие разделы:

·                     пальчиковая гимнастика

·                     лепка

·                     аппликация

·                     графические упражнения

·                     игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структурная организация занятий

Организация работы в группе

Занятия групповые. На занятиях дети сидят за партами.

Примерный план занятия.

Вводная часть

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стой­кого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая не скоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

- шнуровка;

- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;

- обведение рисунка по контуру, копирование;

- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная   бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из солёного теста

- рисование пальчиками

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

 

 

 

2. Работа с родителями

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

·                      «Разноцветная коробочка»

·                     «Украсим бабочек»

·                     «Застегни пуговицы»

·                     «Веселые карандаши»

·                     « Собери хвост петушку»

Провести  консультации с родителями на темы:

·                     «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

·                      «Массаж рук»,

·                     «Игра – спутник детства».

Провести анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Календарно-тематическое планирование

 

месяц

неделя

Тема

Программное содержание

Кол-во НОД

сентябрь

I

«Умелые ручки»

 

 

познакомить с правилами

поведения на занятиях;  учим засовывать шнурок в дырочку шнуровки, делать крестик.

 

1

II

 «Веселый человечек»

 

учить правильно держать бельевые прищепки, открывать и нанизывать на форму, делать «человечка»

 

1

III

«Витамины»

 

учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

1

IV

«Ягоды рябины»

 

продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

1

Итого

4

Октя

октябрь

 

I

«Дерево»

учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

1

II

 «Дорожка из камешков»

учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина.

1

III

«Листопад

учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

1

IV

 «Овощи на тарелке»

учить располагать  вырезанные овощи на тарелочке. Дополнять изображение деталями.

1

Итого

4

ноябрь

I

 «Бусы для куклы»

 

учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

1

II

 «Красивый браслет»

 

продолжать  учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

1

III

 «Кораблик»

учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

1

IV

 «Черепашка»

 

учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

1

Итого

4

ьь

декабрь

I

 

 «Ёжик»

 

учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

1

II

 «Угощение»

учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

1

III

 «Снегурочка»

 

закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности.

1

IV

 «Гриб мухомор»

учить раскатывать пластилин между ладонями, сплющивать, соединять.

1

Итого

4

январь

I

 «Гирлянда»

 

учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

1

II

 «Стручки гороха»

 

 учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

1

III

 «Ёлочка»

 

развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

1

IV

 «Цыплёнок»

учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

1

Итого

4

февраль

I

 «Снеговик»

 

учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

1

II

 «Рыбка»

 

продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

1

III

 «Зайка беленький»

продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

1

IV

 «Гусеница»

учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

1

Итого

4

март

март

 

I

 «Мимоза»

 

продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию.

1

II

 «Овечка»

 

учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

1

III

 «Собачка»

 

учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

1

IV

 «Котёнок с клубком»

 

продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

1

Итого

4

апрель

I

 «Верба»

 

учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

1

II

 «Ромашка»

 

продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

1

III

 «Железная дорога»

 

учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

1

IV

«Поезд» (коллективная работа)

учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

1

Итого

4

май

I

 «Гусеница»

учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

1

II

 «Неваляшка»

продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

1

III

 «Красивое платье»

учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

1

IV

Итоговое занятие

 

1

Итого

4

Всего

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для определения уровня усвоения изученного материала рекомендуется в конце года проводить проверку результатов обучения. В ходе проверки используются игровые диагностики, показатели которых заносятся в диагностическую карту.

На основе анализа и оценки полученных показателей делаются выводы.


Диагностическая карта «Умные ручки»

 

п/п

Ф.И. ребёнка

 

 

 

 

 

Овладение приемов работы с материалами

 

 

 

Развитие конструктивных способностей

 

 

Пластилин

Бумага

Природный

Бросовый

Резать

Клеить

Работать с  трафаретами

 

Застегивать  пуговицы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень (В) – ребёнок успешно освоил пройденный материал;

Средний уровень (С) – ребёнок имеет недостаточно точные знания по изученному материалу;

Низкий уровень (Н) – ребёнок плохо ориентируется в изученном материале.

На основе анализа и оценки полученных показателей делаются выводы.

 

 

Список литературы

 

1.      А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очумелые ручки».- М.: «Просвещение»,2005.- 178с.

2.      Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд –во «Акцидент», 2001. – 85с.

3.      Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием»

4.      С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».- Спб.: «Просвещение»,2009. – 155с.

5.      М.А.Гусакова «Аппликация  в дет.саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128с.

6.      М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

7.      С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

8.      Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

9.      Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

10.  Н.М.Конышева “Умелые руки”

11.  Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

12.  М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

13.  “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)

14.  В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”

15.Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Бурятский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликульту...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Русский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года

Программа по художественно-эстетическому воспитанию« Русский фольклор – малышам»возраст детей 2-4 годаСрок реализации 2 года...