Проект по поисково-исследовательской деятельности "Как человек использует дары природы"
проект (средняя группа) на тему

Черенева Ирина Михайловна

Актуальность .  Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

  Включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Проект позволяет формировать у детей новые знания и умения, полученные  в экспериментальной деятельности со взрослым, которые становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

Проект – «Как человек использует дары природы».

Образовательная область «Познание». ФЦКМ.

Деятельность – поисково-исследовательская – экспериментирование.

Возраст: 4- 5 лет.

Тип проекта долгосрочный

Время проведения - 2016-2017 учебный год

Участники проекта - дети средней группы, родители, педагоги;

Интеграция областей: «познание», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Актуальность .  Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

  Включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Проект позволяет формировать у детей новые знания и умения, полученные  в экспериментальной деятельности со взрослым, которые становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Гипотеза: человек использует природный материал в своём мире, преобразуя его, основываясь на его свойства и качества.

Цель: развитие собственной активности детей, стимулируемой взрослым, которая становится достоянием самого ребёнка.

Задачи:

  • Развивать мыслительную активность и творческие способности;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам окружающего мира;
  • Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
  • Формировать  представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня, дерева, ткани;
  • Учить применять полученные знания в жизни.

Предполагаемый результат:

  • Владеет понятиями: воздух, металл, пластмасса, дерево, резина, ткань, камень, стекло;
  • Называет свойства и качества предметов окружающего его мира;
  • Устанавливает связи между материалом предмета и способом его применения;
  • Проявляет интерес к предметам окружающего мира.

Структура проведения экспериментирований

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
  • Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.
  • Проверка гипотез.
  • Подведение итогов, вывод.
  • Фиксация результатов (используется журнал).
  • Вопросы детей.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально техническое обеспечение – РППС

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:

  • приборы-помощники: лупы, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл, резина);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
  • утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. ;
  • прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Учебно-методический комплекс

Диагностика уровней развития детей поисково-исследовательской деятельности:

Проводится по следующим показателям и критериям.

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  2. Предлагает возможные решения;
  3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  5. Применяет выводы к новым данным;
  6. Делает обобщения.

Этапы осуществления проектом.

1 этап - Подготовительный

Организация и проведение мониторинга, определение цели и задач проекта

2 этап - Основной

Реализация проекта: проведение занятий.

3  этап – Итоговый

Организация и проведение мониторинга; Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Перспективное планирование

      Дата проведения

Участники

Место проведения                              

Тема занятия

Задачи

Ответственный

Форма

 проведения

05.09. 2016

12.09. 2016

19.09.2016

26.09.2016

Все дети.

Площадка

Группа.

«Что нас окружает»

«Откуда пришла бумага»

«Какая разная бумага»

Исследование: из чего сделаны наши игрушки.

Познакомить с разными видами бумаги и её качествами»

Исследование свойств и качеств бумаги во время игровой деятельности, в исследовательской деятельности в группе. Прошлое бумаги. – Беседы в повседневной жизни.

Воспитатель

Черенева И.М.

Эсккурсия

Занятие

Эксперимент

03.10.2016

10.10.2016

17.10.2016

24.10.2016

Все дети.

Группа.

«Где ты, воздух?»

«Воздух-воздух».

«Растения- источник кислорода».

«Где прячется воздух в человеке»

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;

активизировать словарь: кислород, невидимый, прозрачный;

воспитывать бережное отношение к природе;

Закрепить знания о том, что дыхание – основа жизни, об основных функциях носа;

Способствовать освоению детьми первичных приемов дыхательной гимнастики и правил основного дыхания;

Способствовать воспитанию основ культуры здорового образа жизни

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

07.11. 2016

14.11. 2016

21.11. 2016

28.11. 2016

Все дети.

«Дерево умеет плавать»

«История металла»

«В мире ложечки»

«Приключения карандаша»

Поиск предметов из дерева и металла, дети устанавливают: почему этот предмет из дерева, а этот – из металла, основываясь на их качества. формировать понятие о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие нет;

познакомить со свойствами дерева, металла;

учить детей проводить элементарные опыты;

учить соотносить предметы к природному или рукотворному миру;

Устанавливать причинно-следственные связи между предметом и возможностями человека;

Воспитывать уважительное отношение к людям тяжелых профессий: кочегар, сталевар, шахтер.

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

05.12. 2016

12.12. 2016

19.12. 2016

26.12. 2016

Все дети.

«Откуда берётся ткань»

«В мире ткани»

«Я швея»

«История пуговицы»

Выясняют почему эта вещь сшита из такой ткани, основываясь на качества ткани.

У детей в доступе кусочки разных тканей, которые они могут рвать, резать, нюхать, мочить и др.

Познакомить с разными  видами тканей;

Обратить внимание на отдельные свойства;

побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием ткани и временем года;

воспитывать бережное отношение к одежде.

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

09.01. 2017

16.01.2017

23.01.2017

Все дети.

В гостях у воды

Капитошка в гостях у ребят

Украсим ёлочку

Наблюдение, исследование свойств и качеств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Расширять знания детей о свойствах воды;

Обогащать лексику детей словами признаками, родственными словами;

Развивать диалогическую речь детей;

Развивать тактильные ощущения;

Формировать познавательную активность при экспериментировании со льдом.

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

.02. 2017

.02. 2017

02. 2017

.02. 2017

Все дети.

В мире стекла

Стеклянный город

Чем был, чем стал

Хорошо - плохо

Исследование свойств и качеств стекла во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Помочь выявить свойства стекла(прозрачное, цветное, прочное, гладкое);

Воспитывать бережное отношение к вещам;

Развивать любознательность;

Активизировать словарь: прозрачный, цветное, прочное, гладкое;

Развивать логическое мышление (соотнести к неживой природе и рукотворному миру).

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

.03. 2017

.03. 2017

.03. 2017

.03. 2017

Все дети.

Где вода

Посадим дерево

Глиняные игрушки

Построим домик

Исследование свойств песка,  глины, камня  во время игровой деятельности на прогулке. Беседы о жизни людей в прошлых веках.

Выяснить свойства ваты и камня;

Определить их качества (твердый и мягкий);

Закреплять умения находить твердые и мягкие предметы на ощупь;

Расширять представления о строительных профессиях;

Закрепить навыки экспериментирования.

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

.04. 2017

.04. 2017

.04. 2017

.04. 2017

Все дети.

Узнай о себе шарик

На чём полетят человечки

В мире пластмассы

Незнайкин клад

Исследование свойств и качеств резины и пластмассы во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

.05. 2017

.05. 2017

.05. 2017

Все дети.

В музее вещей

В мире материала

Кому нужен материал

Что из чего будет

Закрепление изученного.

Угадай что из чего сделано.

Воспитатель

Черенева И.М.

Занятие

Литература:

  1. Дыбина О.В.  «Из чего сделаны предметы» .- М.: Сфера, 2010.
  2.  Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» . – М.: Сфера, 2010.
  3.  Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. – Воронеж, 2014.
  4. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.htm
  5. Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex46.htm
  6. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.htm
  7. Алябьева Е.А. «Сказки о предметах и их свойствах»
  8. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. «Детское экспериментирование» - М.: Сфера, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

Проект по поисково-исследовательской деятельности «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.     «Чем больше ребёнок видел, слышал и...

Сообщение из опыта работы «Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность...

Проект по поисково-исследовательской деятельности "Волшебница- соль" для старшей группы

                                           ВведениеАктуальность:Дети- пытливые иссл...

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕХНИКУ КОЛЛАЖ

Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. ...

Планирование поисково - исследовательской деятельности и основ безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворять присущую ему любознательность...

Проект «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка - детский сад №16 «Петушок» Проект«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольн...