Главные вкладки

    Проект по поисково-исследовательской деятельности "Волшебница- соль" для старшей группы
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Кочнова Татьяна Александровна

                                                 Введение

    Актуальность:

    Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисково-исследовательская деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

    Соль- это продукт, который присутствует в нашей жизни постоянно, есть в каждом доме. Но этот простой продукт таит в себе много загадок, о которых мы даже не подозреваем . Поэтому я и захотела показать детям, сколько всего интересного их окружает в самых обычных, на первый взгляд, предметах. А ещё хотелось, чтобы они почувствовали себя настоящими учеными, испытателями, которые в состоянии сами провести опыты и сделать настоящие открытия!

    В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы соли, научатся рисовать картины при помощи соли, а также попробуют вместе с родителями вылепить фигурки из соленого теста в домашних условиях. Этот проект должен расширить знания детей об окружающем их мире и дать им понять, что он не так прост, как кажется на первый взгляд, а также дать самые первые и простейшие знания о физических и химических свойствах объекта, в нашем случае- соли.

    Цель проекта: формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

    Задачи:

    - выяснить, что такое соль, какая бывает соль и откуда она берется;

    - стимулировать познавательный интерес ребенка: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путем, в группе вырастить кристаллы соли;

    - побуждать ребенка ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату;

    - развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки;
    - вызвать у детей желание знакомится с устным народным творчеством ( пословицы, поговорки, загадки, сказки);

    - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде, экономное использование природных ресурсов.

    Ресурсное обеспечение:

    Литература про соль( научная, художественная, опыты), изображения на эту тему, схемы опытов;  материалы и оборудование для опытов: соль, стаканы, вода, ложка, яйца, цветной картон, клей, посуда, губка, карандаш с ниткой, краски.

    Ожидаемые результаты:

    - Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.

    - Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.

    - Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.

    - Расширится уровень знаний об особенностях природы родного края и страны.

    - Разовьется природная любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.

    Методы и средства реализации:

    - анализ познавательной литературы;

    - опытно- экспериментальная, исследовательская деятельность;

    - наблюдения;

    - поисковая деятельность;

    - творческая, игровая деятельность.

    Продукт проектной деятельности: лэпбук на тему «Волшебница соль».

    1 этап- Предварительный.

    Проектная деятельность

     

    Задачи

     

    Сроки реализации

    Изучение уровня знаний по теме

    Определить актуальные знания детей о соли

    За неделю до начала проекта

    Подбор методической литературы

    Методическое обеспечение проекта

    В течение недели до начала проекта

    Подбор художественной литературы

    Информационное обеспечение проекта

    В течение недели до начала проекта

    Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

    Обеспечение проекта наглядными материалами

    В течение недели до начала проекта

    Написание конспектов занятий

    Планирование предстоящей работы

    В течение недели до начала проекта

     

    2 этап- Основной.

     

     

    Дата

     

     

     

    Работа с детьми

     

     

    Работа с родителями

     

    Совершенствование предметно-развивающей среды

     

     

     

    22.01.2018

     

    НОД по поисково-исследовательской деятельности на тему «Волшебница Соль»

    Помочь детям вырастить кристаллы соли в домашних условиях, сделать фотоотчет по данному опыту

    Пополнить уголок Экспериментирования брошюрами и наглядными пособиями по проведению опытов с солью.

     

     

     

     

    24.01.2018

     

     

     

    Беседа на тему «Соль- друг или враг?»

    Помощь в сборе информации о соли. Попросить поделиться с детьми своим мнением по этому вопросу для дальнейшего обсуждения вариантов в группе.

     

    Подготовка буклетов или плаката по темам «Соль. Вред или польза?»; «Где используется соль?» «Чем опасна соль?»

     

     

     

    26.01.2018

    Чтение произведений русского народного творчества про соль (пословицы, поговорки, загадки), чтение чешской народной сказки про Соль.

    Попросить родителей сделать дома с детьми фигурку из соленого теста, принести поделку в сад.

    Выставка детско- родительских работ из соленого теста.

     

     

     

     

    29.01.2018

    НОД «Художница соль»

    Беседа с родителями по технике нетрадиционного рисования солью, вызвать интерес к этой технике. Рассматривание детских работ.

    Оформление галереи детских рисунков по теме «Зимний пейзаж солью»

     

    Содержание проекта по образовательным областям

    Образовательная область

    Цели

    Содержание деятельности

    Познавательное развитие

    Развивать интерес к познанию окружающего мира, рассказать об особенностях такого продукта как соль, закрепить знания о неживой природы; развивать мышление, способность к умозаключению. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать коммуникативные навыки; обобщать и систематизировать знания о соли; развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности.

    Занятия НОД на темы «Волшебница соль» и «Художница соль»; познавательно- исследовательская деятельность( экспериментирование); решение проблемных ситуаций; тематические беседы.

    Речевое развитие

    Познакомить детей с произведениями русского народного творчества (загадки, пословицы, поговорки про соль), с чешской сказкой про соль, закрепить знания об этом минерале. Формировать умение вести диалог по содержанию прочитанного, воспитывать интерес к чтению, развивать логическое мышление; формировать навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи описания; развивать мышление, память, интонационную выразительность речи, воспитывать интерес и любовь к литературе.

    Чтение художественной литературы (загадки, пословицы, поговорки, сказки), просмотр иллюстраций с тематическим изображением . Обсуждение поставленных проблем, прочитанных произведений в группе.

    Художественно- эстетическое развитие

    Учить рисовать в нетрадиционной технике- рисование солью. Учить составлять несложную композицию, закреплять приемы рисования кистью, работы с клеем.

    Нетрадиционная форма рисования   ( солью)

    Социально-коммуникативное развитие

    Создавать благоприятную атмосферу для общения, воспитывать дружеские отношения в коллективе; развивать общие представления, зрительное восприятие, социально-коммуникативные навыки.

    Игры, выставки работ.

    Физическое развитие

    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников.

    Динамические паузы , пальчиковая гимнастика.

     

    3 этап- Заключительный.

    Оценка результатов деятельности:

    Проектная работа «Волшебница соль» дала нам возможность увидеть следующие результаты:

    • реализация данного проекта - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;

    • навыки, приобретённые детьми в ходе осуществления проекта, могут быть использованы для познавательно-исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка;

    • практические задания будут способствовать познавательному развитию детей;

    • развитие у детей умений проводить опыты и наблюдения является одной из форм поисковой деятельности, что даст ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и будет способствовать развитию дошкольника как личности.

    Таким образом, по результатам данной работы, т. е. проекта можно сделать вывод:

    • мероприятия проекта сделают более интересными традиционные занятия;

    • повысится уровень знаний о соли;

    • происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;

    • в ходе экспериментальной деятельности дети приобретут ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых, ученых, труд которых очень важен для других людей, что способствует воспитанию гражданской позиции детей.

    Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен и полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы детей.

    В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.

    Благодаря выполненной проектной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная!

    Итоговый продукт проекта- ЛЭПБУК на тему «Волшебница соль».

    Использованная литература:

    1. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1», изд. Детство- пресс, 2017 г.
    2. Камалова Н.Р., Костюченко М.П.: Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО, изд. Учитель, 2017г.
    3. Нищева Н.В. « Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду», СПБ, Детство-ПРЕСС, 2013г
    4. Бережнова О., Тимофеева Л. «Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. Методическое пособие», изд. Цветной мир, 2013 г.
    5. Интернет-ресурсы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" средняя группа

    Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") средняя группа...

    Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа

    Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа...

    Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»

    Цель:  формирование  у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:v учить детей фильтровать воду;v учить детей садить семена в фасоли;v закреплять правила поведения в...

    Проект по поисково-исследовательской деятельности "Как человек использует дары природы"

    Актуальность .  Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.  Включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе кото...

    Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему:«Превращения. А что это такое?»

    Цели: Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращ...

    Проект по поисково-исследовательской деятельности «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.     «Чем больше ребёнок видел, слышал и...