Главные вкладки

    Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Порткина Светлана Александровна

    Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программные задачи:

    1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок дошкольного мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
    2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей).
    3. Расширение перспектив поиско - познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобладающие действия.
    4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

    Литература:

    1. Программа «Ребенок в мире поиска» под редакцией Дыбиной О.В.
    2. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Дыбина О.В. -М-2004
    3. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.(растения» Иванов А.И.
    4. « Детское экспериментирование». Куликовская Н.Э. Сатир Н.Н.
    5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4-1998г., № 8 -2006г.
    6. Журнал «Обруч» № 2-1998г. (Опыты с песком и глиной).

    месяц

    Формы  работы с  детьми

    неделяя

    Познавательное занятие (или часть занятия)

    Опыты, эксперименты

    Наблюдение, труд в уголке природы

    Наблюдение на участке

    Художественно-продуктивная деятельность

    Развлечение

    сентябрь

    1

    Наблюдение за черепахой.

    Свойства сухого песка

    «Растет ли лук в песке»

    Рассматривание песчинок

    2

    «Своды и тоннели»

    «Зачем песок в аквариуме?»

    Замедление роста растений от температуры воздуха

    Рисование на песке.

    3

    Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (опыт в корнеплодах есть питательные вещества)

    Свойства мокрого песка

    «Песочные часы»

    «Песочный конус»

    4

    Изменение почвы от температуры.

    октябрь

    1

    Беседа о

    домашних

    животных.

    «Куда идет тень?»

    «Роль света в жизни растений»

    «Солнечный зайчик»

    Рисование «Радуга»

    2

    «Роль света в жизни черепахи»

    «Долгота дня»

    3

    Рассматривание

    злаковых

    растений

    Различная потребность комнатных растений во влаге.

    «Хватает ли растениям света на цветнике?»

    Теневой театр «Лиса и кувшин»

    4

    «Радуга на стене»

    Пересадка календулы из цветника.

    «Почему завяли растения?»

    месяц

    не де ля

    Формы  работы с   детьми

    Познавательное занятие (или часть занятия)

    Опыты, эксперименты

    Наблюдение, труд в уголке природы

    Наблюдение на участке

    Художественно-продуктивная деятельность

    Развлечение

    ноябрь

    1

    Рассматривание и сравнение комнатных растений.

    Влияние освещенности на скорость роста растения.

    «Посев семян злаков»

    «Уличные тени»

    2

    «Изменение окраски листьев»

    3

    Кто живет в реке?

    Превращение традесканций из полосатой в зеленую.

    «Дождевые черви в банке»

    «Как птицы готовятся к отлету»

    4

    Водопроницае мость песка и глины.

    Куда прячутся насекомые»

    Игры с «ящиком

    ощущений»

    (камни)

    декабрь

    1

    Знакомство с волком.

    «Умеет ли

    растение

    дышать?»

    «Испарение воды» (белье на морозе).

    Дид. игра «Угадай запах»

    Экологичес кий КВН.

    2

    «Почему вода не выливается из стакана?!

    «Чем дышат рыбы»

    «Северный и южный ветер»

    3

    Рассматривание

    комнатных

    растений.

    «Как быстро вода всасывается корнями растений»

    «Где живет вода?»

    Рисование

    «Раздувание

    капельки»

    4

    «Как влияет вода на прорастание семян(фасоль)»

    «Где теплее?»

    не де ля

    Формы  работы с   детьми

    месяц

    Познавательное занятие (или часть занятия)

    Опыты, эксперименты

    Наблюдение, труд в уголке природы

    Наблюдение на участке

    Художественно-продуктивная деятельность

    Развлечение

    январь

    2

    «Зимой в лесу»

    «Измеряем температуру»

    Влияние тепла на

    прорастание

    семян.

    Разнообразие снежинок.

    3

    «Снег и лед-вода»

    Посадка лука в землю и камни.

    Измерение

    глубины

    сугробов.

    Определение температуры на картинах художников

    4

    Беседа о снеге

    «Что тяжелее?» (снег или земля).

    «Чьи следы?»

    февраль

    1

    «Умная галка»

    Необходимость тепла для распускания срезанных веток.

    2

    Знакомство с животными жарких и холодных стран.

    «Свойства воды»

    «Снег-грязный»

    Изготовление

    цветных

    льдинок.

    Спортивный

    праздник (роль

    Минеральн ой воды).

    3

    Цикл наблюдения за аквариумными рыбками.

    Измерение тени взрослого и ребенка.

    4

    Обобщающая беседа о зиме.

    «Вода имеет форму»

    «Поземка»

    месяц

    неделя

    Формы работы с детьми

    Познавательное занятие (или часть занятия)

    Опыты, эксперименты

    Наблюдение, труд в уголке природы

    Наблюдение на участке

    Художественно-

    продуктивная деятельность

    Развлечение

    март

    1

    «Черенкование

    комнатных

    растений»

    «Как услышать воздух»

    «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»

    «Где быстрее тает снег?»

    2

    «Волшебное письмо»

    «Что нужно дереву?» (береза)

    Дид. игра «тонет-не тонет»

    3

    «Муравьи -санитары леса»

    «Неприятно дышать»

    «Кто чистит аквариум?»

    «Измерение температуры воздуха в тени и на солнце»

    4

    Пересадка

    растений

    черенкованием.

    апрель

    1

    «Экологическая сказка «Ручеек»

    «Притягиваются - не

    притягиваются» (магниты)

    «Сила ветра и воды» (пускание лодочек).    

    Игра «Рыболов»

    2

    Рост черенков

    комнатных

    растений.

    Цикл   -наблюдения за божьей коровкой.

    3

    «Доктора леса»

    Взаимодействие воды и снега.

    «Кто ест водоросли?»

    «Где снег не растаял?»

    Праздник «Прилета птиц»

    4

    «Почему надувается воздушный шарик (теплый и холодный воздух)

    «Что выделяет растение?»

    «Где птицы строят гнезда?»

    Игра с «ящиком ощущений» (деревянные и металлические предметы)


    месяц

    не де ля

    Формы  работы с  детьми

    Познавательное занятие (или часть занятия)

    Опыты, эксперименты

    Наблюдение, труд в уголке природы

    Наблюдение на участке

    Художественно-продуктивная деятельность

    Развлечение

    май

    1

    «Беседа о весне»

    «Легкость пера»

    Раскрывание листьев комнатного растения кислица (утро-вечер)

    «Что у нас под ногами?» (почва)

    2

    «Чем лучше

    рисовать?»

    (камни)

    3

    «Планета в опасности»

    «Нефтяная речка»

    «Зачем нужно рыхлить почву в горшках?»

    «Кто живет в почве?»

    Изготовление вертушки для игры с ветром.

    4

    Влияние

    прополки на рост рассады.

    Долгота дня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

      Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

    Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

    Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

    Комплексно -тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе

    комлексно - тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе...

    Перспективное лексико-тематическое планирование познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе компенсирующей направленности

    Перспективноелексико-тематическоепланированиепознавательно – исследовательская деятельностьв старшей группе компенсирующей направленности...

    План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе

    Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности....

    Календарно-тематическое планирование познавательско-исследовательской деятельности в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год.

    Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию календарный план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Желаю вам творческих успехов!...