Система планирования в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Шубина Татьяна Николаевна

Система планирования в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_planirovaniya_v_dou.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Система планирования в ДОУ

        В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности. Дошкольным учреждениям следует проанализировать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплексно-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов деятельности. Однако не стоит одномоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необходимо внести изменения в существующее планирование.  Авторские коллективы выпустили новые редакции программ, мониторинг, но методические пособия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке информации?

        Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.

«Планирование — заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы». «Планирование — принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью».  «Планирование в ДОУ — деятельность участников образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством совокупных средств, способов и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние».

«Планирование работы воспитателя — вид планирования работы в ДОУ, который осуществляется непосредственно воспитателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе».

Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, определение В.И. Логиновой наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы. Таким образом, педагог заблаговременно определяет порядок, последовательность осуществления образовательной работы, отмечает необходимые условия, используемые средства, формы и методы работы с детьми конкретной группы. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.

        Любая деятельность, в том числе и планирование, основывается на определенных принципах:

  • коллегиальности (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
  • систематичности, последовательности, регулярности педагогических воздействий;
  • взаимодействия разных видов детской деятельности;
  • непрерывности;
  • интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содержания образовательных областей);
  • практичности, реальности;
  • учета конкретных условий.

        Таким образом, план долженбыть: целенаправленным, реальным и прогностичным, экономичным, максимально ясным, удовлетворять требованию единства и непрерывности, точным и гибким. Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.

        Не все задачи образовательной программы проходят через планирование. Зачастую выпадают целые направления, например, формирование «искусствоведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что программа реализуется не полностью.

        Планирование часто осуществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не предусматривает интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий).

        Цели и задачи часто ставятся нечетко, без учета специфики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической литературы.

        Педагоги, как правило, планируют однообразные формы и методы работы — рассматривание, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцированный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.

        С позиции менеджмента в образовании планирование должно быть представлено со стратегического, тактического и оперативного направлений.

Стратегическое планирование включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования, модель выпускника.

        Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитанников.

        Оперативное планирование включает календарно-темати-ческие планы педагогов и диагностические карты развития детей.

        При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.

Алгоритм планирования

1.        Аналитический этап:

  • изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;
  • анализ содержания реализуемой программы, методического обеспечения, условий для реализации программы, диагностического обеспечения в соответствии с реализуемой программой.

2.        Организационный этап:

  • разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;
  • составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной непосредственной организованной деятельности;
  • разработка циклограмм совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов с учетом режима дня, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • создание циклограмм деятельности специалистов сопровождения, системы взаимодействия с педагогами групп;
  • разработка календарно-тема-тического планирования (годового, недельного и пр.).

3.        Практический этап:

  • ведение календарного планирования;
  • семинары, консультации по содержанию календарных планов.

4. Заключительный этап:

  • анализ планирования, выявление недостатков, внесение изменений;
  • рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.

На первом этапе целесообразно создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и разработка проекта положения о планировании.

На этапе анализа существующего планирования важно обратить внимание на следующие моменты:

  • перечень программ, реализуемых в образовательном учреждении;
  • обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направление развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или нескольких парциальных программ;
  • обоснование обеспечения целостности педагогического процесса, единства принципов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными;
  • в тех случаях, когда образовательная программа по одному или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо установить, что содержание, методы и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат противоречий в основных концептуальных принципах, исключают дублирование содержания;
  • набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН. Необходимо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения перегрузки и выполнения программы.

В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие условия.

        Соответствие уровня квалификации и компетентности педагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую программу по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации образовательной деятельности, методами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следует учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад — Дом радости») предполагает обязательное прохождение курсов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.

        Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать оптимальное расположение оборудования, детской мебели для развития воспитанников в организованных формах обучения "и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспеченности образовательного процесса дидактическим и методическим материалом по реализуемой программе.

На втором этапе разрабатывается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.

Например, в Положении может быть определена документация педагогов по следующим разделам.

        Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога».  

        Второй раздел «Организационно-методические основы деятельности». Учебный план с пояснительной запиской, расписание периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ, циклограммы совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкретной группы.

        Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержденной форме.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

  • организованная (все периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности);
  • совместная по основным направлениям (познавательноречевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное);
  • самостоятельная   (создание условий, пополнение предметно-развивающей среды в разных видах деятельности).

Планирование на день также осуществляется в утверждений в ДОУ форме. Планируется первая и вторая половина дня, где указываются следующие формы организации деятельности:

  • работа с родителями, совместная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с книгой, ситуация общения);
  • организованная деятельность (периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности согласно расписания);
  • прогулка (все пять обязательных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность; 1 раз в неделю планируется целевая прогулка или экскурсия).

        Планирование реализуетсяпедагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического планирования на неделю. Для удобства и обеспечения полноты реализации программы целесообразно разработать и принять в установленном порядке табличную форму планирования.

        Согласно Закону РФ «Об образовании» учебный план — составляющая часть образовательной программы.   Учебный план — нормативный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-технического оснащения. Он составляется на каждый учебный год в соответствий с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ.

Учебный план состоит из таблицы, в которой определены образовательные области, рассчитано количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, объем образовательной нагрузки, пояснительной записки.

Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реализуемой программой. В вариативной части отражаются дополнительные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, региональными особенностями. В соответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть — не более 20% от общего нормативного

времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы.

 Вариативная часть должна соответствовать виду учреждения. Ее содержание органично дополняет инвариантную часть.

Заключительная ступень второго этапа — координация педагогической деятельности с помощью составления циклограмм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов).

На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образовательного процесса.

В соответствии с ФГТ планирование образовательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детей и родителей, отраженного в разных формах:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В процессе планирования учитываются потребности всех участников  образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родительской позиции.

На четвертом этапе педагогическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система планирования работы по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

В данном материале представлена моя разработка планирования театрализованной деятельности детей для средней группы....

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

 Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

         Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.          Экологическое образование дошкольник...

Система планирования работы по театрализованной деятельности в ДОУ, с учетом его коррекционной направленности.

В работе обобщены и  систематизированы материалы  по  развитию пантомимичех  навыков, планирование рассчитано на 2 года пребывания детей в ДОУ, разбито на 6 этапов....