Фундамент для развития внимания у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Ивакина Ксения Викторовна

Основы и принципы развития внимания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фундамент для развития внимания у детей дошкольного возраста.

   Развитие внимания имеет свои особенности и закономерности. Если их знать и исполнять то можно усилить данное свойство и совершенствовать его на протяжении всего онтогенеза.

   В дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир и вопрос формирования внимания, становится, особенно актуален. Психические возможности ребенка велики, но еще не совершенны. Познавательные процессы активизируются, но имеют беспорядочный характер. Отсутствует направленность. Ребенок начинает взаимодействовать с разнообразными предметами, изучая окружающий его мир, но тот или иной предмет не задерживается на долго в зоне его внимания, и малыш с легкостью переключается с предмета на предмет. В этот период внимание  у ребенка не устойчивое, ему еще предстоит научиться управлять собственным вниманием.

   Внимание рассматривается как направленность  и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. При этом направленность имеет не только избирательный характер, а также сохранение психической деятельности на определенный промежуток времени. В то время как сосредоточенность предполагает углубленность в деятельность (отвлечение от постороннего), сопровождающаяся напряженностью.

   Психика ребенка еще не сформирована, и при повышенных нагрузках, не избежать протеста в виде эмоционального выплеска. Особенно ярко это видно в раннем и младшем возрасте.

   Таким образом, направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие. При этом в поле сознания выделяется «зона внимания» и «боковое поле».  В зоне внимания находится то, что составляет смысл нашей деятельности, в то время как  в« боковом поле» находятся менее важные объекты  сознания, характеризующиеся смутностью и неотчетливостью.

   Внимание детей до 7 лет характеризуется небольшим объемом и слабой устойчивостью. На первых порах своего развития деятельность ребенка ограниченна тем предметом, который находится в зоне его внимания и то не малый промежуток времени. Ребенок с легкостью переключает свое внимание на т.н. «боковое поле».

   Внимание, как и все психические процессы,  имеет  физиологические основы. Пусковым механизмом которых, является некий раздражитель («яркое пятно», тихий или громкий звук и др.),  вызывающий возбуждение одних нервных центров и торможение других. Наиболее сложным в «запуске» физиологических механизмов является фильтрация раздражителей на входе, осуществляемая с помощью периферических органов чувств. В свою очередь основную роль фильтрации берет на себя внимание.

   Не смотря на то, что произвольное внимание у дошкольников неустойчиво и ребенок быстро отвлекается на сторонние раздражители, непроизвольное внимание у него сформировано достаточно. Ребенок может достаточно длительно и сосредоточенно его удерживать. В связи с этим,  при организации совместной деятельности с детьми, особенно на начальном этапе, очень важно обращать внимание на создание раздражителя («яркое пятно»), превышающего существующий на данный момент.

   Вместе с тем, грубый отбор информации происходит по физическим характеристикам (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле осуществляется согласно предварительной установке). Данная установка запускает механизмы предвнимания, а также внутренне выражает состояние внимания.

   В зависимости от силы внешнего раздражителя, центральные механизмы внимания усиливают нервное возбуждение. Более сильное возбуждение подавляет возникшее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.

   Также может происходить слияние двух или нескольких раздражителей одновременно, усиливающих друг друга.

   Эффект  «яркого пятна» может усиливаться за счет  внесения еще одного «яркого пятна». При этом качество внимания не пострадает, так как усилиться концентрация и объем внимания.

   Интенсивность внимания  поддерживается  благодаря: накоплению импульсов, поступающих в нервную систему; а также  внутреннему состоянию нервной системы.

 Физиологические основы лишь частично раскрывают основы внимания, особенно произвольного. Человек способен самостоятельно – целенаправленно управлять своим вниманием. Благодаря постановке  цели деятельность поддерживается и переключается внимание.

   У младших детей уровень сознания слабо развит, поэтому постановку цели осуществляет взрослый. Впоследствии, более совершенные структуры сознания ребенка дают возможность ему самому определять не только цели, но и выделить план действий. Таким образом, ребенок научается контролировать свое внимание, осуществлять контроль над действиями.

   Наряду  с физиологическими версиями механизмов внимания существуют и другие  психологических теорий внимания.

   Так выделяют особую связь между двигательной активностью (мышечным напряжением), эмоциями и произвольным  вниманием. Согласно данной теории, эмоциональные состояния обуславливают интенсивность и продолжительность внимания.  Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела. В то же время отвлечение внимания связывается с мышечной усталостью.

 

Эмоциональный компонент в воспитательно – образовательном процессе имеет огромное значение. Воспитание и обучение через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс.  Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы давать им нужное направление. Если взрослый будет уделять данному вопросу внимание, то снизит излишнюю напряженность у ребенка и поможет осуществить  плавный переход от непроизвольного внимания к произвольному, а также после произвольному (уже на основе интереса). При решении данного вопроса ведущую роль занимают речевые показатели, элементы театрализации, эффект новизны и др.

Таким образом «детекторы новизны» активизируются (связь с ЦНС), возбуждаются нейроны ожидания, удовлетворяется эмоциональная потребность.

   В заключении, можно сказать, что вышесказанное не только имеет свои обоснования, но и природные проявления. Дело лишь за тем, насколько современность будет следовать законам природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...