«Методы и приемы формирования грамматических категорий у дошкольников»
учебно-методический материал на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;

Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи,

Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

Показать значимость работы логопеда в формировании грамматически правильной речи дошкольников;

Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ceminar_po_grammatike.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, это логика языка. Грамматическая правильность речи, есть не только знания, но и привычка выражать свои мысли правильно в речи и на письме. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. В любом знаменательном слове совмещаются два значения – лексическое и грамматическое. Лексическое значение носит основа слова. Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения к другим словам, к лицу, совершающему действия, отношение говорящего к сообщаемому.

Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. дают такое определение грамматики:

"Грамматика – это формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему".

Характеристика развития грамматического строя речи у детей в норме.

Для функции речетворчества "критическим" периодом развития является первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами языка, накапливает большой словарный запас. К 1 году  ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у него появляется простая фраза (из 2-3 слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонематически, морфологически и синтаксически. В 3 года ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речи. Он уже пользуется грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, употребляет простые и сложные предложения.                                                        В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности

        Крупнейший специалист в вопросах становления детской речи А. Н. Гвоздев говорил о том, что ещё до начала  сознательного изучения грамматики каждый ребёнок в ходе своего речевого развития проходит этап "дограмматического усвоения языка". Это значит, что ребёнок, не имеющий никакого понятия ни о склонении, ни о суффиксах, приставках и предлогах, уже привыкает правильно употреблять грамматические формы в своей устной речи. Если этот этап пройден полноценно, то и в школе ученик спокойно овладеет грамматическими правилами, потому что они самым естественным образом "лягут" на уже усвоенные им и практически ставшие для него привычными нормы устной речи. И наоборот, ребёнок почувствует себя  полностью беззащитным, если этот этап пройден им недостаточно полноценно. Ведь как он говорит, так и будет писать.

В своей книге «Вопросы изучения детской речи» Гвоздев А.Н. выделил этапы развития нормальной детской речи (последовательность появления в речи ребенка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления

1. этапы первого периода – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней:                                                                                                                              - «время однословного предложения» - 1г.3мес. – 1г.8мес.;                                               - «время предложений из нескольких слов-корней» - 1г.8мес.– 1г.10мес.;

2. этапы второго периода – период усвоения грамматической структуры предложения:                                                                                                                        - «время формирования первых  предложений» - 1г.10мес. – 2г.1мес.;

 - «время использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов)» - 2г.1мес. – 2г.3мес.;                                                                                                        - «время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений»           - 2г.3мес. – 3г.;                                                                                          3. третий период – период усвоения морфологической системы русского языка -3г.– 7л.        

Причины грамматических ошибок у дошкольников (слайд – 2)

Примеры грамматических ошибок в речи детей (слайд – 3)

Пути формирования  грамматически правильной речи у детей (слайд – 4,5)

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи (сл– 6, 7)

Примеры дидактических игр по формированию грамматического строя (слайды 8 – 14)

            В заключение хочется назвать необходимые условия, которые должны быть обеспечены для успешного овладения ребёнком грамматическими нормами языка в дошкольном детстве:                                        

1) позаботиться о правильной языковой среде, если окружающие ребёнка взрослые говорят неправильно, то также будет говорить и ребёнок;                

2) всячески избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи, поскольку в этом случае он будет полностью дезориентирован – не поймёт, каким языковым нормам следовать;        

3)  избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи, которую он не может четко воспринять, а значит, и использовать как полноценный образец для подражания;        

4) особое внимание обращать на чёткость произнесения окончаний слов и предлогов самими взрослыми людьми, поскольку эти элементы нашей речи в большинстве случаев являются безударными, а значит и неопределённо слышимыми;

5) постараётесь увлечь ребёнка игрой "в слова", сделав это для него интересным и даже радостным занятием, которое ему нравится и вызывает у него только положительные эмоции.

Выполнение всех этих элементарных условий предупредит появление у ребёнка  многих школьных проблем.  Отсюда очевидно значение своевременного и достаточно хорошего овладения детьми речью, а именно грамматическим строем,  своевременно начатой коррекционной работы по устранению её нарушений.

                                                                                         МАДОУ д/с «Сказка»

                                                                                         г. Баймак

Семинар – практикум

«Методы и приемы формирования

грамматических категорий у дошкольников»

                                                             Место проведения: д/с «Сказка»

                                                             Время проведения:  23.01.13 в 13.30

                                                             Ответственные:

                                                             Учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.

                                                             Учитель-логопед Сагитова А.А.

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения.

Задачи:

             Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;

Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи,

Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

Показать значимость работы логопеда в формировании грамматически правильной речи дошкольников;

Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

План проведения семинара-практикума:

  1. Просмотр и анализ непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы (учитель-логопед Сагитова А.А.)
  2. Сообщение темы. Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников (Учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.)
  3. Анализ программного содержания по данному разделу в дошкольных группах ДОУ (воспитатели).
  4. Основные методы и приемы формирования грамматического строя у дошкольников у младших дошкольников (воспитатель средней гр.)
  5. Основные методы и приемы формирования грамматического строя у дошкольников у старших дошкольников (учитель-логопед Сагитова А.А)
  6. Деловая игра для педагогов: «Придумай новую игру» (Учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.)

                                                                                  МАДОУ д/с «Сказка»

                                                                                         г. Баймак

Семинар – практикум

«Методы и приемы формирования

грамматических категорий у дошкольников»

Приемы формирования грамматически правильной речи

у дошкольников.

                                                             Подготовила:

                                                             Учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.

                                                             23.01.20013.

Вопросы к деловой игре по теме:

«Формирование грамматического строя речи»

Вопросы для двух участников – команд:

1. Дать определение понятию «грамматика» по К.Д. Ушинскому.

    Дать определение понятию «грамматика» по Ожегову С.И.

2. Какой период в жизни дошкольника является критическим периодом речетворчества?

   Разъясните значение  выражения: «дограмматический этап усвоения языка» ребенком-дошкольником.

3. Назовите этапы первого периода развития нормальной детской речи по Гвоздеву А.Н.

Назовите этапы второго периода развития нормальной детской речи по Гвоздеву А.Н.

Назовите этапы третьего периода развития нормальной детской речи по Гвоздеву А.Н.

4. Назовите основные причины грамматических ошибок у дошкольников.

   Приведите основные примеры грамматических ошибок у дошкольников.

5.Назовите основные условия для успешного овладения грамматическим строем речи для дошкольников.

Назовите основные методы и приемы, используемые  в работе по формированию грамматических категорий в ДОУ.

Грамматическая разминка для педагогов:

  1. Скажите слово «платье» во множественном числе,  именительном падеже.
  2. Скажите правильно: «Мама Никиту одевает или надевает»?

«Таня шапку надевает или одевает»?

  1. Скажите правильно: из свеклы получается суп какой?
  2. Произнесите слово «ехать» в повелительном наклонении.
  3. Произнесите слово «выздороветь» в будущем времени.
  4. Произнесите слова «чулок», «носок» во множественном числе родительном падеже.
  5. Скажите слово «положить» в настоящем и будущем  времени.
  6. Произнесите правильно: джем из слив сливовый или сливовый?
  7. Скажите слово «лазить» в настоящем времени.
  8.  Посчитайте блюдца до пяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы по правовому воспитанию дошкольников

В данной работе я предлагаю методы и приемы по воспитанию дошкольников...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

«Методы и приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений ...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с  использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал  логопедам и воспитателям детского сада для детей подготовительной к школе группе....

презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"

в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников...