«Методы и приемы в развитии музыкальности дошкольников»
методическая разработка по музыке на тему

Мареева Юлия Евгеньевна

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_v_razvitii_muzykalnosti_doshkolnikov.docx24.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений

«Методы и  приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Оборудование: разноцветные карточки с нотками, ритмические палочки, трещетка, кастаньеты, свистулька, колокольчик,

Ход мероприятия:

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, фиолетовые.

 - Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

Муз.рук.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

  1. Ритмическая игра «Гусеница» (участники с красными карточками)

Муз.рук.: Сегодня я хочу познакомить вас с двумя гусеницами  - мальчик АН-ТО-ША и девочка ДА-ША. Давайте прохлопаем их имена, а теперь протопаем. Посмотрите, они отличаются друг от друга. У них разные животики. Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда прохлопает  ритмический рисунок Антошиного животика ( ТА-ТА-ти-ти-ТА), а  вторая команда прошлепает ритмический рисунок Дашиного (ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА). Молодцы! А сейчас сделаем это одновременно – каждая команда хлопает-шлепает свой ритмический рисунок. Отлично!  А сейчас, попробуем сделать это под музыку. (Русская народная песня «Барыня») – 1 часть – Антоши, 2 часть – Даши, 3 часть – вместе. Спасибо, проходите на свои места.

Муз.рук.: Это упражнение развивает внимание, наблюдательность, умение детей слышать и слушать игру других.

2.  Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ» (участники с оранжевыми карточками)

Муз.рук.:

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. Сначала по 4 раза на каждую фразу, затем по 2 раза, и в заключение – хлопки, шлепки, притопы – (ти-ти-ТА), щелчки – ТА-ТА

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3.  Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов) (Участники с желтыми карточками)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают  стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!». (кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)

Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участники с зелеными карточками)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                                про себя

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с синими карточками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку, изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Развитие чувства ритма – Веселые палочки (для участников с фиолетовыми карточками)

Участники садятся на пол, образуя круг. Каждому в руки дается по 2 палочки.

а) кладем  палочки справа от себя.  На счет 1-2 берем палочки слева, 3-4 кладем справа.

б) На счет 1 – берем палочки слева, 2- стучим над головой, 3- кладем справа, 4- хлопок в ладоши перед собой.

Когда упражнение уже хорошо получается, можно его делать под музыку с  соответстующим размером («Ах, вы сени, мои сени»)

Муз.рук.: Это упражнение развивает координацию движений, внимание, синхронность движения под счет.

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

 В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

7. Танцтерапия (для всех участников)

Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Счёт - считаем и загибаем 4 пальца

Движения по тексту:

Арам-зам-зам - шлепки по ногам

Гули-гули - моторчик руками

Арафи - Ладони вместе, плавное движение у правого ушка. затем у левого ушка

Повтор движений с ускорением.

8. Веселый оркестр (для всех участников)

«Песня старого извозчика» (пособие «Наш веселый оркестр»)

 - А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими музыкантами.

Всем участникам раздаются инструменты  - ложки, маракасы, треугольники, бубны.

Куплет

1-4 такт  - Ритмично играют ложки до конца куплета

5-8 такт – вступают маракасы и играют вместе с ложками до конца куплета

9-12 такт – вступают треугольники

13-16 такт – вступают бубны  и играют четвертными.

Припев

1 такт – щелчки язычками (идет лошадка)

2 такт – все весело пропевают: «И-и-и!»

3-4 такты- повторить исполнение 1-2

5-7 такты – все поют «Встань, Маруся, в стороне»

8 такт – пауза

9-12 повторение 1-2

13-15 такты – все поют: «Ты верна, как прежде мне»

По окончании песни все поют: «И-и-и!»

Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и  подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.

Вот и все, я закончила свой урок,

И теперь мне пора подвести итог:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние метода кинезиологии на развитие музыкальности

            Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцеваль...

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Методы и приемы развития музыкально-творческой инициативы ребенка

методический материал для воспитателей, родителей и музыкальных руководителей...

Музыкальная гостиная: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»....

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка  творческих методов и приемов в развитии музыкальных   способностей  у дошкольников....

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основно...

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...