Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
статья

Афонина Татьяна Александровна

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – дидактические игры,

как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

музыкальный руководитель

Афонина Т.А.

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей.

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальности ребёнка. Так как само по себе восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования  значительная роль отводится музыкально- дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы: воспитывающее обучение; научность; доступность и наглядность; закрепление знаний, умений и навыков и т.д. Использование музыкально – дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Участие дошкольника в музыкально – дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Многие педагоги – исследователи подчёркивают различие  между музыкально – дидактическими играми и пособиями, которое состоит в том, что музыкально - дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила. Особенностью музыкально - дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, а музыкально – дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях. Цель таких пособий: наглядно проиллюстрировать отношения звуков по длительности и высоте, поупражнять детей в различении динамики, тембра и других выразительных средств, тогда как музыкально – дидактические игры могут не использовать зрительную наглядность. К эстетическому оформлению музыкально - дидактических игр предъявляются определённые требования - они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Музыкальные произведения, на основе которых развёртывается игровое действие,  также должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства у детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь. Музыкально – дидактическая игра может рассматриваться как игровой метод обучения; игровая форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство музыкального общения и развития ребёнка . Таким образом, подчёркивается её полифункциональный характер.

В педагогической литературе достаточно широко представлена классификация музыкальных игр. Например, Н.А.Ветлугина разделяла музыкально  - дидактические игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. В дальнейшем эту работу продолжила А.Н.Зимина, которая подразделяет такие игры в зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий на три вида:
I Cпокойное музицирование; II Bгры типа подвижных; III Bгры, по типу хороводных. Г.П.Новикова приводит  следующую классификацию: игры с игрушками; игры с картинками; хороводные игры и подвижные. Так как одной из основных задач музыкального образования детей является развитие  музыкальных способностей, важной является классификация музыкально – дидактических игр именно по этому основанию: игры для развития ладового чувства; игры для развития музыкально – слуховых представлений; игры для развития чувства ритма.

Н.А.Ветлугина определила содержание и структуру музыкально – дидактической игры, которая должна включать игровые правила и игровые действия. Развитие игровых действий обусловлены развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. В основе дидактического материала таких игр лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. В связи с развёртыванием игровых действий и постановкой дидактических задач условно выделяются некоторые характерные виды и структуры игр. Наиболее распространённой является структура, предполагающая спокойное музицирование, она носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Это и игры – пособия (музыкальная лесенка, нотное лото и т.д.), и игры с пением и движением. Эти игры отличаются  и по игровым действиям, и по сенсорным заданиям, где возможно доминирование то первых, то вторых.
В меньшей мере представлены игры, по своей структуре приближающиеся к подвижным, так как музыкально – дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности. В них элемент соревнования в увёртливости, ловкости должен быть отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий. Третий тип игр по характеру похож на хороводные. Для них характерна синхронность игровых действий с реализацией сенсорных заданий, роль коллектива является фоном. Таким образом, в зависимости от характера игровых действий и их соотношений с сенсорными заданиями, в зависимости от типа игры, значительно отличается и структура музыкально – дидактических игр. Первый тип по своему спокойному сосредоточенному характеру напоминает известные дидактические настольные игры, второй приближается к подвижным, третий построен по типу хороводных. В связи со структурой отчётливо выступает роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Правила направлены на то, что все дети, выполнившие правильно задания, получают какое-либо преимущество, и наоборот, не выполнившие задание выходят из игры. Правила сформулированы таким образом, что показания восприятия детей, позволившего им выполнить определённые задания, как бы контролируются последующим воспроизведением. Таким образом, они помогают контролировать слух и наоборот, исполнение корректируется слухом.

Музыкально – дидактические игры организуются во время занятий и в самостоятельной деятельности, как со всей группой (подгруппой) детей, так и индивидуально. Когда такие игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части), то они выступают как отдельный вид деятельности, и позволяют провести его наиболее содержательно. Например, в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков. Именно на музыкальных занятиях возникают первые проявления самостоятельности, которая выражается у детей, прежде всего, в исполнительстве без участия взрослого. Они сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофоне, инсценируют под пение педагога новые для них песни. Дети старшего дошкольного возраста способны отличить неточное исполнение песни от правильного, стремятся сделать его более выразительным. Так как для детей характерно подражание взрослым, необходимо стремиться, чтобы ребенок сам проявлял выдумку, фантазию, инициативу. Всё это позволяет детям в дальнейшем самостоятельно заниматься музыкальным творчеством.

В самостоятельной деятельности музыкально – дидактические игры организуются как по инициативе детей, так и педагогом. Выполнение детьми разных музыкально - дидактических упражнений, особенно с настольно – печатным материалом, повышает их интерес к пению. С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «Спой песенку», «Музыкальное лото» и др. Пособия для таких упражнений изготавливаются с учётом индивидуальных особенностей, потребностей детей. Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослого, потому что предполагает особую непринуждённую обстановку. С целью развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе должны быть «музыкальные уголки», где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, соответствующие данному возрасту. Эти игры нужно периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально – дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определённого музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать их в повседневной жизни. Но это не означает, что дети, играя, предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора, иногда может быть и участником игры, но чаще всего является независимым наблюдателем.

Таким образом, можно сказать, что ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005.
  3. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.
  4. Конова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М.,1982.
  5. Праслова Г.А. Музыкальная игра как средство развития// Музыкальный руководитель. – 2004. - №3.
  6.  Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  7. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
  8. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".
  9. http://минобрнауки.рф/новости/3597- Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"  Платон  Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка заня...

АПО «Музыкально-дидактические игры, как основа формирования и развития музыкальных способностей у дошкольников»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хот...