АПО «Музыкально-дидактические игры, как основа формирования и развития музыкальных способностей у дошкольников»
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям» [11]. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций [11]. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Исследования известных ученых, педагогов, психологов [11] показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте [5]. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [1].

В этой связи возросла потребность музыкально - педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала [5].

Что же побудило автора заняться заявленной проблемой?

Третий год работая над этим опытом музыкальный руководитель может с точностью сказать, что не все дети интересуются музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.

Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в основном звучит поп или рок музыка.

Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития общества.

В течение трех лет педагог работал  над темой: «Музыкально-дидактические игры, как основа формирования и развития музыкальных

способностей у дошкольников». 

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- формировать основы музыкальной культуры;

- знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

- учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш, форму произведения);

- воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;

- уметь соотносить движения с музыкой;

- развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);

- расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

- создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели: всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка.

Система работы предполагает разработку творческого и перспективного плана.

В творческом плане определены основные направления в работе.

Составлен перспективный план для каждого возраста. Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическое целесообразие, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отражена последовательность и содержание, представленное программными задачами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_evsyukova_2.docx299.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Евсюкова Наталья Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Двулученская СОШ им. А. В. Густенко» Валуйского городского округа

«Музыкально-дидактические игры,

как основа формирования и развития музыкальных способностей

 у дошкольников»

                                                              картотека.jpg21.jpg

Автор опыта:

Евсюкова Наталья Сергеевна

Музыкальный руководитель

МОУ «Двулученская СОШ

им. А. В. Густенко»

Валуйского городского округа

Валуйки 2023

Содержание:

Раздел I. Информация об опыте……………………………………  3

Раздел II. Технология опыта……………………………………… .  8

Раздел III. Результативность опыта………………………………. 12

Библиографический список……………………………………….. 15

Приложения к опыту………………………………………………. 16

РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям» [11]. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций [11]. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Исследования известных ученых, педагогов, психологов [11] показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте [5]. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [1].

В этой связи возросла потребность музыкально - педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала [5].

Что же побудило автора заняться заявленной проблемой?

Третий год работая над этим опытом музыкальный руководитель может с точностью сказать, что не все дети интересуются музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.

Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в основном звучит поп или рок музыка.

Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития общества.

В течение трех лет педагог работал  над темой: «Музыкально-дидактические игры, как основа формирования и развития музыкальных

способностей у дошкольников». 

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- формировать основы музыкальной культуры;

- знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

- учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш, форму произведения);

- воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;

- уметь соотносить движения с музыкой;

- развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);

- расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

- создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели: всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка.

Система работы предполагает разработку творческого и перспективного плана.

В творческом плане определены основные направления в работе.

Составлен перспективный план для каждого возраста. Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическое целесообразие, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отражена последовательность и содержание, представленное программными задачами.

Актуальность опыта.

 Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей [8] – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед музыкальным руководителем встал вопрос: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия? Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду стали интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему, передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Модернизация дошкольного образования, введение ФГТ а затем и ФГОС к ООП ДО диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [3].

Все изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественный уровень подхода к процессу создания игрового пространства. Чтобы разрешить противоречие между теоретической значимостью музыкально-игровой деятельности на музыкальном занятии и практической подготовкой и проведением занятий с использованием музыкально-дидактических игр. 

В связи с этим музыкальный руководитель стал применять современные педагогические технологии  и методики в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста. В частности современные музыкально-дидактические игры [приложения].

Ведущая педагогическая идея опыта.

Создание условий для всестороннего развития музыкальности детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме проводилась в течение 3-х лет, с сентября 2018 года по сентябрь 2021 год.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2018 года – декабрь 2018 года: сбор информации по проблеме, изучение и анализ  литературы, проведение диагностики, подбор материала, приобретение и изготовление музыкально-дидактических игр.

2 этап – основной (формирующий) - январь 2019 года – май 2021 года:  разработка, апробация и систематизация практических материалов по использованию музыкально-дидактических игр, направленных на музыкальное-эстетическое развитие детей, корректировка используемых приемов и методов достижения поставленных целей и задач.

3 этап – заключительный (контрольный) – июнь 2021 – сентябрь 2021 года: диагностика и итоговое мероприятие на заключительном этапе доказала эффективность использования музыкально-дидактических игр и пособий в развитии музыкальных способностей тетей. Был  обобщен опыт работы.

Диапазон опыта представлен единой системой работы: «организованная образовательная деятельность, режимные моменты, культурные практики, совместная деятельность взрослых и детей, работа с родителями»

Теоретическая база опыта.

Анализ литературы и практический опыт педагогической деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников позволили сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Таким образом, игровая деятельность создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

       Однако, в массовой практике, еще наблюдается ряд недостатков по организации игровой деятельности. Насущной проблемой остается перенасыщенность музыкального репертуара.

Практика показала, что необходимым условием для самореализации детей через игровую деятельность является их максимальное вовлечение в музыкальную творческую деятельность.

     Систематизированы и разработаны различные варианты использования музыкального репертуара, средствами различных музыкальных игр.

Теоретической основой моего опыта послужили работы:

- «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой,

- «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой,

- «Синтез» Т. Г. Рубан, К. В. Тарасовой,

- «Развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова,

- Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова,

-«Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой.

Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка. Гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели работы музыкального руководителя – научить детей любить, понимать и воспринимать музыку.

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, автор опыта способствуется их возможностью участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать для большой аудитории, самосовершенствоваться и самоутверждаться. Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Раздел II.

Технология описания опыта

Научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей Н.А. Ветлугина показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки [9]. В дальнейшем, педагог-практик Н.Г.Кононова, определила основную цель [12].

Цель музыкально-дидактических игр:

 - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха;
  • Развитие чувства ритма;
  • Развитие тембрового и динамического слуха;
  • Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию;
  • Развитие творческой активности;
  • Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
  • Обогащение новыми впечатлениями.

Методы проводимого исследования, работы с детьми:

  • Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
  • Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.

На каждую возрастную группу детей мной была изготовлена картотека музыкально-дидактических игр [приложение 1].

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают самостоятельность, инициативу, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, динамический и тембровый слух.

Наиболее полезны для детей дошкольного возраста такие игры, которые направлены на развитие познавательных способностей, памяти, внимания, мышления, творческого воображения. Уровень умственной и деятельной активности, любознательности  дошкольников проявляется в игре.

Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее продуктивно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.

Музыкально-дидактические игры, в первую очередь, соответствуют программе воспитания и обучения, возрасту и развитию ребёнка, индивидуальным особенностям, просты и доступны, красочно оформлены, привлекательны и интересны. Такие игры вызывают желание у детей играть, петь, танцевать, слушать и сочинять музыку.

В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры во всех видах музыкальной деятельности, как на занятиях, как и в повседневной жизни. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю всё занятие, как отдельному виду деятельности. А также провожу праздники и развлечения с использованием музыкально-дидактических игр.

Перечень музыкально-дидактических игр достаточно широк и разнообразен:

- подвижные игры;

- хороводные игры;

- игры с голосом;

- настольные игры;

- интерактивные игры;

- игры с картинками;

- мнемотаблицы и др.

В группе раннего дошкольного возраста, в основном используются подвижные игры, игры с голосом, ролевые игры [приложение 2].

В средней группе, в соответствии с уже имеющимся опытом, эти игры более углубляются, усложняются, что способствует уже более эффективному применению игр. Начинается знакомство с различными музыкальными инструментами [приложение 3].

Эта игры на развития чувства ритма, сначала ритм простукиваем ладошками, а потом инструментами .

В старшей группе используются, в большей степени, игры, задачами которых является не только музыкальное развитие, но и развитие мышления, смекалки, логики, памяти и д.р. Здесь используются такие игры как лепбуки, круги Лулия, мнемотаблицы. Интерактивные игры [приложение 4] .

Немного подробнее про мнемотаблицы [приложение 5]. 

Мнемотаблицы – это изображения в виде картинок или схематичных изображений. В каждой картинке зашифрована строчка стихотворения, ну в нашем случае песни. Ребёнок быстрее запоминает информацию зрительно, чем опираясь на слуховой анализатор.

Все игры направлены на развития различных музыкальных способностей.

Развитие пения и песенного творчества:

- различать высокие и низкие звуки;

- различать направление движения мелодии вверх и вниз;

- петь мажорное и минорное трезвучие;

- вести певческую перекличку;

- петь свои имена;

- импровизировать мелодию на заданный текст;

- подражать ритмическому звучанию инструментов;

- музыкальные вопросы и ответы [приложение 6].

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы автор также часто обращается к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме [приложение 7].

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Используется «чудесный мешочек или сундучок», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям на занятие. Вот игра с погремушкой .

Для детей среднего возраста используются игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Что звучит, а что шумит» (эта игра имеется как настольная и в электронном виде), развивающие игры с голосом и др[приложение 8]. 

Для более старшего возраста: «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Какая музыка?», «Круги Луллия», «Лепбуки», «Ритмические палочки» [приложение 9] .

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

        Музыкально – ритмические движения:

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.

Деятельность средних и старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаются с игровыми моментами. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Музыкально – ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми [приложение 10].

С учетом всего это, создана и совершенствуется в группе предметно-развивающая среда и, основываясь на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития музыкальной деятельности и поддержания интереса к музыкально-дидактическим играм, изготовлены и приобретены соответствующий материал и пособия.

С целью распространения педагогического опыта музыкальный руководитель проводил цикл занятий, консультации и мастер-классов для педагогов своего ДОУ, которые помогают педагогу совершенствовать дальнейшую разработку этой темы, используя музыкально-дидактические игры в своей работе.

В целях закрепления полученных детьми знаний и умений в родительском уголке вывешиваются рекомендации по развитию музыкально-игровой деятельности, организуются консультации для родителей, делаются просветительские памятки, буклеты.

Диапазон опыта представлен различными видами дидактических игр, которые используются и в организованной и неорганизованной образовательной деятельности,  в свободной и самостоятельной деятельности,  в групповой и индивидуальной работе, и как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть пронизывают весь процесс музыкального развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития музыкальных способностей детей.

 В заключении хотелось бы сказать, что ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Раздел III.

Результативность опыта

Критериями успешности опыта являются:

  • повышение уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
  • повышение интереса воспитанников к образовательной деятельности с использованием музыкально –  дидактических игр и пособий;
  • увеличение числа занятий с использованием авторских музыкально-дидактических игр и пособий направленных на развитие музыкальных умений и навыков воспитанников;
  • изменение отношения родителей к развитию музыкальности у детей дошкольного возраста.

Для того что бы установить эффективность применения данной технологии была проведена диагностика определения уровня развития музыкальных способностей дошкольников.

Результаты проведенной диагностики за период с сентября 2018 года по май 2021 года.

Таблица 1. Уровень развития музыкальных способностей  у дошкольников.

Уровень

сформированности

       навыка

Учебный год

      2018 -2019

     2019 – 2020

2020-2021

Высокий

18 %

21%

24 %

Средний

47 %

56%

69 %

Низкий

35 %

23%

7 %

Как видно  из таблицы,  процент воспитанников, обладающих высоким уровнем развития музыкальных способностей, вырос с 18% (2018-2019 учебный год) до 24 % (2020-2021 учебный год). В этот же период процент воспитанников, обладающих низким уровнем развития музыкальных способностей снизился с 35% до 7 %.

Увеличилось число занятий с использованием авторских музыкально-дидактических пособий направленных на музыкально-эстетическое развитие дошкольников, с 10% (2018-2019 учебный год) до 53% (2020-2021 учебный год), вырос интерес воспитанников к занятиям с применением музыкально-дидактических игр.

В работе над опытом музыкальный руководитель тесно взаимодействовал с семьями воспитанников. Проводились  анкетирования родителей, анализ, которых свидетельствует о том,  что родители заметили  положительные изменения в музыкально-эстетическом развитии своих детей.

Таблица 2. Результаты анкетирования родителей воспитанников.

Вопросы анкеты:

2018-2019 гг.

2019–2020 гг.

2020– 2021 гг.

1.Знакомы ли Вы с требованиями общей образовательной программы детского сада по развитию у ребенка музыкальных способностей?

59 %

78%

95%

2.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для музыкального – эстетического развития детей?

67 %

85%

91%

3.Уделяете ли вы внимание развитию музыкальных способностей во время домашних занятий с детьми?

0 %

18%

54%

4.Удовлетворены ли Вы работой ОУ по развитию музыкальных способностей детей

82%

91%

98%

         Родители проявляли заинтересованность к организованной образовательной деятельности и, выполняя методические рекомендации музыкального руководителя, создавали специальную развивающую среду в домашних условиях, которая оказывала огромную помощь, как в развитии музыкальных способностей детей, так и в развитии их творческой активности.

Это позволило позитивно повлиять на эмоциональное самочувствие детей, направить познавательную активность в нужное  русло, добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, вселить в каждого ребенка уверенность в собственных силах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование данного педагогического опыта по использованию музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности, способствует положительной динамике и повышению уровня развития музыкально – эстетических способностей и возможностей детей дошкольного возраста.

Библиографический список

    1.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

    2. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева ;

    3.  Программа «В мире музыкальной драматургии» Т. Ф. Коренева;

    4. Учебно-методическое пособие «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 3 – 7 лет» Т. Н. Сауко, А. И. Буренина;

    5. Учебно-методическое пособие «Музыкальное воспитание в детском саду» для занятий с детьми 2 – 7 лет, М. Б.  Зацепина;

    6. Учебно-методическое пособие «Музыкальное воспитание в детском саду» для занятий с детьми 4 – 5 лет, М. Б. Зацепина;

    7. Учебно-методическое пособие «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушина;

    8. Учебно – методическое пособие «Музыкальное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС ДО» Е. Г. Жукова;

    9. Учебно-методическое пособие «Музыкальное развитие ребёнка» Н. А. Ветлугина;

    10. Учебно-методическое пособие «Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ» А. Н. Зимина;

    11. Учебник для студентов ВУЗов «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» А. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова;

    12. Учебно-методическое пособие «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»  Н. Г. Кононова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...

«Значение интонационных игр для формирования и развития музыкального слуха дошкольника»

Принципы работы музыканта предполагают понимание того, что в восприятии звучания существуют важные различия, которые необходимо замечать....

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основно...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Народная игра как средство формирования и развития двигательных навыков дошкольников

Народная игра как средство формирования и развития двигательных навыков дошкольников Актуальность«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитыв...