Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"
консультация

Смирнова Алла Юльяновна

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слуха). Назначение музыкально –дидактической  игры заключается в том, чтобы ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно-воспринимаемых явлений. Этому способствует наглядность, которая используется во многих дидактических играх и упражнениях. Наглядность помогает детям установить связь между музыкальными звуками и звуками, которые нас окружают в жизни. Дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры.

     Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слуха). Назначение музыкально –дидактической  игры заключается в том, чтобы ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно-воспринимаемых явлений. Этому способствует наглядность, которая используется во многих дидактических играх и упражнениях. Наглядность помогает детям установить связь между музыкальными звуками и звуками, которые нас окружают в жизни. Дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, ориентироваться в музыкальных явлениях.

      Музыкально-дидактическая игра всегда включает в себя развитие игровых действий, в которых сенсорные задачи сочетаются с элементами занимательности или  соревнования. Игровые правила и действия вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение (музыкальные задания), а вслушиваться в них, различать смены регистровых, динамических, ритмических звучаний в одном и том же произведении (упражнении).В дальнейшем это улучшает качество исполнительской деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах),   восприятия музыки, способствует развитию детского творчества. Кроме того музыкально дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении сенсорных действий.

         Для того чтобы игра проходила интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно  легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Этому способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

1 этап – знакомим детей с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяем характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Всё это осуществляется на музыкальных занятиях посредством дидактических упражнений.

2 этап – знакомим детей с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

  Следует продумать момент включения игры в музыкальное занятие, оно не должно нарушать его определенной структуры. Музыкально-дидактические  упражнения и игры желательно проводить после двигательных упражнений и слушания музыки, т.е. перед пеним (упражнение – как распевание).

3 этап  – осуществляем перенос полученных музыкально-сенсорных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей (происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.

4 этап – музыкально-дидактическая игра включается в самостоятельную деятельность детей.

   На каждый этап отводиться две недели. Время, затраченное для игры на одном занятии (1-2 этапы) не должно превышать 2-4 мин. Игры,  проводимые в самостоятельной деятельности регламентируются режимом дня.

    Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность, сразу начинается осваиваться новая игра. Необходимо распределять музыкально -дидактические игры в течение года. Начинать с игр на развитие звуковысотного и ритмического восприятия (т.к. это основные компоненты мелодии), игры, формирующие тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце года т.к. они требуют от дошкольников меньше усилий. Примерное планирование музыкальных занятий с использованием музыкально-дидактических  игр можно найти в сборнике Л. Комиссаровой, Э. Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании детей»

Существуют различные классификации игр и пособий.

В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально –дидактические игры разделяются на три вида.

1.        Спокойное музицирование (настольные игры)

2.        Игры типа подвижных (где элемент соревнования отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий).

3.        Игры, построенные по типу хороводных. (классификация дана в методике А.Н.Зиминой, Н.А.Ветлугиной).

    Первый вид предусматривает статичное расположение детей. Соревнование заключается в умении вслушиваться в музыку. Эти игры проводятся с пособиями, в процессе игры дети выполняют правила, показывая ту или иную картинку (игрушку), поднимают её в соответствии со звучанием (флажки разных цветов и т.д.).

  Пример «Бубенчики» Е.Тиличеевой

     Второй вид характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети делятся на две подгруппы, вслушиваются в музыкальное звучание, реагируют на него движением. После неоднократной смены звучания наступает  завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

 Пример «Охотники и зайцы» Е.Тиличеевой

     В третьем виде двигательная активность ограничена. Между собой соревнуются два или три круга или коллектив и солист. Победитель становится солистом или поощряется исполнением его желания.

Пример «Догадайся, кто поет» Е.Тиличеевой

     В методическом пособии Л.Коммисаровой, Э.Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» в основу классификации игр положены задачи формирования восприятия  важных  свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических соотношений, тембровой окраски и динамических оттенков). В связи с этим даны четыре вида игр.

1.        Игры, развивающие звуковысотный слух:

2.        Игры, развивающие ритмическое чувство:

3.         Игры, развивающие динамический слух:

4.        Игры, развивающие тембровый слух.

        Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью:

О.П.Радынова предлагает классификацию музыкально дидактических игр и упражнений основываясь на их возможностях в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства ,музыкальных представлений и чувства ритма.

         Игры и упражнения для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений, различению жанра. Применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий (картинки, игрушки –подсказывающую роль, привносить игровые моменты, карточки лото).

           Игры и упражнения для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Для развития этой способности используются игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

    Моделирование осуществляется разными способами: использование лесенки, набора разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на карточках с нотным станом кружочков. Применяются настольные и хороводные игры, подвижные –исключаются.

     Развитие чувства ритма предполагает использование музыкально дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передачей смены характера музыки с помощью движений. Используются игры, моделирующие отношения этих звуков, с одновременным воспроизведением мелодии (короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы, которые могут соответствовать коротким и долгим звукам).

   Музыкально –дидактические  игры соединяют различное сочетание методов музыкального воспитания. Их применение должно быть обусловлено четкой постановкой задачи. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие только этой способности.

      Н.А.Ветлугина является корифеем музыкального воспитания дошкольников.  В своей методике она рекомендует начинать работу со свойствами звука уже с трёхлетнего возраста. Детям младшего возраста наиболее доступно восприятие звуковысотных  соотношений, т.к. их музыкальная деятельность в основном проходит на вокальном репертуаре. Поэтому дидактические упражнения удобно начинать с различения высоты звука, используя упражнения «На чем я играю?», «Какой колокольчик звучит», «Кто кричит?», «Птицы и птенчики».

              Дидактические игры по развитию звуковысотного слуха.

   1.Игры, развивающие звуковысотный слух: («Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Труба», «Узнай песенку по двум звукам», «Маленькие лесенки», «Цирковые собачки»), ( «Где мои детки?», «Три поросенка», Найди нужный колокольчик», «Музыкальное лото»  и др.)          

     Постепенно музыкально-сенсорные задачи усложняются. Вначале происходит сужение различаемых интервалов.

Пример: «Качели», «Эхо», «Курица»   

    Позднее дети сравнивают не отдельные интонации, а мелодию, отдельные ее фразы, которые отличаются незначительным изменением тесситуры  (высоты звуков).

Пример:  «Два барабана» (первая фраза ре-ля, вторая соль -до, следовательно, вторая мелодия сдвинута весьма незначительно и в этом случае у детей складываются слуховые представления уже о более сложных высотных соотношениях).

     Затем усложнение происходит за счет увеличения количества сравниваемых интонаций.

Пример: «Кулачки и ладошки»

      Развитие звуковысотного слуха (музыкально -слуховых представлений) требует постоянной работы с детьми: от первоначального различения звуков по высоте к последующему осознанию направления движения мелодии и ее воспроизведение(голосом или на муз. инструменте). Применение игр и пособий для развития тембрового и динамического слуха не всегда бывает оправданным, т.к. дети обычно легко различают тембр и динамику.              

         Применение методики Б.М. Метлова с использованием пособия «лесенка» дает хорошие результаты в развитии у детей звуковысотного слуха.

  - Вначале дети различают резко контрастные звуки (звуки второй и малой октав, затем второй и первой, наконец – первой). Во многих песнях, написанных для маленьких  детей, есть музыкальное вступление или заключение, которое характеризует персонаж («Птичка» Е. Попатенко, «Кошка» А. Александрова, «Петушок»  И. Пономаревой и др.) используем это вступление как дидактическое упражнение, проигрываем его в разных регистрах, предлагаем детям угадать. Пример : Игра «Петушки»

    Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, детям предлагаем спеть звукоподражание, не требуя точной интонации.

  - В конце года 3-х летним и в начале года 4-х летним в играх-загадках звуки контрастные по высоте в пределах квинты (т.е. знакомим с основными устойчивыми звуками лада).

   В упражнениях для развития слуха пользуемся только мажорным ладом ; упражнения подбираем в тональностях, удобных для пения ми-бемоль мажор, фа мажор; упражнения начинаем с интервала квинты; упражнения должны быть конкретными, проводиться в форме игры.

    Например: «Дудочка» - исполняем звук ми или фа, затем си или до, дети повторяют за педагогом, затем предлагаем спеть тихо, потом громко (обязательно с ритмическим рисунком).

- После того как дети научились петь крайние звуки квинты, ставим небольшую лесенку (пять ступенек), автор рекомендует на обратной стороне наклеить цифры. Выясняем с детьми положение ступенек относительно стола.

- Показываем на первую ступень – поем «низкая» показываем на высокую – поем –«высокая».

- Затем определяют на слух, показывают указкой-палочкой.

 - Для закрепления представления о низких и высоких звуках проводим упражнение «Гости» (используем маленькие фигурки животных, птиц). Например гусь «взлетает» на верхнюю ступеньку (ребенок помогает), воспроизводит соответствующий звук «га-га-га», дети повторяют. (варианты с разными игрушками), после упражнения дети поют про него песенку. (Т.о. упражнение используем как распевание).

- Далее знакомим со средним звуком. Осознание и усвоение его происходит труднее. Начинаем эту работу в конце года в средней группе. Повторяем упражнение с дудочкой, дети воспроизводят звук, указывают на третью ступень, говорим , он не низкий и не высокий, он средний. Далее проводиться аналогичная работа. Можно познакомить с игрой «Матрешки» (сборник «Учите детей петь» Т.Орлова, С.Бекина средняя группа)

- В старшей группе представление о средних звуках  закрепляется. Дети знакомятся с игрой «Бубенчики». Они не только пропевают, определяют на слух, но и выкладывают на магнитной доске изображения колокольчиков, проигрывают на металлофоне.

- После того как дети научаться  различать три основных звука, знакомим их  с гаммообразным движением по ступеням лада (1-5). Проводим  упражнение «Гости». Зверюшки «ходят» по ступенькам, а дети поют звукоподражания. Чтобы заинтересовать детей, гостя можно «угостить». Ставим угощение на шестую ступеньку, поев, гость спускается вниз без фортепианного  сопровождения и звукоподражания.

- Научив петь и слышать движение музыки вверх (звукоподражание), учим пропевать мелодию вниз, используя те же приемы (переставляем фигурку животного поочередно музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.  Далее даем задание на определение движения.

- В старшей группе  пропеваются те же упражнения, но с названием ступеней (лесенку поворачиваем стороной, на которой наклеены цифры.

- Во второй половине года в старшей группе дети исполняют упражнения, состоящие из коротких мотивов (в три звука, пять звуков с поступенным движением, со скачками на основные ступени лада, с окончанием на одной из основных ступеней, с названиями их (ми-бемоль мажор, ми мажор, фа мажор), выкладывают на  фланелеграфе (кружочками) рисунки мелодии, сопровождая задание пением.

Рекомендуется использовать упражнения и игры:  «Лесенка», «Скачем по лесенке», «Цирк» (м.р. играет звук, ребенок-дрессировщик передвигает фигурку по лесенке).

- С детьми подготовительной группы эти задания проводятся без игрушек. Музыкальный руководитель называет ступеньки, ребенок показывает ступеньки, одновременно напевая их названия. Если ребенок поет правильно, пропевают все дети, если неправильно предлагают спеть кому-либо из желающих, затем повторить всем или небольшой группе детей, т.о. закрепляя правильное исполнение. (1-2-3;   3-3-1;  3-4-5-;  1-3-5;  3-3-2;  2-5-1;  1-2-3-3-5; 3-5-3-1;  5-4-3-2-1).

  При сенсорном воспитании нельзя ограничиться развитием способностей различения. Необходимо формирование умений воспроизводить,  реализовывать высотные отношения в каких-либо действиях (особенно в области пения). Это и представляет наиболее ценность для развития звуковысотного слуха.    

Для развития  ладотонального слуха в конце старшей группы и начале подготовительной используются небольшие музыкальные произведения  (или часть произведения), которые дети раньше пели или слушали, в которых есть вводный тон (7 ступень). Последний звук тонику не исполняем, а просим детей допеть. Для лучшего развития ощущения тоники можно транспонировать произведения в разные тональности.       Например: «Вальс»  Е.Тиличеевой, «Как у наших у ворот», «Земелюшка-чернозем», укр.м. «Гопачок», игра «Ученый кузнечик».

 В подготовительной группе применяем упражнение «эхо»: пропеваем звуки тонического трезвучия вверх, вниз; дети повторяют его на слог «ля». После того как дети научатся петь звуки основного трезвучия, мы проигрываем звуки субдоминантового и доминантового трезвучия, услышанные звуки дети поют как эхо. Упражнения транспонируются на пол тона вверх (сначала в ми мажор, затем в фа мажор).Эти упражнения помогают детям соблюдать разные интервалы, встречающиеся в песнях.

                        Дидактические игры по восприятию ритма

     Игры, развивающие ритмическое чувство: («Лесные гости», «Веселые дудочки», «Петушок, курочки и цыплята», «Ритмическое лото»), («Прогулка», «наше путешествие», «Определи по ритму», «Учитесь танцевать      

 Ритмические соотношения в дидактических играх берутся ограниченно и в их простейших сочетаниях. Наиболее доступно для восприятия детей, когда мы сопоставляем одни длительности, идущие равномерно, другими, например за восьмыми следуют  четверти. Чтобы дети могли выделить ритмический рисунок, сначала это должны быть простые сочетания четвертей и восьмых. Позднее к концу дошкольного возраста, дети реализуют в движении сочетания не только восьмых, четвертей, но и половин, даже пунктирного ритма. В пособии Л. Комиссаровой «Наглядные средства…» даны примеры ритмических рисунков в соответствии с возрастом детей.

Примеры: «Слушай фразу» (Дети  знакомятся с простой по строению мелодией, в которой окончание фраз выражено более долгими  звуками.  Дети прохлопывают эти звуки, вовремя успев вступить, как бы «поймать» ладошками концы музыкальных фраз. (например «Здравствуйте, ладошки», «Жучка и кот» чеш.н.м.

Например: «Веселые подружки», «Веселые гудки», «Имена и ритмы», «Прогулка», «Дружная семья».

          Дидактические игры на развитие динамического слуха

    Игры, развивающие динамический слух: ( «Громко-тихо», «Кто самый внимательный»), («Тихо-громко запоем» «Колобок»), («Поезд», «Принц и принцесса», «Охотники и зайцы» и др.)

 Усвоение заданий по восприятию динамического слуха хорошо удается детям с  раннего возраста. Чаще всего песни из дидактических игр  младшего возраста отмечаются вумя крайними оттенками (громко,тихо), поэтому эти задания не вызывают затруднения.

 Например «Тихо-громко» Е.Тиличеевой.

   Задание оказывается труднее, если по условиям игры их выполняют отдельные дети, причем каждый раз им неизвестно, что предстоит выполнить по заданию.

Пример: «Тише-громче в бубен бей»

   Далее усложнение происходит когда дети должны находить способы изменения характера движения в связи с динамическими изменениями.

 Пример: «Охотники и зайцы», «Громко-тихо запоем»( в данной игре задание усложняется тем, что дети самостоятельно усиливают и ослабляют звучание своих голосов), «Поезд», «Принц и принцесса», «Читаем сказку».

                  Дидактические игры в развитии тембрового слуха

    Игры, развивающие тембровый слух. («Узнай свой инструмент», «Угадай на чем играю», «Музыкальные инструменты», «Ворон», «Перепуница),»Узнай по голосу», «Догадайся, кто поет».  

     Ознакомление с музыкальными тембрами в дидактических играх возможно несколькими способами: воспринимая человеческие голоса (речевые, певческие), имитацию голосов птиц и животных и тембры инструментов.

    Различение звукоподражания голосов животных и птиц – наиболее доступный способ ознакомления с тембрами. Наглядно и в игровой форме познакомить детей с тембрами помогут озвученные игрушки, имитирующих эти голоса, а также  кассеты, диски с воспроизведением голосов животных и птиц. В песнях и музыкальных пьесах композиторы используют  характерные интонации - звукоподражения, пропевание и прослушивание которых, помогает дать детям представление о тембрах голосов животных и птиц.

Пример: «Кто поет?»

     В работе можно использовать материал из программы О.Радыновой «Музыкальные шедевры» (тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»). Ярким примером является «Карнавал животных» К.Сен-Санса.

   Следующий этап - различение тембров человеческих голосов, уже несколько сложнее. Проводятся специальные игры, например игра «Узнай по голосу» (3-5 лет). Более сложное задание – различать по тембру певческие голоса (дети постоянно слышат речь своих товарищей, привыкают к её интонации к её тембру, редко слышат индивидуальное пение , это усложняет распознание тембров голосов при пении.

Пример: «Догадайся, кто поёт?»

    Наиболее ясное представление о тембрах дети получают, воспринимая звучание различных музыкальных инструментов. При восприятии возникают различные связи: дети осматривают инструмент, знакомятся со способами извлечения звука, т.о. возникают наглядные представления, основанные на сопоставлениях слуховых, зрительных, моторных ощущениях.

Пример: «Угадай на чём играю», «Музыкальные инструменты», «Путаница».

    Показателем уровня усвоения навыков и умений  в развитии музыкального слуха у детей является диагностика по разделам музыкального воспитания. Потому что правильно спланированная и проводимая в системе работа  по использованию муз.-дид.игр, повышает исполнительский уровень детей в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, а также по восприятию музыки. При работе над песней, танцем, анализируя  музыкальное произведение, обучающие задачи выполняются легче и быстрее, т.к. дети владеют определенными знаниями о свойствах звука.

         

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....

« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»

Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...