Доклад по теме самообразования: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"
материал

Анпилогова Маргарита Александровна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_2018_god.docx28.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр».

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.

Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребенка в  своей практической деятельности.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.        

 Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

Музыкально-дидактические игры являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи развивающего обучения. А создание проблемных ситуаций в ходе проведения музыкально-дидактических игр позволяет детям самостоятельно получать знания. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность, как средство музыкального общения и развитие ребенка.

Основы музыкальной культуры закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах,- она звучит и на непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Какие же задачи стоят перед педагогами для развития музыкальных способностей детей?

Первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

• развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

• развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.

Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Применение музыкально-дидактических игр на НОД дает возможность провести их наиболее содержательно.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД по музыке. Знакомство детей с правилами игры, ставиться перед ними определенная дидактическая задача. Усвоенные на НОД правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Они тактично направляют ход игры, следят за взаимоотношениями играющих, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить, он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар.

Как было отмечено, музыкально – дидактическим играм предшествует НОД, на которой постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.  Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм младших дошкольников.  Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества. Итак, Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство: музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Как происходит различение ладовой окраски музыки?

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность, это – различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения.

Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Б.М. Теплов называет его эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух является эмоциональным слухом. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии -вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности.

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, компонентом музыкального слуха.

        Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть преданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя (двумя) основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т. д

Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?». При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».) Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности.  В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному.  Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего.  Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом. Если работу вести систематически и последовательно, то к старшему дошкольному возрасту все дети лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся всё более активными на музыкальных занятиях. Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Предметная среда должна  быть  сомасштабна  глазу,  действиям  руки,  росту  ребёнка. Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов. Пособия должны  быть  эстетически  привлекательными,  простыми  в  обращении,  только  тогда  они  вызывают  желание  действовать  с  ними. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.

Можно порекомендовать к применению в НОД дошкольных образовательных учреждений следующие виды музыкально-дидактических игр и методик их проведения:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Естественно, для организации музыкальной игры необходима соответствующая материально-техническая база. Например, можно рекомендовать к использованию следующий перечень материалов для детей 6-7 лет: пособия для воспитанников младших, средней, старшей групп;

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

портреты композиторов;

иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

альбомы детского творчества: «Мы рисуем и поем»;

графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

альбомы для рассматривания: «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Опера», «Балет», «Времена года» и т. п.;

музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые);

набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

атрибуты к подвижным играм;

атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки;

элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);

музыкальный центр и набор программных аудиозаписей или дисков;

материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучит пластмасса», «Как звучит вода», «Как звучит металл»;

музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Бубенчики», «Три медведя», «Кого встретил колобок?»;

-на определение характера музыки (настроения), жанров: «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут), «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца»;

-на развитие тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?», «Наш оркестр», «Музыкальный магазин»;

-на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»; «Громко-тихо заиграем», «Громкая и тихая музыка»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Ритмическое лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные молоточки» и др.

-на закрепление полученных знаний: «Сладкий колпачок», «Назови композитора» и др.

Основные направления работы:

  1. Совершенствование музыкальных способностей детей.

Работа с воспитанниками организуется через следующие формы работы:

  • НОД (музыкальные занятия);
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей;
  • музыка в повседневной жизни и на праздниках.

НОД - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды НОД (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.

Содержание и структура НОД должна быть вариативна и интересна, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся в НОД, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, что способствует развитию ладового чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, применяем музыкально-дидактических игры, которые дают возможность детям несколько раз прослушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.  Такие игры, как «Три танца», «Песня. Танец. Марш», «Три марша» способствуют расширению представлений у детей о жанрах музыки. Помогают в развитии умения узнавать знакомые произведения следующие музыкально-дидактические игры: «Наши песни», «Волшебный телевизор», «Назови композитора», «Волшебный волчок» и др. Для того, чтобы совершенствовать навык различения характера музыки у воспитанников используются игры «Солнышко и тучка», «Три цветка», «Зайцы», «Что делают дети?» и др. С помощью таких игр, как «Море», «Нарисуй песню», «Цвет – настроение», «Какую линию выбрать?» дети могут выразить характер музыки не только через цвет, но и даже посредством графических линий.

Большое внимание в своей работе уделяем развитию у детей музыкально – слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Способствуют совершенствованию умения различать направление мелодии следующие игры: «Лесенка», «Ступеньки», «Ученый кузнечик», «Матрешка шагает» и т. д. Помогают детям научиться различать высоту двух и более звуков игры « Сколько нас поет?» «Три поросенка», «Музыкальное лото», «Птица и птенчики», «Курица и цыплята», «Курицы» и др. А с играми «Кого встретил колобок?», « Кто поет?», «Три медведя»  у детей быстрее развивается понятие о регистрах. Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха помогают в развитии и певческих навыков, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто нами используются игры, основанные на певческом материале Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь» («Качели», «Часы», «Труба», «Бубенчики», и т.д.).

В музыкально-дидактических играх используются игрушки, театральные куклы, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. Разучивание танцев проходит более успешно, если обучение музыкально-ритмическим движениям и танцевальным элементам осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.Процесс развития чувства ритма и умения точно его  воспроизводить предполагает  использование  музыкально-дидактических  игр, связанных  с  отображением  ритмического  рисунка  мелодии  в  хлопках, на музыкальных инструментах,  с помощью  наглядных средств, например таких , как «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Сложи песенку», «Волшебные дудочки», «Зимняя роща», «Прогулка», «Кто как идет» и т.д. Для совершенствования способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную  выразительность  музыкального  ритма и  навыка передачи  смены характера музыки с помощью движений используем следующие игры: «Труба и барабан», «Жмурка с мишкой», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик» , «К нам гости пришли», «Веселый поезд» , «Карусель»и др.

Методика проведения музыкально-дидактических игр.

Организация музыкально-дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению музыкально-дидактической игры входят:

  1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  2. углубление и обобщение знаний;
  3. активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  4. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  5. определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  6. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
  7. подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  8. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
  9. разучивание музыкального материала.

Проведение музыкально-дидактических игр включает:

  1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  2. объяснение хода и правил игры;
  3. показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
  4. определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; непосредственное участие педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач, игровых правил.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Тоесть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Системное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста очень многосторонний и увлекательный процесс педагогики и внедрение вышеизложенных технологий даёт весьма положительный результат, что делает возможным рекомендовать данные материалы к использованию в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....

« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»

Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...

План самообразования "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических настольно-печатных игр".

quot;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которо...

план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности....