Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
методическая разработка по теме

Войтко Татьяна Владимировна

Актуальность

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.        

 Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_dlya_mini-sayta.docx39.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая система педагогического работника

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры»

Разработала:

музыкальный руководитель высшей категории

 Войтко Т.В.

Актуальность

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.        

 Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.  Поэтому я считаю, что «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры» актуальна и я поставила перед собой Цель: развить музыкальные способности у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Свою работу я построила по трем направлениям:

  1. Совершенствование музыкальных способностей детей.
  2. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей.
  3. Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

  1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по заявленной теме.
  2. Выявить уровни развития музыкальных способностей у дошкольников на первоначальном этапе работы.
  3. Пополнить картотеку музыкально-дидактических игр;
  4. Разработать систему работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры;
  5.     Заложить основы гармонического развития ребенка, развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, импровизировать;
  6. Побуждать к различению и воспроизведению звуковысотного движения, выразительных интонаций, ритма, темпа, регистров, динамики;
  7. Определить результативность влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
  8. Активизировать деятельность педагогов в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  9. Организовать клуб «Играю, слушаю, пою» и семейный клуб «Играю, слушаю, пою вместе с мамой»
  10. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития музыкальности дошкольников.

Технология опыта

Работа проходила в три этапа

На первом, подготовительном этапе я изучила методическую литературу, подобрала музыкально-дидактические игры и наполнила ими музыкальную предметно-развивающую среду.

Определила уровень музыкальных способностей у детей средней группы по следующим критериям:

1.        уровень развития ладового чувства.

2.        уровень музыкально-слуховых представлений.

3.        уровень чувства ритма.

Уровень развития музыкальных способностей детей средней группы

Уровень сформированности

Ладовое чувство

Музыкально-слуховое представление

Чувство ритма

высокий

средний

Низкий

На втором, организационном этапе, я пополнила картотеку музыкально-дидактических игр соблюдая определенную классификацию.

        1. Игры для развития ладового чувства, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные и хороводные).

Для развития ладового чувства я использую следующие музыкально-дидактические игры: «Зайки», «Три цветка», «Волшебный телевизор», «Мажор-минор», «Море», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Ромашка», «Чудесная стрелка», «Звезды», «Наши песни», «Волшебный волчок», «Кто подошел к теремку», «Песня-танец-марш», «Цвет-настроение», «Чудесный мешочек» и т.д.

2. Игры для развития музыкально-слуховых представлений. Они связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют восприятие мелодии, моторика, интеллектуальные и зрительные представления, для развития этой способности я использую музыкально-дидактические игры, которые наглядно моделируют расположение звуков по высоте, показывают направление движения мелодии. Здесь наглядный, словесный и практический методы могут применяться в сочетании друг с другом. Для развития музыкально-слуховых представлений я использую такие игры как «Птица и птенчики», «Курицы», «Часы», «Матрешка шагает», «Где мои детки?», «Три медведя», «Курица и цыплята», «Кто в домике живет?», «Ступеньки», «Лесенка», «Ученый кузнечик», «Кого встретил колобок?», «Труба», «Качели», «Три поросенка», «Сколько нас поет?» и т. д.

3. Игры для развития чувства ритма основаны на способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить (хлопками, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений).

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными. Для развития чувства ритма на занятиях и использую следующие музыкально-дидактические игры: «Веселые дудочки», «Определи по ритму», «Короткие и длинные звуки», «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Зимняя роща», «Волшебные дудочки», «Сложи песенку», «Определи по ритму».

При разработке методической системы я учитывала следующие принципы:

1.        Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

2.        Принцип педагогической поддержки;

3.        Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;

4.        Принцип систематичности, последовательности.  

Работу по совершенствованию музыкальных способностей воспитанников я организовала через следующие формы работы:

•        музыкальное занятие, в котором на ряду с основными видами деятельности я включила музыкально-дидактическую игру;

•        самостоятельная музыкальная деятельность детей;

•        музыка в повседневной жизни и на праздниках.

Музыкальные занятия – это основная форма организации, в которой я решаю задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды занятий (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.

Методика проведения музыкально-дидактических игр.

Организация музыкально-дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.

Подготовка к проведению игры:

1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

2. углубление и обобщение знаний;

3. активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

4. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

5.        определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

6.        подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);

7.        подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

8.        подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

9.        разучивание музыкального материала.

Проведение музыкально-дидактических игр включает:

1.        ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

2.        объяснение хода и правил игры;

3.        показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;

4.        определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; непосредственное участие педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач, игровых правил

Анализ проведенной игры.

Анализ направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

В совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей большую роль отводила тесному педагогическому контакту музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей.

Формы работы с педагогами:

•        педагогические советы;

•        семинары-практикумы;

•        консультации;

•        проведение открытых мероприятий;

•        мастер-классы.

А успех во взаимодействии ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей может быть достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны.

Формы работы с родителями:

•        проведение открытых мероприятий;

•        беседы;

•        лекции, доклады на родительских собраниях;

•        консультации;

•        оформление буклетов, стендов;

•        статьи на сайте детского сада

•        встречи, мастер-классы в семейном Клубе «Играю, слушаю, пою вместе с мамой»

Целью контрольного этапа работы является выявление эффективности системы работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, проводимых с детьми, педагогами и родителями. Для выявления уровня развития музыкальных способностей детей я использовала первоначальные критерии.

Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей детей старшей группы

Уровень сформированности

Ладовое чувство

Музыкально-слуховое восприятие

Чувство ритма

Высокий

средний

Низкий

В результате работы по данному направлению видна динамика развития музыкальных способностей детей.

Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от направления движения мелодии. Благодаря систематическому использованию игровых заданий на развитие чувства ритма, дети научились воспринимать на слух ритмические рисунки и отображать в виде хлопков, притопов и различных движений. У воспитанников сформирован навык выкладывания ритмических линий попевок, и определение ритма знакомых попевок по схемам. Игровые приемы обучения способствуют повышению интереса детей к восприятию музыкальных произведений в ходе НОД, совместной и самостоятельной деятельности, организованной воспитателями и в повседневной жизни семьи.

Таким образом, мероприятия, проводимые в ходе организующего этапа работы, способствовали развитию музыкальных способностей детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....

« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»

Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...