Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
учебно-методический материал (средняя группа)
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_muzykalno.docx | 22.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Эффективным средством развития музыкальных способностей у дошкольников являются музыкально-дидактические игры. С их помощью возможно сформировать в доступной игровой форме определенные навыки и умения: развитие понимания соотношения звуков по высоте, чувства ритма, тембрового и динамического слуха, побуждение к самостоятельным действиям. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они открывают перед дошкольником путь применения полученных знаний в практике повседневности. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры-драматизации, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество (танцевальное, песенное, игровое).
Музыкально-дидактическая игра требует от ребенка слуховой сосредоточенности, приводящая к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Поэтому в процессе игры дошкольнику необходимо все время вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Иными словами, музыкально-дидактические игры не должны включать этап выработки навыка, иначе они не достигнут своей цели [4]. В любой возрастной период дошкольник всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, сопоставлять, различать, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях. Дети дошкольного возраста легче воспринимают звуковысотные отношения, поэтому музыкально-дидактические игры лучше всего начинать с выявления различий высот звуков («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Совместно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений вводятся музыкально-дидактические задания, которые направлены на анализ особенностей не только основных свойств звука (силы, длительности, высоты, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.
Еще одним важным аспектом является использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки. В младших группах детям предлагаются различные игрушки, которые могут разговаривать и двигаться в месте с ними, это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. В среднем дошкольном возрасте детей направляют на распознавание знакомых произведений, выявление различий между ними, узнавание танца, колыбельной, марша, а также их частей (вступления, заключения, запева, фразы) [5]. В группах старшего возраста используется музыкально-дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию». Детям нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. С целью закрепления знаний о различных музыкальных произведениях применяется игра «Музыкальная шкатулка», данную игру дошкольники могут организовывать самостоятельно в свободное от занятий время [1]. Также музыкально-методические игры применяются в процессе ритмических движений. Так как одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения, то на занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Если в младшем возрасте ритмическая деятельность дошкольников характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения [3]. В данном процессе играет большую роль музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети не только определяют по характеру музыки, кто вышел из леса (лиса, медведь, зайчик и др.), но и передают движениями неуклюжего, медленно ступающего медведя, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование (в том числе и музыкально-дидактические игры). Все это дает возможность интереснее организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Успех развития музыкальных способностей во многом зависит от взаимодействия педагогов с родителями. Формы сотрудничества с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных мастер-классов, практикумов по изготовлению музыкально-дидактических игр, совместных мероприятий. Таким образом, применяемая система музыкально-дидактических игр связывает воедино воспитание эмоционального восприятия музыки и формирование исполнительских возможностей у детей. Накопление музыкальных впечатлений способствует формированию и развитию у детей дошкольного возраста музыкальных способностей, потребностей и интересов.
.
Как любая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. Например, игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», « Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. Игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. С этой же целью используют различные дидактические атрибуты: колокольчики, музыкальные молоточки, музыкальные лесенки, фланелеграф, ритмические палочки, погремушки, иллюстрации, кубики, карточки. Музыкально – дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. С детьми старшего возраста (5 – 6 лет) можно изготовить большое количество раздаточного материала. Например, это могут быть разноцветные карточки, подборка картинок из журналов по той или иной теме, ритмические карточки и кружочки ноты. Необходимо учитывать, что игры, в изготовлении которых дети сами принимают активное участие, становятся наиболее любимыми и желанными.
В процессе игр дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности, чувство товарищества, ответственности. Музыкально – дидактические игры можно организовывать на музыкальных занятиях, во время праздников и развлечений, в свободное время, а также на других занятиях.
Музыкально – дидактические игры на музыкальном занятии.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально – эстетического воспитания детей и проводятся по ранее намеченному плану. Содержание и структура занятия должны быть содержательными и интересными, с использованием различных методических приемов, помогающим детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применение музыкально – дидактических игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по раз витию певческих способностей, музыкально – ритмических движений и даже в области слушания музыки. Чаще музыкально – дидактические игры проводятся во второй части занятия как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно – печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
Музыкально – дидактические игры в процессе пения.
Пение наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, сопровождает многие игры, танцы, хороводы. В повседневной жизни, сопровождая различные виды деятельности, ребенок напевает свою или знакомую песню.
Музыкально – дидактические игры помогают ускорить процесс обучения пению, делают его доступным и интересным. Они помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. При обучении пению важно донести до детей что, каждой пене свойственен свой образ, свой характер. Достичь яркого, образного исполнения можно посредством игры.
В работе над формированием певческой культуры, важно научить детей правильно пользоваться дыханием, различать различные характеры, штрихи мелодии, тембровую окраску голоса, прививать первые понятия о ритме, динамике, фразировке, артикуляции. Все это можно делать в процессе музыкально - дидактических игр, которые делают этот процесс увлекательным и понятным для детского восприятия.
Виды музыкально - дидактических игр используемых при формировании певческих навыков: а) на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Бубенчики», «Птицы и птенчики», « Ступеньки»;
б) для развития чувства ритма: «Прогулка», «Определи по ритму», игры на основе попевок, прибауток с использованием музыкальных инструментов;
в) на развитие динамического слуха: «Тихие и громкие звоночки» «Прогулка;
г) для закрепления программного материала: «Волшебный волчок», « Найди игрушку», «Наши песни»;
д) для развития детского творчества: «Музыкальный магазин», «Музыкальный телефон»
Музыкально – дидактические игры в процессе слушания музыки.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы музыкальное произведение было доступно ребенку, обратимся к игровой форме – ведущему виду деятельности дошкольника. Это превратит процесс слушания музыки в живое и интересное занятие. От того как оно будет построено, какие будут поставлены и достигнуты цели, зависит результат активного участия детей в организации различных музыкально – дидактических игр, окажет помощь в развитии детской музыкальной деятельности.
Во время слушанья музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», « двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например, в «чудесный мешочек» Могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Медвежата» М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть обыкновенные игрушки или куклы бибабо. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
Еще более интересная музыкально – дидактическая игра «В лесу» может быть использована во всех возрастных группах.
В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского.
Перед детьми можно выставить их портреты и включить произведение, а они должны выбрать портрет нужного композитора и назвать его и звучавшее музыкальное произведение. За каждый правильный ответ ребенок получает карточку или фишку. Побеждает тот, кто получит большее число карточек.
В музыкально – дидактической игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную или инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы, органа). Таким же образом можно провести игру на выявление жанра (колыбельная, вальс, марш, народная песня, танец); характера (танцевального, маршевого или песенного). Для этого используются карточки с изображением по теме.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям разных возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Чики - чики, чикалочки», «Лиса по лесу ходила», игровые песни для младших дошкольников «Петушок», «Ладушки». Русские народные мелодии хорошо запоминаются, поэтому их можно использовать в музыкально – дидактических играх: для развития чувства ритма, на развитие динамического слуха, на развитие тембрового слуха, для развития детского творчества.
Слушание произведений в грамзаписи – один из приемов восприятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание «концертов» обычно связывается с программой занятий. Концерты, как бы подводят итог пройденного материала.
Использование музыкально – дидактических игр в процессе ритмических движений.
Одним из видов деятельности на музыкальном занятии являются музыкально – ритмические движения. Дети учатся выполнять движения под музыку, которая помогает в достижении того или иного характера, образа, динамики. Для этого нужно формировать у детей желание и умение вслушиваться в музыку.
На занятиях с детьми младшего возраста, как и в других видах деятельности, рекомендуют использовать разнообразные игрушки. Они помогают вызвать интерес к выполнению движений, что делает процесс увлекательным и желанным. Например, перед занятием музыкальный руководитель надевает на руку куклу бибабо (кошку, петушка, зайчика) и приглашает детей в зал. Дети образно, характерно выполняют движение «мягкий шаг» подражая кошачьей походке. Для разучивания маршевых движений можно использовать игрушку петушка. В дальнейшем игрушки могут присутствовать в качестве гостя, когда дети демонстрируют приобретенные умения и навыки исполнения знакомых движений.
С раннего возраста важно научить детей согласовывать выполнение движений с музыкой. Начинать обучение нужно с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Доступность этих движений вызывают удовольствие и радость при исполнении.
Если в раннем детстве ритмическая деятельность основана на подражании показу воспитателя, то в старшем возрасте, обладая активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, дети более выразительно выполняют движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать пол музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Для наиболее эффективного восприятия Н. Г. Кононова, предлагает сочетать музыкально – ритмические движения с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», предложить поскакать на лошадке, отрабатывая движение галоп. Или под музыку соответствующего характера (светлого и спокойного) поиграть в игру «Статуи». Где несколько детей – статуй замирают, в какой либо позе под соответствующую часть музыки, а другие в это время, движутся вокруг первых в характере музыки, используя платочки, ленты, шифоновые шарфики, например, имитируют дуновение ветерка. С появлением первой темы, статуи оживают для создания нового образа, тогда как вторые дети стоят на месте. Это игра на развитие детского творчества.
Игровая форма в музыкально – ритмическом виде деятельности помогает ребенку правильно выполнить движение, развивает стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.
В свободное от занятий время можно предложить детям задание: придумать композицию танца, при этом организовать соревнование между подгруппами - кто больше и лучше придумает движений. Дети могут договориться между собой, какие элементы включить в общий танец. Такие танцы можно включать в программу утренников.
Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. а это является содержанием таких музыкально – дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску». Овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры наиболее интересно.
Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лиш следит за ходом игры и только по необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения. С интересом можно наблюдать, как элементы танцев дети включают в свои игры, устраивают концерты для кукол.
Таким образом, музыкально – ритмическая деятельность детей проходит наиболее успешно, если разучивание танцевальных движений сочетать музыкально – дидактическими играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...
Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....
Доклад по теме самообразования: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"
Самообразование...
« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»
Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...