Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
статья (старшая группа)

Фадеева Ольга Владимировна

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx27.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

В педагогике нет не талантливых и не способных детей. Просто у каждого ребенка талант и способности выявляются по-разному. А о музыкальном даровании хочется говорить отдельно. У кого-то уже на первом году жизни музыкальность проявляется достаточно ярко, развиваются быстро и легко, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.

Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.

Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребенка  в  своей практической деятельности.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.

Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Применение музыкально-дидактических игр на НОД дает возможность провести их наиболее содержательно.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД по музыке. Знакомство детей с правилами игры, ставиться перед ними определенная дидактическая задача. Усвоенные на НОД правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Они тактично направляют ход игры, следят за взаимоотношениями играющих, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить, он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар.

    Как было отмечено, музыкально – дидактическим играм предшествует  НОД, на которой постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре.  Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание  свойственно всё же играм младших дошкольников.  Поэтому воспитатель при проведении игры  обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по  численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые  песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?».

      При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)

Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности.  В ходе игры складываются отношения между  детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело  объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

      Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному.  Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть, достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны.

Формы работы с родителями:

  • проведение открытых мероприятий;
  • беседы;
  • лекции, доклады на родительских собраниях;
  • консультации;
  • оформление буклетов, стендов;
  • статьи в газете ДОУ «Аленький цветочек»;
  • мастер-классы.
  1. Организация предметной развивающей среды.

Не последнюю роль играет оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

  • Игры для развития ладового чувства, способствующие узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра («Зайки», «Три цветка», «Волшебный телевизор», «Мажор-минор», «Море», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Ромашка», «Чудесная стрелка», «Звезды», «Наши песни», «Волшебный волчок», «Кто подошел к теремку», «Песня-танец-марш», «Цвет-настроение», «Чудесный мешочек» и т.д.).
  • Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений, связанные с различением и воспроизведением звуковысотного движения («Птица и птенчики», «Курицы», «Часы», «Матрешка шагает», «Где мои детки?», «Три медведя», «Курица и цыплята», «Кто в домике живет?», «Ступеньки», «Лесенка», «Ученый кузнечик», «Кого встретил колобок?», «Труба», «Качели», «Три поросенка», «Сколько нас поет?» и т. д.).
  • Игры  для развития чувства ритма, основанные на способности активно(двигательно) переживать музыку, отображать соотношения звуков по длительности с помощью наглядных средств («Веселые дудочки», «Определи по ритму», «Короткие и длинные звуки», «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Зимняя роща», «Волшебные дудочки», «Сложи песенку», «Определи по ритму»).

Целью контрольного этапа работы является выявление эффективности системы работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, проводимых с детьми, педагогами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»

Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...