.Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр.
учебно-методический материал на тему

КОМАРОВА ВАЛЕНТИНА ВАЛЕНТИНОВНА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnyh_i_tvorcheskih_sposobnostey.docx92.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Курская область   Касторенский район

Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр.

М.О. педагогов д/с «Сказка» (из опыта работы)

28.02.2017г.

Подготовила музыкальный руководитель:

Комарова В.В.

Касторное 2016 год.

    Музыка сопровождает нас с рождения и до глубокой старости. Без нее невозможно представить ни один из моментов нашей жизни. Даже в том случае, если мы не замечаем ее, она присутствует в каждом мгновении. 

Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира. Значение детских музыкальных занятий невозможно переоценить во всестороннем развитии личности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.     

   Музыкально-дидактическая игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я», что, в свою очередь, отвечает новым государственным образовательным стандартам. А свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет ребенку радость.

          Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр  в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная  деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

           

Виды музыкально-дидактических игр:

1.Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);

(«Птица и птенчики»,  «Лесенка», «Кого встретил колобок?»)

2.   Различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песни или наоборот);

(«Сложи песенку»,

3.     Различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав, как он звучит);

(«Музыкальный домик»,  «Музыкальный магазин»)

4.   Различать динамику звучания, темп;

(« Карусель», «Тихо – громко»,  «Звенящие колокольчики»)

5. Различать характер музыкального произведения;

(«Солнышко и тучка», «Три цветка», «Весело – грустно»)

6. Различать жанры музыкальных произведений.

(«Три кита», «Чей это марш?», «Три танца»)

При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Структура музыкально-дидактических игр включает в себя:

 - задачу,

 - действие,

 - правило,

 - результат игры.

      Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное, для того, чтобы детям в игре было  легко и комфортно.  Организуя любую музыкально-дидактическую игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «я». В музыкально-дидактической игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребенка, игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны, удобны, гигиеничны и безопасны; каждая игра должна создавать положительное эмоционально настроение (в т.ч.и для проигравших детей).

         В организации и проведении музыкально-дидактической игры важен способ ее объяснения детям. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес  к  ней. Желательно начинать объяснение музыкально-дидактической игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.

Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:

·       Ясность и четкость в изложении;

·      Эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;

·      Использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).

Главенствующую роль в успешном проведении музыкально-дидактической игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности.

Воздействие музыки на ребенка в проведении игры многогранно, так как оно:

·       Способствует эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций детей;

·       Воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;

·       Повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) и работоспособность организма в целом.

             В процессе проведения музыкально-дидактических игр важно использовать диалог между педагогом и детьми, т.к. это помогает детям концентрировать внимание на происходящем. Продолжительность музыкально-дидактической игры зависит от интереса детской аудитории к ней.

          При подведении итогов игры необходимо помнить  том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка, а, наоборот, при необходимости внушать ему надежду на успех. Детям или подгруппам детей, достигшим хороших результатов, можно наряду с похвалой вручать поощрительные призы.

Список используемой литературы.

1.      Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982.

2.      Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. М.: Айрис – пресс, 2007.

3.      Музыкальные игры и пляски  в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских садов. 2-е издание, составитель Е.Е.Каява, Л.Н.Кондрашова, С.А.Руднева. Л.: Гос.учеб.пед.изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1963.

4.      Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада. М.: Просвещение, 1994.

5.      Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. М.: Айрис – пресс, 2005.