Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

В ходе обследования  словарного запаса  решаются следующие задачи:

- определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

- выявить уровень владения значением лексических единиц;

- наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

            Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование  словарного запаса детей дошкольного возраста.

        

        В ходе обследования  словарного запаса  решаются следующие задачи:

- определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

- выявить уровень владения значением лексических единиц;

- наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

        Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.

        Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно.  Для проверки уровня речевого развития детей  младшего и среднего дошкольного возраста широко используется  наглядность (предметы, игрушки, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка  вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:

        - умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

        - способности к точному (в смысловом отношении) упорядочению слов;

        - навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);

        - навыков составления различных типов высказываний.

Выявление уровня владения лексической стороной речи  по разным возрастным группам.

Младший дошкольный возраст.

Выявить умения:

- называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, дом, мяч) и отвечающие на вопрос: кто это? Что это?

- обозначить признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: какой? Какая?

- называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: что делает? Что можно с ним делать?

- употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

- понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо)

Средний дошкольный возраст.

Выявить умения:

- понимать слова близкие и противоположные  по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

- понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)

- подбирать  признаки, качества и действия к названию предметов;

- сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Старший дошкольный возраст.

- активизировать им. прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

- дифференцировать обобщающие понятия ( дикие и домашние животные).

Примерные виды заданий, используемые при обследовании словарного запаса.

        Обследование объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки:

Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, ручка, капуста, морковь и т.д. Количество картинок, и  порядок их предъявления определяются его возрастом и индивидуальными особенностями (вниманием, работоспособностью и т.д.). При обследовании словаря ставится вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»

        Называние предмета по его описанию:

Инструкция: «Отгадайте, что это (кто это). Пример: покрыто перьями, летает». Даются задания разного уровня трудности.

        Обобщающие понятия:

В рамках данного теста детям предлагается выполнить три задания:

            1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием. Ребенку предлагаются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, груша …  Задание: «Назови (покажи) овощи, фрукты».

        2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию. Ребенка просят перечислить, какие предметы мебели (обуви, одежды и т.д.) они знают.

        3. Назвать обобщающее слово. Ребенку предлагается продолжить ряд предметов и назвать их обобщающим словом: тарелка…чашка…ложка…

        Понимание сходных по звучанию слов.

Педагог показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток». Инструкция: «Отгадай, что это: молоко или молоток?»  Задание: подобрать подходящее по смыслу слово в предложении: на вершину горы … (взойти, войти); в класс … (взойти, войти).

Исправить предложение, заменив слова: Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздался заразный смех. Раздались буйные аплодисменты.

        Лексическая сочетаемость слов.

  1. Подобрать к словам – названиям предметов соответствующие слова – названия их признаков и действий. Составить словосочетания по образцу: какой? Что делает? Пример: собака (какая?)- большая,  (что делает?) - лает.
  2. Подобрать к им. прилагательным соответствующие существительные. Пример: мокрая трава (рука, тряпка и т.д.) Примерная подборка слов: тяжелый, радостный, прямой , ловкий  и т.д.)
  3. Подобрать к глаголам соответствующие им. существительные. Пример: светит…(солнце, луна,  фонарь…). Подбираются соответствующие существительные к глаголам: пишет, ползает, прыгает, кланяется, разливается.

Подбор слов - синонимов…

Инструкция: «Подбери слова, похожие по значению на данное». Пример: радость-веселье, труд-работа и т.д. Примерные слова: храбрость, печаль, пламя, несчастье, зной и т.д. (соответственно подбираются слова- глаголы и прилагательные).

Подбор слов - антонимов.

  1. Сравнить предметы, нарисованные на картинках. Пример: большой шар и маленький шар;

Высокий дом и маленький дом.

  1. Подобрать к словам – существительным, глаголам, прилагательным слова с противоположным значением: друг – враг, хороший-плохой, идти- стоять.
  2. Закончить предложения:

Пластилин мягкий, а камень….

Уголь черный, а снег…

Таня рисует хорошо, а  Зина ….

Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.

Задания, направленные на выявление понимания прямого и переносного значения слов и словосочетаний. Инструкции: «Послушай и ответь, можно ли так сказать?», «Объясни, что это значит?».

Составить словосочетания с данными прилагательными:

-глухой (город, старик, переулок, печь, комната, согласный звук);

-свежий (хлеб, земля, вечер, стол, след, небо, воздух);

-густой (клей, пакет, кисель, кустарник, борода, человек);

Составить словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков.

коричневый, карий                                платье, глаза, костюм

густой, дремучий                                лес, туман

горячий, знойный                                лето, вода, привет

смуглый, темный                                волосы, лицо, небо

старый, пожилой                                человек, учебник

        Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам)

При условности количественных оценок за высказывания разной полноты  и правильности они (оценки) помогают  выявить уровни речевого развития: 1 – высокий, 2 – средний и 3 (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

       

Использование литературы:

Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. – М; 2004

Бессонного Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М; 1997.

Методы обследования речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М; 1996.

        

                                   Консультация для воспитателей

Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.

        

Составила:

                Учитель – логопед: Хайбуллина А.М.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Консультация для педагогов "Словарный запас детей дошкольного возраста"

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...