Программа профессионально-личностного саморазвития
материал по теме

Красильникова Наталья Павловна

Программа профессионально личностного саморазвития на три учебных года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_detskiy_sa1.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Согласовано:                                                                                                                                                                                                    

На Педагогическом Совете                                                                                                                                                              Протокол №              

 от «____» _____________2014г.                                                                                                                                                      

Утверждаю:

                      Заведующий  Н.М.Сорокина                                                                                                   ________________________

                  Приказ № ______________

          от «___» ___________ 2014г.

                                                                                                                                                                         

Программа

профессионально-личностного саморазвития педагога

Красильниковой Натальи Павловны

на   2014 – 2017 учебный год

Тема: «Социализация дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»

 г. Семенов

Методическая тема: «Социализация дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»

Актуальность

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. 

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

         В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний

1. Встречи с людьми разных профессий

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно – ролевая игра

6. Компьютерные игры, презентации.

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

         

Цель программы: обеспечение личностного непрерывного профессионального образования и повышения профессиональной компетентности в процессах взаимодействия с воспитанниками и их семьями в области расширения социально-коммуникативного опыта детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению  с трудом взрослых  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи: 

1.Определить дефицит педагогической  компетентности, диагностика профессиональных барьеров (развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии).

2.Определить способы  самореализации и самоутверждения себя как личности.

3. Повысить свой методический уровень: изучение необходимых документов  (ФГОС, закон «Об образовании», ООП ДОУ, годового плана работы ДОУ) и методической литературы по  данной теме.

4. Разработать  перспективный  план по данной проблеме.

5. Овладеть  методами и приемами по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.

6. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской.

7. Организовать активное социальное партнёрство с семьями воспитанников по ознакомлению с трудом взрослых.

8.Систематизировать и обобщить опыт работы расширения социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
  3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат.

 Результатом реализации программы саморазвития являются  следующие  показатели:

1.Повышение уровня личной профессиональной компетенции.

2. Рост уровня профессиональных навыков и умений.

3. Повышение уровня саморегуляции, самоорганизации.

4. Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение эффективных  методов и приёмов  для расширения социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста по ознакомлению с трудом взрослых.

5. Обобщение  и распространение собственного педагогического опыта.

6. Аттестация на высшую квалификационную категорию.

План мероприятий по реализации программы

2014-1015 учебный год

Основные мероприятия программы

Срок исполнения

Изучение ФГОС, закона «Об образовании», ООП ОО в области социально – коммуникативного развития по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

сентябрь

Изучение методической литературы по теме:

  1. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
  2. Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей. Л.: ЛГПИ им.Герцена, - 1999. - 274с.
  3.  Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996. - 395с.
  5. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» – М.: «Просвещение», 1988;
  6.  «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» – Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

в течение года

Изучение опыта других педагогов по ознакомлению с трудом взрослых.

в течение года

Систематизация методических и игровых материалов по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

декабрь

Повышение профессионального мастерства через посещение городских методических объединений

в течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (социальная сеть работников образования ns portal.ru)

в течение года

Созлание персонального мини-сайта в социальной сети работников образования ns portal.ru

сентябрь

Публикации в социальной сети работников образования ns portal.ru

в течение года

Разработка и подготовка выступлений на педсоветах, методических объединениях

в течение года

Аттестация на первую квалификационную категорию

октябрь

Разработка конспектов ООД для открытого просмотра в ДОУ

в течение года

Разработка перспективного планирования дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых.

октябрь

Изготовление дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых.

в течение года

Разработка консультации для родителей по изготовлению дидактических по ознакомлению с трудом взрослых.

январь

Разработка консультауции для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей аннего возраста через дидактические игры»

декабрь

Разработка конспекта развлечения «Все мы любим мамочку»

март

Разработка анкеты и проведение анкетирования «Выявление интересов и знаний родителей и воспитанников по вопросам ознакомления детей раннего возраста с трудом взрослых»

октябрь

Разработка конспекта семинара-практикума для родителей «Давайте поиграем».

апрель

Оформление выставки-консультации «Давайте поиграем».

ноябрь

Разработка консультации для родителей «Атрибуты для сожетно-ролевых игр своими руками»

февраль

План мероприятий по реализации программы

2015-1016 учебный год

Основные мероприятия программы

Срок исполнения

Изучение ФГОС, закона «Об образовании», ООП ОО в области социально – коммуникативного развития по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

сентябрь

Изучение методической литературы

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996. - 395с.
  2. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, -1994. - 325 с.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебн. Пособ. для ВУЗов. - М.: Академия. - 1997. - 336 с.
  4. Ушинский К.Д.: Наука и искусство воспитания / Сост. С. Ф. Егоров.- М.: Образование, 1994. - 576 с.
  5. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.

в течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (социальная сеть работников образования ns portal.ru)

в течение года

Посещение курсов повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы дошкольного обоазования в условиях введения ФГОС ДО»

сентябрь

Повышение профессионального мастерства через посещение городских методических объединений

в течение года

Разработка и подготовка выступлений на педсоветах, методических объединениях

в течение года

Разработка и презентация педагогического проекта «Шофер – интересная профессия»

февраль

Составление картотеки «Развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников»

сентябрь

Разработка консультации для родителей «Портфолио Вашего ребенка»

октябрь

Участие в смотре-конкурсе «Лучший театральный центр»

декабрь

Участие в выставке «Цветы для мамы»

ноябрь

Разработка конспекта и проведение семинара-практикума для родителей «Как организовать театр дома»

ноябрь

Внедрение ИКТ для изготовления буклетов «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».

декабрь

Подготовка консультации для родителей по изготовлению елочек для групповой выставки

декабрь

Составление картотеки игр «Коммуникативное общение детей и родителей».

январь

Разработка конспекта ООД «Путеществие в страну сказок».

феврадь

Разработка консультации для родителей по изготовлению семейных фото-газет «День защитников Отечества».

февраль

Разработка анкет для родителей «Навыки общения»

март

Участие в смотре-конкурсе «Лучший информационный центр для родителей»

апрель

Разработка презентации для родителей «Моя жизнь в детском саду»

май

Разработка консультаций по изготовлению экпонатов для мини-музеев.

В течение года

План мероприятий по реализации программы

2016-2017 учебный год

Основные мероприятия программы

Срок исполнения

Изучение ФГОС, закона «Об образовании», ООП ОО в области социально – коммуникативного развития по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

сентябрь

Изучение методической литературы

  1. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
  1. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1987. - 694 с.
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников- М.: Просвещение, 1998. - 175 с.
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.
  1. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
  2. Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей. Л.: ЛГПИ им.Герцена, - 1999. - 274с.
  3.  Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996. - 395с.
  5.  Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, -1994. - 325 с.
  6.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебн. Пособ. для ВУЗов. - М.: Академия. - 1997. - 336 с.
  7. Ушинский К.Д.: Наука и искусство воспитания / Сост. С. Ф. Егоров.- М.: Образование, 1994. - 576 с.
  8.  Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.

в течение года

Изучение опыта других педагогов по ознакомлению с трудом взрослых.

в течение года

Систематизация методических и игровых материалов по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

декабрь

Оформление личного электронного портфолио и его презентация

январь

Участие в окружном  конкурсе «Осенняя фантазия».

сентябрь

Разработка конспекта НОД «Волшебная кисточка»

октябрь

Разработка конспекта семинара-практикума для родителей на тему «Нетрадиционные методы рисования».

октябрь

Подготовка доклада на тему: «Презентация форм работы по взаимодействию с родителями по развитию творческих способностей воспитанников»

ноябрь

Участие в смотре-конкурсе «Лучший музыкальный центр»

ноябрь

Подготовка литературного вечера «Мое любимое стихотворение»

ноябрь

Подготовка консультации для родителей в изготовлении поделок для выставки «Мастерская Деда Мороза».

декабрь

Участие в выставке поделок «Мастерская Деда Мороза».

декабрь

Разработка педагогического проекта «Все работы хороши»

январь

Разработка конспекта наблюдений на прогулке

февраль

Участие в смотре- конкурсе «Лучший уголок природы».

февраль

Участие в всероссийском творческом конкурсе рисунков «Красная книга-глазами детей».

февраль

Участие в выставке методической литературы и дидактических пособий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

март

Изготовление стенгазеты «Мы и природа».

март

Оформление  групповой фотогазеты "Защитники Отечества".

март

Участие в экологической акции «Птичья столовая»

апрель

Участие в смотре- конкурсе «Игровой макет»

апрель

Разработка конспекта для проведения с родителями  «Музыкальная гостиная «Все работы хороши».

апрель

Оформление фотовыставки « Мы играем».

май

Оформление презентации дидактических игр на формирование навыков этикета

май

Участие во всероссийских конкурсах детского творчества

в течение года

Участие во всероссийских конкурсах детского творчества.

в течение года

Посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературы

в течение года

Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности

в течение года

Изготовление дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых.

в течение года

Разработка консультации для родителей «Атрибуты для сожетно-ролевых игр своими руками»

Пополнение личного сайта на ns portal публикациями и разработками.

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога на 2012-2015 учебный год

Развитие речи детей 5-7 лет через применение в воспитательно-образовательном процессе информационныз компьютерных технологий....

Индивидуальная программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя

Тема: Организация взаимодействия с семьей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста в детской литературе...

Программа профессионально- личностного саморазвития педагога

Программа профессионально- личностного саморазвития педагога...

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога

Приобщение дошкольников к культуре здорового образа жизни...

Программа профессионально личностного саморазвития воспитателя

Родительский клуб, как эфективная форма взаимодействия с родителями...

ПРОГРАММА профессионально-личностного саморазвития педагога на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРОГРАММАпрофессионально-личностного     саморазвития педагога на тему «Формирование  любознательности через экспериментальную деятельность»...