Как развивать саморегуляцию у детей старшего дошкольного возраста: советы нейропсихолога
материал (подготовительная группа) на тему

Курицын Александр Валерьевич

Информация предназначена для воспитателй подготовительной и старшей групп детского сада. Некоторые из приведенных игр можно использовать на занятиях воспитаталей с группой с целью развития умения регулировать эмоции у детей и самоконтроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_formirovanie_proizvolnoy_regulyatsii._statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 Курицын А.В.

ГБУ ГППЦ ДОгМ, педагог-психолог высшей категории

"ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ"

     Старший дошкольный возраст традиционно в психологии и педагогике рассматривается как один из важнейших периодов становления личности, которая включает в себя системы мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Л.Д. Столяренко отмечает,  что “именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение” [2, с.631].    Произвольность - наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка при переходе к социальной позиции школьника.

     Говоря о психологической готовности в школьному обучению, Л.А.Венгер, выделяет следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации, преодолевая имеющиеся трудности и препятствия.

          Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением [3, с.57]

         Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе.   Как же развивать произвольность? Чем может помочь ребенку родитель? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?

    По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции  А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей  с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления [1, с.28]

Нейропсихологическая коррекция строится (по Лурия А.Р.) как переструктурирование нарушенной функции  за счет опоры на сохранные звенья. Задача коррекционно-развивающего обучения – создать вместе с ребенком  арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.

Коррекционно-развивающие занятия с нейропсихологом необходимы детям, неуспевающим в освоении дошкольной программы в детском саду  из-за отставания  отдельных психических функций (иногда сочетается с одаренностью в других областях), а так же общей психофизической ослабленности.

 Нейропсихологическая коррекция включает в себя систему дыхательных, глазодвигательных, двигательных упражнений и растяжек, а также игры на развитие внимания, памяти, моторики, речи.

        Двигательные упражнения помогают  ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние,  стать  более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, дома).

        Глазодвигательные упражнения способствуют повышению концентрации внимания, формированию произвольного компонента деятельности, вектора зрительного восприятия.  Дыхательные упражнения дают ощущение самоконтроля и душевного комфорта, помогают повысить

         Особое внимание на занятиях уделяется играм, ведь игра –  ведущая деятельность дошкольника, да и у младшего школьника игра сохраняется наряду с учебной деятельностью.  Игра для ребенка является фактором,  формирующим мотивацию к занятию. Игра должна быть интересной и рассчитанной на то кол-во, человек которое участвует в занятии.  Игра должна соответствовать в среднем интеллектуальному и физическому развитию всех участников. Во время игры психолог подбадривает и  хвалит всех участников в равной степени. Ряд подвижных игр, которые способствуют формированию произвольности и внимания (перечислены ниже), могут проводить с детьми старшего дошкольного возраста родители самостоятельно.

Игра “Птицы, рыбы, звери”

Цель игры: развитие переключаемости ребенка и крупной моторики, формирование общих представлений об окружающем мире.

Ход игры: Ребенок идет по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребенок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребенок слышит зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра “Дотронься до”

Цель игры: развитие скорости и темпа реакции, произвольности, внимания.

Ход игры: Взрослый называет любой признак предмета. Ребенок должен быстро сориентироваться в комнате и дотронуться до предмета, имеющего названный признак, рукой до того, как его осалил взрослый. Например, дотронуться до черного предмета, или игрушки, или предмета мебели и т.д.

Игра “Огонь-лед-вода-дерево”

Цель игры: формирование произвольной регуляции, умения слышать инструкцию, удерживать несколько инструкций в голове.

Ход игры: Ребенок двигается по комнате. Если он слышит “огонь”, то ускоряется. Если слышит ”лед”, то должен замереть на месте. Если слышит “вода”, то должен лечь на пол и расслабить свое тело. Если он слышит “дерево”, то останавливается на месте и тянет руки вверх, растягиваясь. Взрослый поочередно называет разные команды.

Игра “Робот Повторялка”

В первом варианте ребенку взрослый показывает несколько последовательных движений (закрыл левой рукой глаз - сделал шаг вперед –присел, подпрыгнул и т.д.), и просит после окончания программы ребенка повторить в той же последовательности и побыть Роботом Повторялкой.

Во втором варианте взрослый говорит вслух несколько последовательных действий, без показа движений. Ребенок должен повторить.

Игра “Секретное слово”

Цель: формирование произвольности, внимания.

Родитель говорит ребенку секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребенок “ловит” (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разыми двигательными задачами (“Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!”)

Подобных игр на формирование произвольности и саморегуляции у детей существует немало описанных в педагогической и психологической литературе. Эти игры также включаются в занятия с нейропсихологом, и помогают сделать коррекционно-развивающий процесс интересным, эффективным и полезным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999 – 672с.

3. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.-213с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей«Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы «Рефлексивный круг как один из способов развития саморегуляции поведения детей старшего дошкольного возраста»,

Данный опыт поможет воспитателям старшего дошкольного возраста, реализующим технологии современной социализации. В данной методической разработке раскрыты способы развития саморегуляции поведения у ст...

Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста...

Информационный буклет "Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста"

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли, поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать ос...