Социально-коммуникативное развитие детей 0-3 лет.
статья на тему

В конспекте речь идет о социально-коммуникативном развитии детей от 0 до 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_kommunikativnoe_razvitie.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей 0-3 лет

   Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.

   Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование  базиса личностной культуры, определяются основы культурного  отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной  жизни.

   Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 01 сентября 2013 г. федерального закона «Об образовании Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

 В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации  детей дошкольного возраста:

1.Актуализация приоритетных задач воспитания личности. 
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная 
стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

 ФГОС ДО нацеливает педагогов и родителей на достижение целей и решение задач социально-коммуникативного развития дошкольников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях:

1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

Игра – не развлечение, а ведущий вид детской деятельности дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО, игра становится особой формой социализации ребёнка. Именно в игре дети проходят «школу» социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребенка. Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

2. Патриотическое воспитание – следующее направление ОО «Социально-коммуникативное развитие».

В период нестабильности в обществе, обострения этнических и межэтнических конфликтов, патриотическое воспитание подрастающего поколения становится одним из центральных направлений работы с дошкольниками. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

3. Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор образцов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

«Одним из правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»)».

4. Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Таким образом, систематическая и планомерная работа по всем четырем направлениям данной образовательной области, способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

 Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Задачи социально – коммуникативного развития  в соответствии с ФГОС ДО следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе;

6. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. 

Современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия  дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

А. В. Мудрик выделяет выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации : естественно -культурные, социально- культурные, социально-психологические.

1. Естественно - культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития.

Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка , эмпатия, толе- рантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

 2. Социально - культурные задачи определяют познавательные, морально -нравственные, ценностно - смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими  людьми – взрослыми и сверстниками».

 Особое внимание педагоги ДОО уделяют развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности , внимательному отношению к другим детям и взрослым людям . Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника– мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности.

 Усложняется игровая деятельность,  появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации.

 Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных  интересов. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельно для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности. Дошкольник овладевает разными видами  дидактических игр (словесными, настольно-печатными, играми с предметами), в процессе игры выполняет поставленную игровую задачу, не нарушая правил и действия  игры, совершенствуется умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, ролевых, режиссёрских, театрализованных, музыкальных, дидактических.

 3. Социально - психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение  определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой,

своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во

взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.

Изменения в структуре семьи и семейной культуре

Общепризнано, что семья не только является местом первичной социализации, но  и  играет важнейшую роль в  образовательном процессе. Именно в  семье ребенок приобретает первичный опыт социальных отношений, усваивает ценности, жизненные принципы, правила и  нормы, развивает мышление и  речь, осваивает первичные умения и  навыки. При этом устойчивая привязанность к  близким, эмоциональная защищенность, психологическое благополучие и теплота, обеспечиваемые семьей и близкими, играют исключительно важную роль в развитии ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Происходящие в  течение последнего времени изменения в  структуре семьи и  семейных отношениях (например, рост числа неполных семей), дискретность семейных отношений, затрагивающая все большее число детей, выдвигают перед системой образования новые требования по формированию у детей такой компетентности, как умение справляться с переменами в жизни и переходными моментами. Роль ребенка в  семье тоже меняется. Дети получают более ранний доступ к  средствам массовой информации, различным возможностям виртуального мира, которые открывают новые горизонты для получения опыта и бросают новые вызовы. Меняющаяся реальность преобразила опыт, доступный детям. Иногда дети становятся сами источником знаний и новых умений для своих родителей, например — в сетевом пространстве. Этот факт часто осуждают и рассматривают как угрозу для детства. Но это также можно рассматривать как шанс. В любом случае Организации не следует отдаляться и закрываться от этих явлений.

Национальная идентичность и культурное многообразие

Формирование социальной, в  частности гражданской идентичности, а  также культурной идентичности является важнейшей целью образования и воспитания. До сих пор концепции образования и образовательные программы разрабатывались преимущественно с  учетом одной превалирующей национальной культуры и традиций одной нации. В условиях возрастающего культурного многообразия, глобализации экономики и  усиления международной мобильности, жизни в  мультикультурном и  многонациональном обществе, в  котором представлено многообразие этносов и  культур, необходимо, наряду с  задачами культурной, национальной, этнической идентичности и укоренения в определенной социокультурной общности, решать задачи мультикультурной компетентности и  компетентности в  области иностранных языков. Мультикультурная компетентность является основой толерантности и  мирного сосуществования и  сотрудничества представителей различных народов, этносов и  культур. Социальное и  культурное разнообразие рассматривается как шанс обеспечить в  будущем совместную жизнь людей в современном глобальном мире. Для стабильного развития многонационального российского общества мультикультурное образование становится крайне актуальным. Особенно актуальным является сохранение своей национальной и культурной идентичности в мире возрастающего многообразия.

Контекст, в котором вырастают дети

В современном мире необходимо внимательнее анализировать и учитывать

социокультурные и другие условия жизни конкретных детей, с которыми работает та или иная дошкольная организация. Сегодня востребованы такие концепции и подходы к образованию, которые способны адекватно реагировать на такие социальные феномены, как бедность, социальное неблагополучие, социальная селекция, миграция и мобильность. Источником многих образовательных возможностей и  проблем, с  которыми сталкивается Организация, является ее социокультурное окружение. Место расположения Организации, состав детских групп, социальный, этнический и общекультурный фон жизни детей, получающих образование в  дошкольной организации, имеют принципиальное значение для образования ребенка, для работы дошкольной организации и для эффективности системы образования в целом. Социокультурный контекст образовательной деятельности должен учитываться при разработке и реализации основной образовательной программы дошкольной организации. Управление и планирование на основании общих нормативов без учета специфики социокультурных условий жизни детей сегодня уже не позволяют обеспечить требуемое качество образования. Теперь необходимы более гибкая организация, более эффективное использование возможностей (ресурсов) местного сообщества, сетевое взаимодействие Организации с другими организациями и лицами, которые могут оказать содействие и поддержку в общем деле образования детей, что также отражено в Стандарте дошкольного уровня образования. Программа предусматривает вариативность ее реализации в зависимости от социокультурного контекста, включение сетевого взаимодействия и  использование образовательного потенциала места расположения дошкольной организации. Программа адресована всем потенциальным участникам образовательного процесса и может использоваться в качестве основы для таких программ, как «Среда города (села, населенного пункта), благоприятная для детского развития».

Демографические изменения

Снижение рождаемости и старение общества прогрессируют во многих

индустриально развитых странах. Эти факты изменяют отношения между полами и поколениями и побуждают образовательные системы сознательно и целенаправленно выстраивать комфортное совместное существование, диалог и общение поколений. Образовательные организации должны уделять внимание созданию тесной связи между поколениями. Демографические изменения и миграция населения приводят к изменениям в комплектации групп дошкольных организаций: появляются как переполненные группы, так и малокомплектные. Организации должны создать качественные условия для всех групп, обеспечив равные возможности для обучения каждого ребенка вне зависимости от количественного состава его группы.

Увеличение в российском обществе количества работающих женщин приводит образовательные системы к необходимости создания возможностей для женщин совмещать уход за ребенком и его воспитание и профессиональную карьеру.

Детское развитие определяется не только биологическим процессом созревания и роста. Культурный контекст и социальные нормы, ценности и практики вовлечены в развитие ребенка с момента его рождения. В образовательном процессе принимают участие семьи и  дети с  разным культурным и религиозным укладом. Различия между ними следует рассматривать как шанс на обогащение образовательного процесса. Понимание образования как социального процесса, вписанного в соответствующий контекст, оказывает влияние на содержание и на формы образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

План по развитию социально-коммуникативных навыков у детей через игру-драматизацию

План по развитию социально-коммуникативных навыков у детей через игру-драматизацию...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...