Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС ДО
материал (средняя группа) на тему

Бурлакова Алина Владимировна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС ДО.Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostanstvennaya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС ДО

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед дошкольным учреждение встал вопрос о грамотной организации развивающей предметно пространственной среды в ДОУ. Опираясь на требования, прописанные в ФГОС, при организации, развивающей предметно пространственной среды, следует ее моделировать, так, чтобы ребенок мог получать и расширять свои знания по всем пяти направлениям развития: социально–коммуникативному, речевому, познавательному, художественному творчеству, физкультурному. Что в свою очередь способствует максимальному развитию личности ребенка

Педагог должен помнить, что:

При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущая роль отводится игровой деятельности. Поэтому:

1. В группе должны быть пространства (для игры, конструирования, уединения, экспериментирования, исследовательской деятельности, режиссерских постановок, продуктивной деятельности и пр., а также разнообразие наглядных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2. Среда группы должна меняться в зависимости от темы недели (наглядный материал, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, художественная литература, выставка детских работ, связана с темой недели)

3. Среда формируется с учетом возраста детей, их интересов и возможностей, а также психологических особенностей

4. Материал для игровой деятельности не должен находиться в труднодоступном месте. Обеспечение свободного доступа воспитанников к игрушкам, дидактическим играм, пособиям, исследовательскому материалу и др. - одно из требований ФГОС.

5. Детская мебель, различные мягкие модули, ширмы и др. могут быть использованы детьми по разному назначению.

6. Смена игрового материала должна стимулировать двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

7. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней, обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре, поэтому хорошо, если среди игрового материала есть технические игрушки, механические предметы, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы, выполняющие определенные движения, роботы-трансформеры, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы с гирьками, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, материал для составления коллекций.

7. В групповой комнате необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны строительные инструменты, конструкторы, атрибуты для игр, отражающих мужские профессии, журналы с машинами, самолетами, схемы для строительства, конструирования и т. д. Девочкам в игре потребуются предметы женской одежды, украшения, бижутерия, журналы мод, выкройки одежды для кукол, материал для моделирования одежды, атрибуты, отражающие женские профессии т. п.

8. В развивающей предметно пространственной среде старших дошкольников должен быть материал, стимулирующий развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, открытки.

9. Располагая необходимый материал и предметы в опытно экспериментальной зоне необходимо его обозначить: картинкой с опытнической деятельностью детей или рисунками с опытами.

10. Для организации режиссерских игр необходим материал из книг, наглядных пособий, аудио кассет и видео записей.

11. Наличие в группе разнообразных подручных средств (нити, тесьма, веревки, коробочки, проволочки, палочки, ленточки) способствуют тому, что ребенок может творчески использовать его при решении той или иной задачи) Желательно, чтобы в группе подручный материал располагался в нескольких активных центрах, например, в продуктивной, игровой зоне для мальчиков, для девочек, в театрализованном центре активности и т. д.

12. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

13. Среда должна быть безопасной. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

 

Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Групповая комната условно поделена на активный сектор - 50%, рабочий сектор - 30%, спокойный – 20%. Но пространство может быть трансформируемым в зависимости от воспитательно-образовательных задач и темы недели. Материал в каждом секторе меняется, дополняется и возможно их временное объединение. Каждый сектор пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на границах и внутри секторов. Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной области, так и в ходе реализации других областей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Создавая предметно-развивающую среду в группе учитываем интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.

Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарём. В группе созданы условия для разных видов деятельности детей. Оборудование группы можно разнообразно использовать (например, детскую мебель, природные материалы и др.) в разных видах детской активности, т.е. среда в нашей группе полифункциональная.

 Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового пространства для сюжетно- ролевых игр: кухня, больница, магазин, гараж, парикмахерская, дом. Оснащена атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Кафе», «Магазин», «Автомастерская» и др.

Подвижный модуль позволяет изменять сюжет игры, например, «Больница»,"Мастерская"можно взять и перенести, организовав игру в любом месте группы.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.

Игровое оборудование для мальчиков: машины, набор инструментов, есть разные виды транспорта: спецтехника, строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Транспорт маленького размера сложен в специальный «гараж».

Для девочек – коляска, куклы, набор украшений, комната с игрушечной мебелью и др.

Есть разные атрибуты для ряженья: шапка, очки, платки, фартуки, халат врача и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры дети устанавливают простейшие связи. Например, в игре «Зоопарк» дети отмечают, что заяц побелел, а медведь уже лег в берлогу, т.к. пришла зима.

Имеются алгоритмы для самостоятельной организации с/р игры. Игры с правилами расположены в разных центрах детской активности, это развивающие дидактические игры, подвижные игры.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, восприятию и пониманию характера музыкальных произведений, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах (колокольчики, погремушки, барабан, бубны, ). В группе создана фонотека, в которой находятся записи детских песен, классической и народной музыки, различные музыкальные сказки, а также музыкальные игры.

В уголке двигательной активности, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи большие и малые, кольцеброс, кегли, скакалки, обручи. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Есть картотека подвижных игр, картотека основных видов движения, картотека утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотека гимнастики после сна, картотека гимнастики для глаз, картотека дыхательной гимнастики.

 В игровом пространстве находятся игры по сенсорике: шнуровки, «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная.

Одним из основных видов детской деятельности является конструирование. У нас есть строительный материал, различные пластмассовые конструкторы разного размера, яркие. Конструкторы типа «Лего». Тематические строительные наборы: город, ферма. Строят и на ковре, за столом ,созданные постройки служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Автобус», «Ферма», «Зоопарк», «Автомастерская» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, машины различной величины).

В уголке  размещены мягкие модули по ПДД , пешеходный переход(используется при необходимости), помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с ПДД. Наглядный материал предупреждает детей об опасных ситуациях. Есть разные дидактические игры по ПДД и безопасности.

В группе созданы условия для восприятия художественной литературы, народного фольклора. В книжном уголке подобраны книги в соответствии с возрастом детей, темой недели. Стихи иллюстрации художников о сезонном времени года. Имеются схемы, картинки для составления рассказов, альбомы по развитию речи, пособия для развития мелкой моторики рук. Иллюстрации к знакомым сказкам. Есть полка «умных книг». Расположен материал по методической теме, над которой работают воспитатели.

Здесь же расположен уголок краеведения или патриотический. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мое село», Моя родина". Имеются тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» . Материал для ознакомления детей с малой родиной:, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.

В уголке природы расставлены комнатные цветы в соответствии программы, с указанием названий цветов и схемой ухода за растениями.Календарь природы с сезонными изменениями. Здесь же расположены фигурки домашних и диких животных, которые могут быть использованы в разных видах деятельности: в играх «Ферма», «Зоопарк», в моделировании макетов «Дикие животные», «Домашние животные осенью», в режиссёрской игре.

В уголке художественного творчества, целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей: трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В рабочем секторе находится шкаф с дидактическими играми и уголок математики.

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей.

Очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна для наших детей и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности.

Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...