Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через "Сказкотепию"
статья (подготовительная группа) на тему

Волкова Татьяна Александровна

Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов-психологов ДОО. В статье раскрыты методы и приемы Сказкатерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._statya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация  Краснодарский край  город Краснодар

Западный внутригородской округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребёнка – детский сад № 233»

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

через «Сказкотерапию».

Подготовила воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад № 233»

Т.А.Волкова

Наше время диктует нам  свои требования к развитию и воспитанию современного человека, способного осваивать быстро меняющееся  и расширяющееся информационное пространство, человека способного нестандартно мыслить, с высоким уровнем мыслительной креактивности, гибкости мышления, способностью прогнозировать динамические  процессы как личностного  развития, так и окружающего его мира. От этого зависит его способность к выживанию в современной действительности, его успехи и активное продвижение к поставленной цели.

В современном обществе высоко ценят  «креативных    людей», способных находить новые, оригинальные подходы в решении задач, которые диктует нам новое время. Людей творческих, неординарных. Одаренных.

Поиском методов в воспитании таких дарований сейчас занимаются многие области педагогических институтов, разрабатываются множество методик  работы с детьми во всех сферах образования, в разных её отраслях. Творческое мышление  дорого ценится как в точных науках, где ждут новые подходы в решении и старых и главным образом новых задач. Но не в меньшей степени они нужны и в гуманитарных областях, в искусстве, литературе, театре и кино, педагогике….

Перед нами педагогами эта задача стоит гораздо острее, так-так наша профессия требует от нас не только нашего  «креатива», позволяющего нам в условиях  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку  находить правильные решения в проблемных ситуациях, а также подборе индивидуальных программ, учитывающих особенности нервно-психического развития ребенка и его динамических характеристик, но и  создания условий для творческого подхода в работе с детьми у всех участников педагогического процесса, включая родителей, которые являются  самыми первыми и главными учителями в жизни ребенка в освоении жизненного пространства и  приобщения к общечеловеческим понятиям и представлениям,  ценностям духовной и культурной жизни своего народа, главной частью которой является речь.

Детство каждого из нас начинается с доброй улыбки мамы или бабули, которые, играют с нами в «Ладушки», «Сороку», «Гули-гули» и другие такие родные  потешки, стишки для малышей, незатейливые сказки, через которые ребенок получает опыт в решении разных жизненных ситуаций, через которые получает уроки добра, справедливости, торжества светлого над темным. Идет активное развитие эмоциональной сферы, через сказку у ребенка включается разнообразная палитра чувств, главные из которых светлые и чистые. Сказка идет рядом с ребенком все годы взросления, изменяется содержание сказок в 3,5-4 года: дети уже понимают  что сказка, а что действительность, что сказочные герои живут в сказке, где происходят с ними разные чудеса. А главное  то, что можно изменять содержание сказки, и дать возможность героям любимых сказок жить новой жизнью, и совершать новые подвиги, создавать новую программу действий любимого героя, проектировать желаемое будущее для своего сказочного персонажа.

Так, благодаря сказке, развивается воображение у ребенка, дети начинают фантазировать, и создавать проекты желаемого будущего для персонажа.

Ценность сказки в том, что она несет в себе позитивное начало, и развивает у детей оптимистическое отношение к жизни к разным жизненным ситуациям и через сказку ребенок создает новое будущее, он его моделирует.

Сказка в практической работе – это мощное психотерапевтическое средство. 

«Сказкотерапия» – это актуальное направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем «Сказкотерапия» становится все более популярной. Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

«Сказкотерапия» может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми.

«Сказкотерапия» – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие

«Сказкотерапия» - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне

В понимании  Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой «Сказкотерапия» – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений в  психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Т.Д. Зинкевич -Евстигнеева пишет: «На семинарах по «Сказкотерапии» нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

7.Сказки для развития творческих способностей у детей. Развитие творческого мышления.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания;

2. Концепция «Сказкотерапии» основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3.В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

          Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок:

- художественные,

- народные,

- авторские народные,

- дидактические,

- психокоррекционные сказки;

-  психотерапевтические сказки.

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

 Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

 Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

 Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Авторские художественные сказки

Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
         
Дидактические сказки 

В форме дидактических сказок дается задание.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся решать  задачи, математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

 Сказкотерапевтические методы.

Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько методов сказкотерапии:

- Рассказывание сказки;

-  Рисование сказки;

- Сказкотерапевтическая диагностика;

-  Сочинение сказки;

- Изготовление кукол;

- Постановка сказки;

- Метод «Рассказывание и сочинение сказки».

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом педагог может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с ребёнком. Взрослый  и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

 Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

Метод «Изготовление кукол».

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г. любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

По мнению З.Фрейда все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

-  необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

- все движения педагога-психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол      

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:                                      

1.  Проведение психодиагностики;

2.  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

3.  Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия;

4.  Развитие коммуникативных навыков;

5.  Развитие самосознания;

6.  Развитие грубой и мелкой моторики;

7.  Разрешение внутренних конфликтов;

8.  Профилактика и коррекция страхов;

9.  Развитие речи;

10.  Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни;

11.  Коррекция отношений в семье;

12.  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек;

13.Развитие творческого мышления, воображения.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование  кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику  детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.  Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30*30 см. Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика».

Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия»

«Сказкотерапия» являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов «Сказкотерапии» является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет  Сакович Н.А. «в подносе с влажным или сухим песком ребёнок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребёнка, методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. 

Метод «Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

Фаза предварительной беседы (15-20минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Педагог-психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки  особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако  при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

 1.  Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

2.  Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3.  Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4.  Недостаточная мотивация.

Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов Вачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Ефимкина Р. П., Сакович Н.А., Ткач Р.М. и др.

В заключении можно сказать, что педагог в области «Сказкотерапии» должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к воспитаннику и следованию за ним.

Список литературы.

1.    Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2.    Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

3.    Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

4.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

5.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6.    Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

7.    Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

8.    Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

9.    Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

10.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

11.  Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....