«Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
статья (старшая группа) на тему

Трофимова Ольга Викторовна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы93.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «Полоролевое  воспитание  детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Трофимова Ольга Викторовна

 город Старый Оскол Белгородская область

      В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии.. Формирование дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности образовательной деятельности и успешного решения задач формирования личности.

     В  противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

    Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника. Несмотря на изменение, направлений государственной политики игра продолжает занимать важное,  центральное место в жизни ребенка, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

    В федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования обращено внимание на учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Мы организуем  предметно   игровую   среду с учетом  полоролевых особенностей детей, которая способствует более гармоничному развитию,  позволяет ребенку наиболее полно проявить себя в современном мире, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные роли, стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.

Для игровой деятельности девочек и мальчиков отведены разные пространства, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в уголках помещены схемы – действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.  В распоряжении детей имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Автомобильный транспорт», «Гаражи», «Труд родителей», «Пожарная часть», «Служба 911», «Вызов скорой помощи», «Новоселье», «Театр», «Модница» «Семья в турпоходе», «Медицинские работники», «Родился малыш», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Свадьба»  и другие.   Девочкам в предметно-игровой среде выделен небольшой уголок, так как они раскладывают свои  «богатства»  перед собой играют  в ограниченном  пространстве: куклы, с необходимыми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, посуда, лоскутки, нитки, ножницы, журналы мод,  шкатулки с бусинками, пуговицами т.д..  Мальчикам, наоборот, – продумано более большее  пространство, как  правило, неограниченное  и  незамкнутое, они бегают, бросают  предметы в  цель; разбирают,  собирают игрушки: машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, костюмы, галстуки, музыкальные игрушки т.д.. В распоряжении детей имеются игры разного вида для девочек и  для мальчиков.

 С помощью  сюжетно-ролевой игры помогаем детям овладевать нормами и правилами жизни в обществе, развивать умения оценивать характер своего полоролевого поведения. Проигрывая сюжеты взрослой жизни, моделируя взаимоотношения «врача» и «больного», «водителя» и «пассажиров», «матери» и «дочери», дети начинают ориентироваться в этих взаимоотношениях и, тем самым, готовятся к вступлению в «большую жизнь». Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка значимых поступков, здесь все «как будто», «понарошку», она позволяет заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.  

Мы формируем  полоролевое поведение у дошкольников с учетом возрастных особенностей. У девочек проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. В среднем возрасте   дети  стремятся к общению и взаимодействию со сверстниками и окружающими  людьми в целом. Однако без помощи взрослых дети еще не всегда  могут интересно развернуть игру, использовать игровые материалы.

В совместной деятельности,  предлагаем детям решать различные игровые ситуации для реализации возможных социальных ролей.

В самостоятельных сюжетно-ролевых играх «Гаражи», «Скорая помощь», «Поездка на автобусе» закрепляются представления  о своей половой принадлежности и принадлежности других людей по трудовым функциям.

В повседневной сюжетно-ролевой игре ребенок является участником той социальной действительности, которая его окружает с его родными и близкими.

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста по сравнению с играми детей средней группы становятся разнообразнее и сложнее; появляется коллективная форма, причем и мальчики и девочки стремятся играть со сверстниками, как своего, так и противоположного пола.

  У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «Семья в турпоходе», «Медицинские работники», «Родился малыш», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Свадьба» и другие.  Сюжетно-ролевые игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться.

 В такие игры добавляем сюжеты: «Ожидаем гостей», «Праздник в семье», «День рождения». Данные виды этой вполне «взрослой» деятельности позволяют детям увидеть значимость своих поступков, достижения результатов, кроме того мальчики убеждаются в своей «мужской силе», а девочки в «женской» умелости, чуткости и заботливости.

У мальчиков это игры героической тематики: «Спасатели», «Пожарные», «Вертолетчики», «Военные» и другие. Военные игры помогают педагогу предоставить богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным. При руководстве военными играми дошкольников, педагог разъясняла детям их функции, делала акцент на гуманные чувства, на том, что они защищают Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе старых людей, женщин и детей.

При организации совместных игр мальчиков и девочек создаем игровые ситуации, требующие эмоционального сотрудничества детей разного пола. Мальчики редко примыкают к игровым объединениям девочек, особенно, когда играют в семью. Вместе с тем, ничто так не обогащает их представления о семейных ролях, в частности о роли отца, которую им предстоит выполнять в будущем, как проигрывание этой роли в игре. В совместной деятельности детей и педагогов организуем такие сюжетно-ролевые игры: «Страна мальчишек», «Страна девчонок», «Поездка семьи за город», «Непредвиденная дорожная ситуация»,  «Королевство цветов», «Замок»,  «Подарки», «Дизайнерская студия», Наш любимый цирк», «Праздник в семье»,  «День рождения», «Путешествие с героями любимых книг» и др.. При организации самостоятельных сюжетно-ролевых игры дети использовали полоролевые знания в различных ситуациях жизнедеятельности, упражнялись оценивать характер своего полоролевого поведения.

      Мы придаем большое значение дидактическим играм для полоролевого  воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактической игры педагог выявляет полоролевые отношения детей и в то же время содействует закреплению и развитию их. Детям нравится  вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к дидактическим играм. Для обогащения  полоролевой социализации и решения задач, направленных на активизацию мыслительных процессов, педагогом подобраны и разработаны  дидактические игры,  которые усложнились с учетом  возрастных особенностей детей.  Разнообразие игр позволяет решать задачи полоролевого воспитания, поскольку специфика их структурных элементов (игрового действия, правила) изначально ориентировала на активизацию разных сфер личностного развития.

В  игровых  ситуациях  формируем умение описывать свой  внешний  вид (кто  я, какой я),  рассказывать о  своих  предпочтениях (что  мне  нравится и  не нравится); ориентирует  ребенка   на  определение  внешних  признаков различия   и  сходства  себя  со  сверстниками.  Это  способствует снятию психического  напряжения,  усталости  детей,  обеспечивает формирование устойчивого  интереса   к самому себе.

В совместной деятельности педагога с детьми,  предлагались дидактические игры, в ходе которых происходило закрепление знаний детей о полоролевом поведении. Например, в играх: «Твое здоровье»,  «Собираемся в гости», «Красивые прически», «Чем похожи наши мамы и папы?»,  (средняя группа), «Смайлик», «Фоторобот», «Радио», «Ушки на макушке», «Друг»  (старший дошкольный возраст), дети находили характерные отличия во внешнем виде девочек и мальчиков, в одежде, в игрушках,  аксессуарах; проявляли симпатию и уважение друг к другу, желание помочь другу.

Дети успешно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры «Мама», «Кто я в семье?», «Как я  дома помогаю?», «Кто что носит», «Кто что делает?»  (средняя группа); «Дом добрых дел», «Волшебный цветок», «Как поступить?», «Благородные поступки», «Кто как одевается?», «Кем я буду и каким» (старший возраст).  Такие игры помогают формировать представления детей о своей половой принадлежности и принадлежности других людей по личностным качествам,  по социальным и трудовым функциям. В совместной деятельности детей с педагогом средней группы использовались дидактические игры «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Пожелания», в ходе которых педагог воспитывала культуру полоролевого поведения.                                  

       Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Настольно-печатные игры  используются педагогом в совместной и самостоятельной деятельности детей с целью формирования мужских и женских индивидуальностей дошкольника, умения оценивать характер полоролевого поведения. Это игры: «Дюймовочка», «Золушка», «Русалочка», «Маленькая модница», «Рыцари», «Воины», «Войска России», «Что такое хорошо и что такое плохо?»,  «Путешествие в страну девочек и мальчиков».  

Игра и движения являются необходимым условием и средством полоролевого воспитания дошкольника. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. 

В подвижных играх: «Хвастунишки», «Быстрые рыбки»,  «Кто быстрее» (средняя группа);  «Цветы», «Принцесса», «Лисица на одной ножке», «Живые прыгалки» (старший возраст) воспитатель помогала девочкам стать более активными, независимыми и настраивала на успех. В  подвижных играх:  «Кузнец»,  «Лужа» (средний возраст); «Бравые солдаты», «Рыцарский турнир», «Богатыри» (старший возраст),  приучала мальчиков быть более самостоятельными, менее   агрессивными  по  отношению   к  себе  и  окружающим. При проведении  игр «Паровозик», «Гусеница», «Сороконожка» происходит  воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.  

Народные подвижные игры  представляют собой основу начального этапа формирования полоролевого воспитания дошкольника. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Все народные игры  проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляют девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознают свою связь с коллективом – появилась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Через народные подвижные игры: «Утка», «Надень и попляши», «Голубка» (средний возраст); «Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка и утята» (старший возраст) педагог воспитывала дружеские отношения между мальчиками и девочками, дети овладели нормами полоролевого поведения, повысилась самооценка детей.

. Развитие нравственно-волевых качеств, характерных как для мальчиков, так и для девочек происходит  в состязательных играх: «Кто больше скажет красивых  слов о маме  (папе)?», «Кто больше назовет имен девочек (мальчиков?),  «Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей?», «Кто больше назовет игрушек для девочек (мальчиков)?», «Кто больше назовет художественных произведений о девочках (мальчиках)?», «Кто душевнее споет колыбельную для сына (дочки)?»,  «Кто больше назовёт женских (мужских) профессий?» (средний возраст);  «Кто больше вспомнит женских (мужских) персонажей  литературных произведений?», «Кто больше вспомнит сказок о добрых, заботливых, трудолюбивых героинях и сильных, отважных, выносливых героях?», «Кто вспомнит больше мужских (женских) видов спорта?» «Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений?», «Напиши словесный портрет девочки (мальчика)», «Назови смелую профессию?»  (старший возраст).

Для овладения полоролевым  опытом, ценностями, смыслом, способом поведения  используем символические игры, в которых используются  карточки – символы, выражающие доброту, красоту, смелость и  те ценности, которые определяют и направляют поведение: «Больше всего я люблю...»; «Когда я вырасту я...»; «Когда стану папой я...»; «Мне радостно, когда я...»;  «Если бы я был девочкой» (старший возраст). Опираясь на эту символику,  легко находим эмоциональный отклик в душе ребенка,. Символы мальчиков: свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты и др.), врага (драконы, роботы, монстры, змеи), силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), победы (флаг, крики «ура!»). Символы девочек: материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

       Полоролевое воспитание детей невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.. «

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их полоролевых особенностей оказывают  информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье: «Детские игры - дело серьезное», «Дружеские отношения между мальчиками и девочками в игре. Что нужно делать, чтобы, они возникли?»,

Игровая деятельность является эффективным средством полоролевого воспитания  детей дошкольного возраста, ее систематическое использование способствует   овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, способами  полоролевого поведения, которые помогут им быть успешными в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности и служит становлению психики ребёнка, его...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...