"Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду"
статья по теме

Богомолова Оксана Юрьевна

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровни активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровни активности.

Мы обогащаем  среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными  предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это  развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели.

Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций и поделок.

Необходимы материалы,  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием.

Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Важно иметь   в  группе  большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем, для изготовления творческих поделок.

В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие подготовке к обучению грамоте, овладению математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

Для полной реализации образовательной программы дошкольного образования детского сада в часть, формируемой участниками образовательного процесса, наше дошкольное  учреждение  включило направления развития детей из парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, содержание которой также нашло свое отражение в организации РППС.

В дошкольных группах оборудованы центры безопасности.

В младшем дошкольном возрасте в центре сосредоточены:

Набор транспортных средств,  

Альбомы с иллюстрациями транспортных средств, растений, животных

Альбомы здоровья

Кружки красного, желтого и зелёного цвета, макет пешеходного светофора, набор некоторых дорожных знаков, дидактические игры по дорожной, безопасности, по безопасности дома, книги, атрибуты для сюжетно-ролевых игр

В старшем дошкольном возрасте центр безопасности представлен более разнообразнее. Это: Макет перекрестка, Набор дорожных знаков, Разнообразные альбомы с иллюстрациями (ЗОЖ, спорт, ядовитые растения, лекарственные растения, опасные животные, пожарная безопасность, скорая помощь), Дидактические игры, Игры на решение проблемных ситуаций в доме, в лесу, на улице, в общественных местах, Плакаты по безопасности,

театрализованные игры, Игровой персонаж Стобед, Книга про Стобеда, Игры для обыгрывания ситуаций, Книги, энциклопедии, журналы, Индивидуальные карточки задания.

На территории детского сада имеется дорожный городок с разметками перекрестка, где дети осваивают правила дорожного движения непосредственно на практике.

Также для воспитания безопасного поведения у дошкольников используется уголок леса, где моделируются специальные ситуации по безопасности и правилам поведения в лесу: прогулка в лес, отдых в лесу, в лес по грибы по ягоды и т.д.

Спортивная площадка также обеспечивает реализацию многих задач по основам безопасности и здорового образа жизни: обогащение знаний о спорте, о спортивных снарядах, о значении физкультуры для здоровья и укрепления организма.

В нашем детском саду не первый год организован кружок дополнительного образования "Уроки здоровья" в старшем дошкольном возрасте. Дополнительная программа направлена на формирование у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Практические занятия кружка организуются спортивном зале. Для этих  занятий используется разнообразное спортивное оборудование: мячи разного размера и назначения, кегли, гимнастические палки, скакалки, дуги, коврики, скамейки, шведская стенка, мешочки, мишень, баскетбольная корзина, предметы для ОРУ, маты, мягкие модули, лабиринты и др.

Занятия познавательного характера организовывались в музыкальном зале, в настоящее время мы используем свободное помещение. Для этого организована  обучающая среда: готовится материал для изобразительной деятельности (краски, пластилин, карандаши, мелки, цветная бумага), наглядный материал (плакаты, схемы, модель человека),  а также специально подготовленные презентации или видеоролики по определенной теме на каждое занятие. Для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в кружке, в группе дети  могут найти все необходимое в разных центрах.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, мы  учитываем образовательные потребности, интересы и мотивы детей, психологические основы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...