ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «КАРУСЕЛЬ» театральной деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме

Седельникова Галина Викторовна

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_kruzhka.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Кружковой работы «КАРУСЕЛЬ»

(театральная деятельность с детьми 5-6 лет)

2015 – 2016 учебный год

Руководитель: Седельникова Г. В.                                                                                  

Пояснительная записка

 Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём ни только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.  

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность, такие как дружба, доброта, честность, смелость и другие, помогают раскрепощению и внутренней зажатости.

Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи:

 • формировать и активизировать познавательный интерес детей;

 • создавать условия для совершенствования внимания, памяти;

 • создавать условия для раскрепощения детей и снятия зажатости;

 • создавать условия для развития творческих способностей и коммуникативные навыки;

 • создавать условий для воспитания культуры поведения в театре.

Ожидаемый результат:

 • дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;

 • дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;

 • самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки.

 Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты

Формы работы: индивидуальная, групповая.

 

Формы проведения занятий: 

  • игры
  • инсценировки
  • постановки спектакля
  • рассказ  детей
  • пантомимические этюды и упражнения.

 График проведения занятий: два раза в неделю                                             Максимальный объем образовательной нагрузки: 25мин.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности.

Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия.

В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

 Правило помогающих вопросов. 

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом  помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. 

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Интеграция образовательных областей:

 Социально-коммуникативное развитие

  • использование дидактических и театрализованных  игр;
  • участие в спектаклях, подготовка к ним – это огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке  и после художественного творчества;
  • знакомство с правилами поведения в театральном кружке;
  • ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами;
  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

Познавательное развитие

дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Речевое развитие

  • дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
  • дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, развитие четкой дикция.

Художественно-эстетическое развитие

  • дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля;
  • рисование разными техниками героев или персонажей по сюжету спектакля;
  • изготовление детьми реквизитов к спектаклям, билетов, афиш;
  •  дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

Физическое развитие

использование подвижных-сюжетных игр.

Календарно-перспективное  планирование на 2015-2016 учебный год

Неделя

Тема  занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

ОКТЯБРЬ

1

1) Знакомство с театром «Пока занавес закрыт»

2) Игра: «И я тоже»

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Действия с воображаемыми предметами, беседа

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, быстроты реакции, памяти.

2

3) Кто работает в театре. «Закулисье».

4)  Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Знакомство с правилами поведения в театре.

3

5) Знакомство с варежковым театром

6) Мимика

Самостоятельная игровая деятельность

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

4

7) Сила голоса

8) Знакомство с  пальчиковым театром

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Самостоятельная импровизация детей

Развиваем силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

НОЯБРЬ

1

1) Знакомство с плоскостным шагающим театром

2) Ритмопластика

Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Игра-импровизация «Осенние листья»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

2

3) Пантомима

4) Театральная игра

Артикуляционная  гимнастика; игра «Вьюга»;

 упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Игра-драматизация «Веселые обезьянки»

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость.

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

3

5) Сила голоса и речевое дыхание

6) Культура и техника речи

Ритмопластика

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

«Мыльные пузыри»

«В стране отгадай-ка»

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

4

7) Культура и техника речи

8) Мимика и жесты

«Волшебная корзинка»

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов.

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

ДЕКАБРЬ

1

1) Знакомство с теневым театром

2) Ритмопластика

Театральная игра

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

«Веселая зарядка»

«Дружные зверята»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

2

1) Знакомство со сценарием сказки «Новогодние приключения».

2) Беседа о героях сказки.

 Распределение ролей. Разучивание слов.

Совместная деятельность детей и родителей.

Репетиции сцены

Формировать интерес к выбранному репертуару.

Способствовать развитию интереса к актерскому мастерству; формировать память; активизировать коммуникативные навыки.

3

3) Продолжаем разучивать слова героев

4) Продолжаем разучивать слова героев

Репетиции сцены

Репетиции сцены

Способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха; формировать дисциплину, ответственность.

4

5) Продолжаем разучивать слова героев.

6) Показ сказки: «Новогодние приключения» для детей детского сада.

Генеральная репетиция.

Способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха; формировать дисциплину, ответственность.

ЯНВАРЬ

2

1) Театральные игры

2) Театральные игры 

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

3

1) Знакомство со сценарием сказки «Заюшкина избушка», беседа о героях.

 Распределение ролей.

2) Разучивание слов,

беседа о героях.

Репетиция эпизода сказки (зайчик и лиса).

Репетиция эпизода сказки (зайчик и собака).

Формировать интерес к данной сказке; способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях.

4

1) Продолжаем разучивать слова героев

2) Продолжаем разучивать слова героев

Репетиция эпизода сказки (зайчик и медведя).

Репетиция эпизода сказки (зайчик и петуха).

Формировать интерес к данной сказке; способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях.

5

1) Продолжаем разучивать слова героев

2) Сводная репетиция.

Репетиция сцены с петухом и лисой.

Репетиция со всеми героями вместе

ФЕВРАЛЬ

1

1) Генеральная репетиция

2)  Показ сказки «Заюшкина избушка» для детей младших групп детского сада

Репетиция со всеми героями в костюмах, музыкальным сопровождением

Способствовать развитию актерских навыков; творческих способностей; умению передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами.

Вызывать пол-ые эмоции от игры в театре, формировать желание дарить радость окружающим своей игрой

2

1) Знакомство с  театром из деревянных фигурок.

2) Театральная игра

Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.

«Волшебная палочка и мячик»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами

3

1) Театр кукол-оригами.

2) Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».

Совместная деятельность детей и родителей

Ощутить себя «творцами» кукол

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

4

1) Чувства, эмоции

2) Ритмопластика

Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти: этюд «Кривое зеркало»

Этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими

МАРТ

1

1) Знакомство с театром масок

2) Продолжение самостоятельно инсценировать знакомые сказки

Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк и Семеро козлят»

«Курочка Ряба»

Совместная деятельность детей.

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности.

Формировать память; развивать фантазию; активизировать коммуникативные навыки.

2

1) Демонстрация театра на фланели.

2) Ритмопластика

Сочиняем сказку сами.

Практическая часть.

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

3

1) Инсценировка шуток-малюток

2) Театральная игра

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Практическая часть: «Превращение предмета».

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

4

1) Культура и техника речи

2) Основы театральной культуры

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу».

«Азбука общения».

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение;

Расширяем словарный запас; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами

АПРЕЛЬ

1- 4

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

МАЙ

1-2

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям.

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

3

Экскурсия в кукольный театр в Абакан

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как  работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

Литература :

 1. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.

 2. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин

 4. «Психогимнастика» М. Чистякова

 5. «Театр возможного» А. Буренина

Список литературы для детей:

  1. И. Петров «Веселые превращения».
  2. Чистоговорка “Ах, трава-мурава”.
  3. Э. Мошковская “Вежливые слова”.
  4. Сказка “Колосок”.
  5. Сказка “Теремок”.
  6. Сказка «Волк и семеро козлят».
  7. С. Маршак «Маленькие феи».
  8. Л. Олиферова “Снеговик”.
  9. О. Высотская “Мы слепили снежный ком”.
  10.  Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк».
  11.  А. Барто «Медвежонок Невежа».
  12.  Г.Х. Андерсон «Дюймовочка».
  13.  Чистоговорки:
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Карл у Клары украл кораллы.
  • Ехал Грека через реку                                                                                                       Видит Грека, в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,                                                                                                                    Рак за руку Греку – цап!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Система работы по экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками

Представлена система работы по экспериментированию по каждой возрастной группе дошкольников....

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Из опыта работы "Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития"

В связи с введением в действие ФГОС  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образ...

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »

План работы по самообразованию по теме«Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »...