Рабочая образовательная программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет (младшая группа).
рабочая программа (младшая группа) на тему

Огнева Ольга Владимировна

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_mladshey_gruppy.docx105.13 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена:  

решением педагогического совета

МБДОУ детский сад № 6

ст. Октябрьской

протокол педсовета № 1

«___» августа 2016г.

Заведующий МБДОУ№ 6

__________ Т.И.Манакова

Рабочая образовательная программа

совместной деятельности

педагога с детьми 3-4 лет (младшая группа)

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада  № 6

станицы Октябрьской муниципального

образования Крыловский район

составлена  на основе

основной общеобразовательной программы

дошкольного образования

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Срок реализации программы – 2016-2017 учебный год

Составитель:  Огнева О.В., воспитатель

Оглавление

1.Целевой раздел3

1.1. Пояснительная записка3

1.2. Цели и задачи4

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы5

1.4. Планируемые результаты освоения программы6

1.5.Возрастные особенности детей 3-4 лет7

1.5.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе9

2.Содержательный раздел12

2.1. Содержание образовательного процесса12

   2.2. Организация деятельности детей14

   2.3.Взаимодействие с родителями22

Организационный раздел29

3.1. Режим дня29

    3.2. Планирование образовательно - воспитательной работы30

3.3. Расписания организованной образовательной деятельности по дням недели32

3.4.Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса33

3.5. Игровая деятельность с детьми 34

3.6.Основные компоненты патриотического воспитания детей

35

3.7. Организация развивающей предметно-пространственной среды36

Список литературы  42

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка к рабочей образовательной программе  Младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детский  сад  № 6 станицы Октябрьской  МО Крыловский район

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.

   Рабочая программа создана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ № 6.

Основой для написания образовательной программы  являются следующие нормативно-правовые документы:

  •  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.).
  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"  от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  •  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" ;
  •  Приказ министерства и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N 1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», с изменениями.
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
  • Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ Постановление Правительства РФ 2012 от 25.04.2012 №390.
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
  • Устав МБДОУ № 6.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы.,Т.С.Комаровой.

Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 – 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному,  речевому и художественно – эстетическому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет и направлена наформирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

Данная рабочая  программа разработана в связи с внедрением  ФГОС  в образовательный процесс ДОУ.

Срок реализации программы – 1 год (2016 -2017 учебный год)

1.2. Цели и задачирабочей образовательной программы младшей группы МБДОУ № 6

Целью рабочей программы группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет является

- создание положительного настроения у детей младшего возраста, поддержание стремления к самостоятельности, веры в собственные силы, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач основной общеобразовательной «Программы», с учетом приоритетных направлений данной группы:

  • Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
  • Обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение  элементарными культурно – гигиеническими навыками;
  • Способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр.
  • Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
  • Развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
  • Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;
  • Формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
  • Воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу;

1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

Рабочая программа первой младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Принципы, сформулированные на основе особенностей

Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Целевые  ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития  ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и  обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной  деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими  для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат

ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

 Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода  к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

1.5. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

 В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.

В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:

1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества;

3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии:

– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,

– разнообразием вариантов образовательной среды,

– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;

5)представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.

Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

  • диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной  связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
  • внутренняя оценка, самооценка Организации;
  • внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Программы решает задачи:

  • повышения качества реализации программы дошкольного образования;
  • реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;
  • обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества программы дошкольного образования;
  • задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;
  • создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в  Организации  является оценка качества  психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Организации, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов Организации.

Система оценки качества дошкольного образования:

– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;

– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;

– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;

– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации,  как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание образовательного процесса

  • Виды деятельности по образовательным областям.
  • Цель и задачи по областям.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Физическое развитие

 Цель:

формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности вдвигательной активности и физическом совершенствовании.

 

Утренняя гимнастика

Подвижные игры, спортивные игры, специально-организованная и самостоятельная деятельность

Культурно-гигиенические навыки, прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия

Познавательное  развитие

 Цель: развитие познавательных интересов,стимулирующих интеллектуальное развитие детей:

- сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

 

Сенсорное развитие, развивающие и дидактические игры, формирование математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим

Речевое развитие

 

Цель: - развитие всех компонентов устной речи детей;

-развитие звуковой культуры речи

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 Работа по развитию речи, свободное общение со взрослыми и сверстниками в течение дня

Чтение художественной литературы и творческая деятельность по её результатам

 

 

Художественно-эстетическое развитие

  Цель: формирование интереса к  эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству

-развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

 

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, просмотр иллюстраций к детским книгам

Праздники, развлечения, музыкальное творчество

Социально-коммуникативное

развитие

Цель:

-освоение  первоначальных представлений социального характера, включение  детей в систему социальных отношений:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со     сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу

-овладение конструктивными способами, средствами

взаимодействия с окружающими людьми:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

-развивать уважение к труду взрослых, сверстников

-формировать умения по самообслуживанию

 Основы безопасности жизнедеятельности

Наблюдения, игры, ситуации, беседы, чтение художественной литературы

Нравственное воспитание

Приобщение к правилам и нормам поведения в обществе,

чтение художественной литературы, ситуации, возникающие в процессе свободного общения совзрослыми и сверстниками

Толерантность

Трудовое воспитание

Наблюдения за трудом взрослых, элементарный бытовой труд, самообслуживание

2.2. Организация деятельности детей

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом личностно-ориентированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

групповые и подгрупповые занятия,

праздники,

развлечения,

тематические дни,

недели творчества,

дидактические игры,

выставки рисунков и поделок,

создание книг – самоделок и пр.

 

Перспективное планированиеобразовательно-воспитательной работы

2016 – 2017учебный год

  № п/п

Месяц

Тема недели

Основные

задачи

Мероприятия

 1.

Сентябрь

1-я неделя

«До свидания, лето, здравствуй, детский сад!»

 Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка

 1 сентября-День знаний (общий праздник)

 

  

 

Кукольный театр «Колобок»

Выставка любимых книг

2-я неделя

«Водичка, водичка,

умой мое личико…»

Знакомство с туалетными принадлежностями.

Формирование КГН

3-я неделя

«Любимые сказки»

Закреплять умение слушать сказку.

Участвовать в рассказывании. Вызвать желание участвовать в инсценировке.

4-я неделя

«Кто заботится о нас в детском саду»

Формировать представления детей о работниках детского сада.

-Развивать речевые навыки детей.

-Воспитывать уважение к тем, кто заботится о детях в детском саду.

 2.

 

Октябрь

1-я неделя

«Мои любимые игрушки»

Знакомство с игрушками  в групповой комнате (рассматривание игрушек контрастных по размеру, по форме и цвету, по назначению). Чтение стихов А. Барто «Игрушки». Создание игровых ситуаций, знакомство с правилами поведения во время игр в детском саду.

Инсценировка сказки «Репка»

2-я неделя

«Осень в гости к нам пришла»

Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками

Конкурс поделок из природного материала (совместно с родителями)

3-я неделя

«Овощи на грядке»

Продолжаем расширять представление детей об овощах и фруктах. Развиваем умения способам  их обследования. Продолжаем  формировать желание определять и называть (форму, цвет, вкус).

 

  Игры-инсценировки

«Варим борщ»

«Варим компот»

 

Выставка детских рисунков «Фрукты»

 

4-я неделя

«Фрукты в саду».

 3.

Ноябрь

1-я неделя

«Моя семья»

Формировать представление о семье, о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.). Закрепление знаний детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей.

Рассматривание фотографий своей семьи

Проект «Генеалогическое  дерево»

2-я неделя

«Дом, в котором я живу»

Формировать обобщенное понятие - дом (квартира) Побуждать детей поддерживать уютную атмосферу в своем доме. Объяснить понятие «Мой дом- моя крепость»

3-я неделя

«Новоселье»

(мебель)

Знакомство детей с обобщающим понятием «Мебель». Классификация предметов мебели по форме, цвету, величине. Деление мебели по назначению

Инсценировка сказки «Три медведя»

4-я неделя

«Моя мама лучше всех» (День Матери)

Знакомство детей с

Фотовыставка ко Дню матери

Развлечение «В гостях у бабушке»

4.

Декабрь

1-я неделя

«Зима»

Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками

Конкурс совместных поделок родителей с детьми «Снеговик»

(нетрадиционные техники)

2- неделя

«Знакомство со снегом»

Формировать представления о том, что такое снег, путем экспериментирования.

Игры-эксперименирования

3-4-я неделя

Новый год

Приобщение детей к праздничной культуре (традиции новогоднего праздника). Подготовка к празднику новогодней елки, разучивание стихов, песен

Новогодний утренник  «В гостях у сказки»

5.

Январь

3-я неделя

«Зимние забавы»

Формировать представления о развлечениях зимой.

Дать понятия о безопасности.

Побуждать детей к активному времяпровождению.

Фотовыставка

«Снежная зима»

4-я неделя

«Дикие животные»

Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных; узнавать и называть детенышей. Воспитывать любовь к животному миру.

Выставка детских работ из пластилина

 6.

Февраль

1-я неделя

«Домашние животные»

Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни домашних животных. Учить устанавливать простейшие связи между человеком и животными; узнавать и называть детенышей. Воспитывать любовь к животному миру.

Инсценировка сказки

«Семеро козлят»

2-я неделя

«Домашние птицы»

Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни домашних птиц. Учить устанавливать простейшие связи между человеком и птицами; узнавать и называть детенышей. Воспитывать любовь к животному миру.

Игры-забавы

3-я неделя

«Зима. Зимующие птицы»

Формировать обобщенное представление о времени года.

Развивать интерес к зимующим птицам. Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида птиц.

Изготовление простейших кормушек

4-я неделя

«23 февраля»

Развивать чувство уважения к папам, отражать значимость их в семье.

 23 февраля

Изготовление открыток для пап

 7.

Март

1 неделя

«8 марта»

Развивать  добрые, нежные чувства    и уважение к маме за заботу.

Вызвать желание порадовать маму подарком, сделанным своими руками.

 

Праздничный концерт ко Дню 8 марта

Изготовление подделок для мам(по шаблону воспитателя)

2-я неделя

«Весна»

Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками

Хороводные игры

3-я неделя

«Вода»

Знакомство со свойствами воды путем игр-экспериментов.

Экспериментирование  с водой

4-я неделя

«Растения»

Формировать представления о цветах. Дать понятия о структуре растения, о потребностях.

Акция  «Сажаем семена цветущих растений на рассаду для нашей клумбы»

 8.

Апрель

1-я неделя

«Деревья»

Формировать представления о деревьях, о частях, о значении в мире природы.

Наблюдения за пробуждением деревьев.

Эксперименты с веточками.

2-я неделя

«Ветер»

Знакомство с понятием-ветер путем экспериментирования.

Игры с султанчиками.

Дыхательные упражнения.

3-я неделя

«Космос»

Знакомство с небом, солнцем,луной, звездами.

Формировать элементарные представления о космосе.

 

 Коллективная художественно-творческая работа

 

4-я неделя

«Транспорт»

Формировать обобщенное представление о транспорте. Роль транспорта в жизни человека.

Совместно с родителями составления маршрута движения от дома до детского сада.

9.

Май

1-я неделя

«Одежда»

Знакомить детей с предметами одежды, правильно их называть, закрепить понятие «одежда»;

расширять и активизировать словарь существительными - названиями одежды.  Развивать умение разделять одежду для улицы и для дома. Воспитывать аккуратность и опрятность в одежде.

Выставка детских работ.

2-я неделя

«Народная игрушка»

Формировать представления о народном творчестве.

Знакомство с дымковской игрушкой.

Изготовление альбома о народных промыслах (при помощи родителей)

3-я неделя

«Насекомые»

Развивать умение правильно называть стрекозу, майского жука, божью коровку, бабочку.

Составление альбома наблюдений за насекомыми на участке.

4-я неделя

«Здравствуй, лето красное!»

Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками

Музыкально – досуговое развлечение «Здравствуй лето»

 

 2.3. Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Тема

Наглядная информация

Индивидуальная работа

1.

Совместная подготовка к учебному году.

«Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Адаптация», «Учите и читайте вместе с нами», «Работа по программе «От рождения до школы», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники»,

« Объявления!» и т.д.

Беседы по адаптации, Советы специалистов по адаптации, Игры в группе: «Ребёнок - родитель - воспитатель», Обновление группового инвентаря, участка.

2.

Родительское собрание «Приятно познакомиться!»

Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов), Информационный плакат (для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома). «Как воспитывать самостоятельность?!», «Я сам!», «Алгоритм одевания, умывания!»

Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы), Вопросник: «Мой ребёнок, какой он!?»,

Октябрь

1.

День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

«Способы изготовления кормушек», стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой» «Мы любим природу!» (Приметы, признаки осени)

Беседа «Совместный труд», Развешивание кормушек для зимующих птиц.

2

Консультация «Девиз группы : выполнение желаний детей, родителей, педагогов!»

« Кризис 3 лет», логопед: «Артикуляционная гимнастика», воспитатели: «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!», т. Д

Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!»,

3.

Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!»

Советы по оформлению семейного фото.

4.

Изовыставка в рубрике «Домашние зарисовки» + персональные выставки в течение года!

Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома. Тема: «Рисуем вместе!», Папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте.

Советы, Предложения,

Ноябрь

1.

Совместная подготовка группы к зиме.

«Как беречь здоровье!», «Профилактика гриппа!», папка с советами родителей друг другу на медицинскую тему.

Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.

2.

Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!»

Фотовыставка Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Играем дома!»

Советы по оформлению семейного фото.

3.

Консультация- практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!»

Сбор – отчёт домашних развивающих игр, выставка групповых настольно - развивающих игр, в соответствии с возрастом, программой, оформлением. Организация пункта обмена играми для игры дома!

Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающую игру («Отгадай кто, соединив цифры», «Лабиринт», «Закрась по цифрам и отгадай!»), Советы по играм.

4.

Проект «Умные игры»

«Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!», « Рекомендации по привлечению детей в игру!» (игровые действия)

Помощь – совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.

Декабрь

1.

Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем!»

Организация фотовыставки, Перечень – рекомендация: «Умные игры» для дома!

Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями в детском саду, обмен играми.

2.

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

«Приглашение к совместной деятельности от детей группы!» «Какие бывают снежинки!» «Творческий подход к делу!», благодарности. Выставка снежинок,

Приобретение и изготовление в группу украшений. Советы по изготовлению родителей с детьми снежинок.

3.

Совместно проведённый праздник Зимы!

«Как дарить подарки!», «Чтобы было всем весело!» «Новогодние костюмы»

Предложения участия, чтения стихов, советы по костюмам. Изготовление подарков с детьми для родителей.

Январь

1.

День добрых дел «Снежные постройки!»

«Каким бывает снеговик!?», «Лепим из снега!», «Пословицы и поговорки о зиме», «Зимние стихи»

Советы по изготовлению построек, горки, использовании орудий труда, договорённость о сборе родителей.

2.

Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!»

Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!)

Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером.

3.

Родительское собрание «Речь младшего дошкольника»

«Читаем всей семьёй!», «Воспитание художественной литературой!», «Дети экрана!», «Методика обучения пересказу», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи!», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет».

Беседы и советы по теме. Анкета: «Что и как читаем дома?», «Музыкальный киоск» (пение и обыгрывание дама песенок со звукоподражанием, и т. д. по программе)

Февраль

1.

Изовыставка в рубрике «Домашние зарисовки»

Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка» Папка: «Использование в изобразительной деятельности с детьми разных материалов: ткань, нитки, картон, вата и т. Д.»

Советы по работе с нетрадиционными материалами, показ образцов, оформлению.

2.

Фотогазета «Самый лучший папа мой!»

Организация фотовыставки с рассказами о папах! (Оформление детскими рисунками)

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап.

3.

Консультация- практикум «Физкультура – ура!»

«Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома!», «Пассивные курильщики!» «Массажи», «Бережём здоровье детей вместе!», «Игры с мячом!»

Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование « Дружите ли Вы с физкультурой!»

4.

Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!»

Приглашение от детей и воспитателей на развлечение.

Рекомендации по спортивной одежде, разучиванию с детьми стихов, отработке упражнений с мячом.

Март

1.

Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!»

Организация фотовыставки с рассказами о мамах! (Оформление детскими рисунками)

Сбор фоторассказов их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам.

2.

Совместно проведённый весенний праздник

«Весенние стихи», «Музыка в помощи иммунитету!», «Как уберечься от ОРЗ!», «Приметы и пословицы о весне»

Заучивание стихов, советы по оздоровлению.

3.

Родительский клуб с участием воспитателей «Маленькие драчуны»

Приглашение – объявление на чай и беседу! «Наказание и поощрение!» «Согласие между родителями – это важно!» «Как решить спор!»

Советы специалиста, обмен мнениями, решение проблемных ситуаций в группе.

4.

Совместное создание в группе огорода

«Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!», «Стихи о растениях», Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!»

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Апрель

1.

Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

Оформление выставки рисунков – игр, данных воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах

Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах.

2.

День добрых дел «Выносной материал»

«Новая жизнь бросового материала» «Что нам нужно на улицу!» «Спортинвентарь»

Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по использованию.

Май

1.

Организация выставки – поздравления к Дню Победы!

Выставка «Звезда памяти», Информационные файлы «Мои родные защищали Родину!»

Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений,

2.

Родительское собрание «Успехи  младшей группы!»

« Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!» «Музыкальный киоск» (на лето), «Летний санитарный бюллетень».

Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде, оформлению портфолио, анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей, понятна, важна была ли информация, новые мероприятия в план)

3.

Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» (воспитатели, медработник)

Информационная папка « Прогулка – это важно!», «Активный отдых, это как?!», «Игры на природе!»

Советы, предложения, рекомендации врача

4.

Подготовка участка к летнему периоду

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Советы по оформлению фоторепортажа, покраска предметов участка, клумбы, песок

 

3.Организационный раздел

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

 3.1.Режим дня  младшей группы

Холодный период года.  Режим работы 10,5 часов

  

Режимные моменты

Время

Прием детей на улице, взаимодействие с родителями,  игры, утренняя гимнастика

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.50

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности

8.50-9.00

Непосредственная образовательная деятельность

9.00-9.15

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд, индивидуальная работа воспитателя)

9.15-11.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.10-11.30

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

Подъем, гимнастика после сна

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.45

Непосредственная образовательная деятельность

15.45-16.00

( пятница - физическая культура на воздухе 10.35-10.50)

Подготовка к прогулке, прогулка, игры на участке, взаимодействие с родителями, уход детей домой

16.00-18.00

Режим  младшей группы на теплый период

Режим работы 10,5 часов

Режимные моменты

Младшая группа

Прием детей на улице, взаимодействие с родителями,  игры, утренняя гимнастика

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак

8.20-8.50

Подготовка к прогулке

8.50-9.00

Прогулка, непосредственная образовательная деятельность на участке, игры, наблюдение, труд, индивидуальная работа воспитателя

9.00-11.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.10-11.30

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

Подъем, гимнастика после сна

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.45

Самостоятельная деятельность , индивидуальная работа воспитателя,  игры, труд

15.45-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры на участке, взаимодействие с родителями, уход детей домой

16.00-18.00

3.2.Планирование образовательно-воспитательной работы

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на воздухе

1 раз в неделю

Ознакомление с окружающим миром

1 раз в неделю

 

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Формирование элементарных математических

1 раз в неделю

Развитие речи

1 раз в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в две недели

Аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Первая младшая группа

Кол-во НОД

Образовательная область

неделя

месяц

год

1

Физическое развитие

Физическая культура

3

12

108

2.

Социально-коммуникативное развитие:

3.

Речевое развитие

Развитие речи

1

4

36

4.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Аппликация

Рисование

Музыка

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1

2

2

2

4

8

18

18

36

72

5.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с природой -1 раз в 4 недели)

Формирование элементарных математических представлений

1

1

4

4

36

36

Итого:

10

40

360

3.3. Расписания организованной образовательной деятельности по дням недели

Дни недели

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Понедельник

1.Ознакомление
с окружающим
миром.

9.00-9.15

2.        Музыка

15.45.-16.00

1.Ознакомление
с природой

9.00-9.15

2.        Музыка

15.45.-16.00

1.Ознакомление
с окружающим
миром.

9.00-9.15

2.        Музыка

15.45.-16.00

1.Ознакомление
с окружающим
миром.

9.00-9.15

2.        Музыка

15.45.-16.00

Вторник

1. Формирование элементарных математических представлений.

9.00-9.15

2.Физическая

культура.

15.45-16.00

1. Формирование элементарных математических представлений.

9.00-9.15

2.Физическая

культура.

15.45-16.00

1. Формирование элементарных математических представлений.

9.00-9.15

2.Физическая

культура.

15.45-16.00

1. Формирование элементарных математических представлений.

9.00-9.15

2.Физическая

культура.

15.45-16.00

Среда

1.        Развитие речи.

9.00-9.15

2.        Физическая
культура.

15.45-16.00

1.        Развитие речи.

9.00-9.15

2.        Физическая
культура.

15.45-16.00

1.        Развитие речи.

9.00-9.15

2.        Физическая
культура.

15.45-16.00

1.        Развитие речи.

9.00-9.15

2.        Физическая
культура.

15.45-16.00

Четверг

1.        Лепка.

9.00-9.15

2.        Музыка.

15.45.16.00

1. Аппликация

9.00-9.15

2.        Музыка.

15.45.16.00

1. Лепка

9.00-9.15

2.        Музыка.

15.45.16.00

1. Аппликация

9.00-9.15

2.        Музыка.

15.45.16.00

Пятница

1.Рисование

9.00-9.15

2.Физическая

культура на воздухе.

10.35.-10.50

1.Рисование

9.00-9.15

2.Физическая

культура на воздухе.

10.35.-10.50

1.Рисование

9.00-9.15

2.Физическая

культура на воздухе.

10.35.-10.50

1.Рисование

9.00-9.15

2.Физическая

культура на воздухе.

10.35.-10.50

 3.4.Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса

 

Содержание

Срок  исполнения

Ответственный

1

Прием детей на свежем воздухе

Теплое время – ежедневно

Воспитатели        

2

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Воспитатели

Инструктор по ФК

3

Физкультурное  на свежем воздухе

1 раз в неделю

Воспитатели

Инструктор по ФК

4

Физкультминутки на НОД

3 – 5  раз в день

Воспитатели

5

Двигательная  активность на прогулке

2  раза в день

Воспитатели

6

Спортивные праздники

2 раза в год

Инструктор по ФК

Музыкальный руководитель

7

Гимнастика после дневного сна (побудка)

1 раз в день

Воспитатели

8

Физкультурные досуги

1 раз в  месяц

Инструктор по ФК

Музыкальный руководитель        

9

Подвижные, спортивные  игры

5- 6  раз в день

Инструктор по ФК

Воспитатели

10

Закаливающие  процедуры

Ежедневно

Воспитатели

Медсестра

 3.5. Игровая деятельность с детьми

Классификация  игр  детей дошкольного  возраста

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

  • Игры-эксперементирования
  • С природными объектами;
  • с игрушками

Сюжетные самодеятельные игры:

  • Сюжетно-ролевые;
  • режиссерские;
  • театрализованные
  • Обучающие игры:
  • Сюжетно-дидактические;
  • дидактические;
  • подвижные;
  • музыкально-дидактические;
  • Досуговые игры:
  • Интеллектуальные;
  • игры-забавы, развлечения;
  • театрализованные;
  • празднично-карнавальные;
  • компьютерные

  • Обрядовые игры:
  • Семейные
  • сезонные;

  • Досуговые игры:
  • Игрища;
  • игры-забавы

Основные методы ,позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром

Методы, повышающие познавательную активность

Методы, вызывающие эмоциональную активность

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

Методы коррекции и уточнения детских представлений

  • Элементарный анализ;
  • сравнение по контрасту , подобию  и сходству;
  • группировка и классификация;
  • моделирование и конструирование;
  • вопрос-ответ;
  • приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
  • Придумывание сказок и рассказов;
  • воображаемые ситуации;
  • игры – драматизации;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны;
  • сочетание разнообразных средств на одном занятии.
  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности;
  • перспективное планирование;
  • перспектива направленная на последующую деятельность;
  • беседа
  • Повторение;
  • наблюдение;
  • экспериментирование;
  • беседа;
  • создание проблемных ситуаций

3.6.Основные компоненты патриотического воспитания детей

Содержательный

(представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально- побудительный

(эмоционально – положительные чувства  ребенка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

  • Культура народов Краснодарского края, его традиции, народное творчество;
  • природа родного края и страны, деятельность человека в природе;
  • История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках.
  • Геральдика страны , города   Краснодара, станицы Крыловской
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • интерес к жизни родного города и страны;
  • гордость за достижения своей страны;
  • уважение к культуре и традициям народа, к  историческому  прошлому;
  • восхищение народным творчеством;
  • любовь к родной природе;
  • уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
  • Труд;
  • игра;
  • продуктивная деятельность;
  • музыкальная деятельность;
  • познавательная

 3.7. Организация развивающей предметно-пространственной среды (центры деятельности)

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В группе  имеются центры детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: центр художественной литературы, центр двигательной активности, центр развивающих игр, центр конструирования, центр воды и песка, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр  сюжетно-ролевых игр,  центр творчества, центр «Изобразительное искусство», центр трудовой деятельности.

Созданы условия для удовлетворения двигательной активности детей: сухой бассейн, физкультурный уголок, оснащённый лестницами для лазания, мячами, дугами, досками для ходьбы, дорожками с ладошками и ступнями, мячами для прыгания, кольцебросами, спортивными играми: мячами, обручами. Есть игровой материал для сюжетно-ролевых игр: кухня, кухонные уголки, мягкая мебель, парикмахерская, аптека,  магазин, книжный уголок, , тележки, уголок ряжения, театр с различными видами: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, предусмотрены уголки ряжения для обыгрывания сказок, инсценировок, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр,  уголок природы с комнатными растениями, стол для игр с песком и водой, уголки для творчества, развивающие игры: блоки Дьёнеша, палочки Кьизенера, лабиринты, пазлы, настольные игры.  Имеется магнитофон с аудиозаписями, которые используются при проведении деятельности, создания музыкального фона. В достаточном количестве материал для продуктивной деятельности и познавательной деятельности в соответствии с возрастом. Предусмотрены игрушки, которые используются на прогулках, спортивные игры, место для хранения их в сарае.

В группе созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность по всем продуктивным видам деятельности проходят в группе. В группе оформлен уголок творчества, где имеются репродукции картин художников, детские рисунки , образцы для рисования, материалы для лепки, рисования, аппликации, фломастеры, цветные мелки. В оформлении фойе, вестибюлей использованы детские работы. Имеются две выставки  детских работ «Вот такие мы художники!» в раздевальной комнате и в фойе. В методическом кабинете имеет подбор демонстрационного материала по ознакомлению с искусством, образцы работ, методическая литература с конспектами образовательной деятельности.

Для конструктивной деятельности группа оснащена различными видами конструктора: деревянными, пластмассовыми, металлическими, «Лего», пазлы, имеются различные виды мозаики, изготовлены различные образцы и схемы.

В интерьере группы использованы поделки, изготовленные детьми, совместно с взрослыми. В методическом кабинете имеет конструктор для образовательной деятельности, схемы, образцы построек, демонстрационный материал по изготовлению  поделок из природного и бросового материала.

В ДОУ созданы все условия для развития экологической культуры детей. Имеется экологическая тропа на участке. В фойе висит схема прохождения экологической тропы, прилагается методический материал для неё. В методическом кабинете есть необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия,  дидактические игры, муляжи, иллюстративный материал, художественная и познавательная литература. В группе есть уголок природы, собраны коллекции, гербарии. На участках ДОУ имеются огороды, клумбы, рабатки с цветами, уголок сада, леса, луга.

Для развития естественнонаучных представлений у детей в группе имеются материалы для простейших опытов. В методкабинете имеется проектор, микроскопы, лупы, колбы, магниты, ракушки, поделки из различных материалов, художественная и подобраны различные познавательные энциклопедии, знакомящие детей с техникой, историей, культурой, бытом, техническими достижениями человека.

Для ознакомления с правилами дорожного движения в детском саду сделана разметка вокруг детского сада. В группе имеется уголок по правилам дорожного движения, представленные настольными печатными играми, машинами, дорожными знаками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

В группе оформлен речевой уголок, уголок книги, имеется богатый подбор сюжетных картин, дидактических, словесных игр, художественной литературы, схем для развития связной речи, материал для развития грамматически правильной речи, обогащения словаря,  картины с последовательно развивающимся сюжетом

ДОУ  самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

Спальня

Дневной сон

Гимнастика после сна

  • Спальная мебель

Приемная

Информационно – просветительская работа с родителями

Самообслуживание

  • Информационный уголок
  • Выставки детского творчества
  • Наглядно – информационный материал

Групповая комната

  • Сенсорное развитие
  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Самообслуживание
  • Трудовая деятельность
  • Самостоятельная творческая деятельность
  • Ознакомление с природой, труд в природе
  • Игровая деятельность
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
  • Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Календарь погоды
  • Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
  • Магнитофон, аудиозаписи
  • Детская мебель для практической деятельности

Книжный уголок

  • Уголок для изобразительной детской деятельности
  • Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,
  • Природный уголок
  • Конструкторы различных видов
  • Мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
  • Развивающие игры по математике, логике
  • Различные виды театров
  • Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики

Предметно-развивающая среда (формируемая часть)

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Список литературы

1.Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Младшая группа/В.В.Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др.- М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-160с.

2. Комарова Т.С.

Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа.-М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112с.

3.Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду.Младшая группа-М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.

4. Дыбина О.В.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа.- М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-80с.

5.Соломенникова О.А.

Ознакомление с природой в детском саду:Младшая группа- М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.

6.Помораева И.А., Позина В.А.

Формирование элементарных математических представлений: младшая группа. - М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.

7. К.Ю. Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.

8. Л.И.Пензулаева «Физическая культура» Младшая группа (Методика, Содержание работы, занятия в летнее время, наглядный материал) Диск Соответствует ФГОС

9. «Ты, Кубань, ты наша Родина» Т.И.Хлопова Краснодар 2004г.

10.Дошкольное образование Краснодарского края: Взаимодействие детского сада и семьи. Краснодар 2008 г. Под общей               редакцией В.А.Марковой

11. Н.Михайленко, Н.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» Москва Линка-пресс 2009 г.

12. О.В.Пастюк, А.Н.Фролова «Организация экспериментальной площадки в ДОУ» Творческий центр Москва 2007 г.

13.О.Л.Зверева, Т.В.Кротова   «Общение педагога с родителями в ДОУ» Творческий центр Москва2005 г.

14.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников  Издательство Мозаика-синтез Москва 2014 г.

15.С.В.Глебова    Детский сад – семья: аспекты взаимодействия (практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей) Воронеж 2007 г.

16. Е.И.Асташина «Лучшие игры для детей 3 – 7 лет ИД «Владис» 2008г

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Рабочая программа для 2 младшей группы  МАДОУ детский сад «Тополек» с.Емаши. разработанная в соответствии с ООП ДО и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» А...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4года, вторая младшая группа на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2016 года (ФГОС)...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3– 4 лет (младшая группа, общеобразовательной направленности) на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми  3– 4 лет (младшая группа, общеобразовательной направленности) на 2015 – 2016 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа

составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, образовательной программы МБДОУ №9 г. Шахты ...