Доклад о семье
материал (подготовительная группа) на тему

Зеликова Алла Ивановна

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_seme.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ»

Семья - это та первичная среда, где человек должен учится творить добро.

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей.

Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.

Василий Александрович Сухомлинский

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

• Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

• Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.

• Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

• Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьёй. Мы, педагоги, осознаем объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, осваиваем новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнёрских взаимоотношений.

В современных условиях получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией .

Решение задач организации взаимодействия детского сада и семьи, представленных в ФГОС дошкольного образования, в условиях невысокого воспитательного потенциала семьи предполагает, что ДОУ должно выступать инстанцией развития не только воспитанников, но и их родителей.

А сможем это сделать мы, лишь построив четкую

 систему взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса учреждения, построенной на основе идеи общественного договора, социального партнёрства. Для решения задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребёнка и ДОУ последовательно, шаг за шагом.

«Партнёрство» - это деление на равные доли участия взаимоотношений ДОУ и семьи в интересах развития ребёнка. Следует помнить, что любое взаимодействие предлагает взаимное воздействие, активность и обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей участников общего процесса.

Построение партнёрских отношений между основными агентами воспитания детей (социумом, семьёй и образовательной организацией) – длительный и сложный процесс, который связан с происхождением обязательных этапов, когда происходит изменение установок у родителей и педагогов.

Каждая дошкольная образовательная организация, воспитатели-педагоги разработают, выбирают свои этапы партнёрства с семьёй. Я хочу рассказать о своих партнёрских отношениях с родителями наших воспитанников.

Расскажу о группе, которую выпустили в школу в прошлом году.

Мы выстраивали воспитательно- образовательную работу с детьми, используя технологию проектной деятельности. А именно, в старшей группе мы проводили проект «Краеведение»

Работа по краеведению ведется в группе систематически, целенаправленно, на протяжении всего пребывания воспитанников в детском саду. Начиная с раздевалки, где расположена фотовыставка "Край родной на век любимый", отображена наша экскурсия в Юсуповский парк и в центр нашего поселка. Только путешествуя, только знакомясь воочию с родными местами можно научиться любить то место, где ты родился и вырос.

        В групповой, вместе с детьми и их семьями, мы создали мини музей "Преданье старины глубокой". В нем представлены семейные реликвии, вещи имеющие ценность для той или иной семьи, хранящие в себе память и времени, и события.

        Реликвией семьи Кирилла Вербенко является медный самовар. Это старинная вещь восемнадцатого века, имеет медали. Самовар - фамильная ценность, передается в семье от отца к сыну, от деда к внуку. Сколько поколений Вербенко пили чай из этого самовара знает лишь только этот старинный медный раритет. А нынешние владельцы, как рассказывает Кирилл, пьют из него душистый травяной чай. Особенно нравится разжигать угли летом, когда вся большая и дружная семья выезжает на природу, заваривают травы и угощают всех друзей ароматным чаем.

        Фамильная ценность семьи Качуровой Лизы - кувшин расписанный хохломской росписью. Как рассказывает бабушка Лизы, этот кувшин достался от ее мамы, а той от ее мамы. Пра-пра дедушка обменял его на Нижегородской ярмарке на кусок сала. В кувшин наливали квас, позже компот, теперь он треснул от времени, но в семье бережно хранится как фамильная ценность.

        Старенький фонарик принес в наш музей Денис Астапов. Этому фонарику много лет. Денису его передал дедушка Вячеслав Алексеевич. С этим фонариком он ходил в школу. Живет дед в селе Центральное, а в школу приходилось ходить с сахарный завод, а это несколько километров по бездорожью. Это сейчас в селе повсюду проложена  тротуарная плитка. Село Центральное является признанной зоной отдыха "Зеленая Дубрава" , внесено в туристическую карту области, является излюбленным местом отдыха всех жителей района и области. А тогда неосвещенные улицы, грязь на дорогах и как раз фонарик не раз выручал деда и его товарищей. Пусть он не такой старинный и возможно не представляет собой культурной ценности, но это очень дорогая вещь для деда Дениса.

        Уникальные вышивки нам любезно представила семья Ксении Атамась. Эти вещи вышиты умелыми руками прабабушки Ксюши. Рушники, скатерти, подзоры она с любовью вышивала для приданного своей дочери Натальи Ивановны - бабушки Ксюши. В семье бережно хранятся вышивки. Наталья Ивановна передала их свои дочерям Елене и Антонине, а те с гордостью показывают своим дочерям Ксюше и Даше. У девочек есть уникальная возможность познакомиться с народным промыслом нашего края - вышивкой на примере работ их прабабушки, которая жива, проживает в селе Васильевка, у которой можно погостить, послушать ее рассказы. А еще в семье хранится старинный утюг, гладить которым можно было только наложив в него углей. Утюг очень тяжелый, старый, но сколько о нем может рассказать все та же прабабушка! И старенькую, потемневшую от времени кринку для молока, бережно сохранили в семье Ксюши. Это сейчас мы пьем молоко из пакетов и бутылок, а много лет назад хозяйки, подоив корову, разливали молоко в кринки, хранили в подвалах.

        Старинный сундучок для инструментов от семьи Кирилла Вербенко, замок от семьи Здоровцова Артема, старенькая керосиновая лампа от семьи Ксении Атамась, книги от семьи Геневец Алены. самотканые дорожки, коврики - все это экспонаты нашего мини музея, бережно хранящиеся в семьях, передаваемые их поколение в поколение.

        Удивительная возможность для нас, наших детей прикоснуться к истории нашего края, к традициям семьи.

        Куклы -обереги, сделанными нашими детьми на одном из занятий, так же приобщают детей к истории нашнго народа, нашего края.

        Глобус, кукла - богатырь, герб Ракитянского района, герб России, портреты Президента РФ, Губернатора Белгородской области, Главы Администрации Ракитянского района, флаги России, книги Белгородских авторов, лэпбук "Край мой Ракитянский", накопленный методический материал о родном крае (разработки конспектов занятий, родительских собраний, памяток для родителей, сказка "Ракиты, милые ракиты", сочиненная совместно с детьми), накопительные папки: "Традиции Ракитянской семьи", "Ракитянская семья - гордость моя", "Край мой Ракитянский" - материал накопленный в группе не за один год. Все это помогает приобщить детей к народным истокам, помогает прививать любовь к родному краю, к своей мало Родине.

В подготовительной группе мы провели долгосрочный проект «Дошкольник 2016». Реализуя этот проект, при непосредственной помощи и поддержке родителей , были созданы «Визитные карточки» детей, собраны портфолио, дети участвовали в конкурсе эрудитов, ну и ,конечно , «изюминкой» проекта стали «Театральные миниатюры». Вот сценарии некоторых из них:

"Прабабушке посвящается"

Конкурс "Театральная миниатюра"

Декорации: бинты, развешенные на веревке, табуреты, рация, алюминиевая кружка, еловые ветки.

На фоне музыки "Журавли"

(имитация военного госпиталя6раненые бойцы лежат, сидят, полулежат)

Связист (сидит на стуле, на голове наушники, в руках рация):

Алло, Юпитер? Я - Алмаз,

Почти совсем не слышно вас,

Мы с боем заняли село.

А как у вас? Алло? Алло!

Медсестра (перевязывает раненого, сидящего рядом, он стонет):

Что вы ревете как медведь?

Пустяк, осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка.

Подходит к сидящему тут же раненому, дает ему попить из кружки, другому раненому вытирает лоб, у третьего проверяет повязку...

Медсестра делает два шага вперед, как будто шагнула в нынешнее время и на фоне музыки "Поклонимся великим тем годам" читает:

Отшумела гроза, отгремели бои,

Но моя прабабушка седая,

(подходит к сидящей прабабушке, раненые встают, берут заранее приготовленные цветы, выстраиваются рядом с прабабушкой)

Такая милая, родная,

Со мной играет, приголубит,

Но вспоминать она не любит,

Как воевала на войне,

Вздохнет и скажет мне:

_ Всего дороже МИР и ДЕТИ!

А в день Победы на рассвете,

Свои достанет ордена,

Слезу рукой смахнет она,

Наденет праздничные наряд

 И с ней идем мы на парад!

Идет тихонечко она,

С палочкой, болит спина.

Горят на солнце ордена!

Всех ветеранов чтит страна,

За то, что защитили Русь!

Горжусь прабабушкой,

Горжусь!!!

(все дарят цветы прабабушке, говоря "Спасибо");

"Дети войны"

"Театральная миниатюра"

Под музыку "Дети войны" выходят 4 ребенка ,одетые в стиле военных лет.

Вадим - грызет сухарь;

Лиза - пеленает куклу;

Лиза Н. - играет с мишкой с оторванной лапой;

Артем - рисует на обрывке газеты;

Артем встает, выходит вперед:

- Ребята, а давайте помечтаем! Настанет же и такое время, когда не будут рваться снаряды, не будут свистеть пули, не надо будет прятаться!

(Дети медленно встают и подходят к нему)

Лиза: Мы верим, что настанет час!

          Нам потерпеть лишь только нужно.

Вадим: Придет желанный день для нас!

             Мы будем жизнью наслаждаться.

Лиза: Учиться, радостно играть,

          Мы будем весело смеяться!

Артем: А давайте все это нарисуем!

Звучит песня "Солнечный круг" дети под ее мелодию рисуют рисунок(солнце, небо, маму...)

Берут все плакат, выходят с ним в центр зала, на фоне музыкального сопровождения декламируют:

- Солнечный круг, небо вокруг,

 это рисунок мальчишки!

Нарисовал он на листке,

И подписал в уголке:

Артем и Вадим: Пусть всегда будет солнце!

Лиза: Пусть всегда будет небо!

Лиза: Пусть всегда будет мама!

Все: Пусть всегда буду я!

Уходят под звуки музыки.

Конечно же, родители были нашими основными помощниками. Они помогли в подборе костюмов, в оформлении декораций, разработке сценариев, музыкальном оформлении. А театральная миниатюра «Прабабушке посвящается» не оставила никого равнодушным как среди зрителей, так и среди членов жюри. Участницей этой миниатюры стала восьмидесяти шестилетняя Зайцева Евгения Яковлевна, прабабушка Ксении Атамась.

 В заключении проекта был подготовлен праздник, который продемонстрировал нашу работу на муниципальном уровне.

Родители видели, как их дети учились:

- навыкам театрального, если хотите сценического мастерства;

- развивать патриотические чувства;

- учились эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности.

- проявлять творческую инициативу, творчески самовыражаться.

Ожидаемый результат для родителей - это осознание своей роли в эмоциональном благополучии ребёнка.

- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Кроме проектов проводились: дни открытых дверей, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, переписка по электронной почте.

Для родителей проводились:

- организации «Школы для родителей» (лекции, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов).

Совместная деятельность:

- привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, семейных праздников, дней здоровья, закладке семейного парка, участие в районных  праздниках (шествие в колонне на празднике в честь дня рождения района, участие в районном велопробеге и т.д. ).        

Приняв детей в 2-ю младшую группу, мы – воспитатели, решили выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников поэтапно.

На первых порах посещения детьми нашей группы мы знакомились с детьми и их семьями. Первое родительское собрание – это первый этап «Знакомство» - начало партнёрских отношений между воспитателями и родителями. Провели игру «Волшебный клубочек», где мы, воспитатели вкратце рассказали о себе, а передав клубок родителям, попросили их рассказать о себе и о том, что они ждут от детского сада. Наш «волшебный клубок» прокатился вокруг всех родителей и вернулся к нам, воспитателям, образовав замкнутый круг, мы надеемся, что на протяжении всех четырех лет, что предстоит детям пробыть в нашем детском саду, в нашей группе, наше сотрудничество  с родителями наших воспитанников будет таким же ровным и прочным, как наш волшебный клубочек.

На это же собрании создали совместно с родителями коллективную работу «Мы хоти, чтобы наши дети стали…», где родители на ярких осенних листьях рябины, которые они же самостоятельно вырезали и раскрасили, написали свои пожелания и надежды, то, что они ждут от своего ребенка, от детского сада. У нас получилась прекрасная осенняя рябина, на которой нет ни одного одинакового листочка. А они и не могли быть одинаковыми, ведь каждая семья, каждый родитель индивидуален, как и ни один ребенок не похож на другого и мы это наглядно продемонстрировали. А наши родители были не сторонними наблюдателями, равноправными участниками процесса.

 В предложениях и обсуждениях мы пришли к общему мнению в воспитании детей.

Второй этап предполагает: - вовлечение родителей в конкурсы - поделок проводимые внутри детского сада; - благоустройство участка; - совместное проведение вечеров досуга; - подготовка к праздникам.

И здесь, как мне кажется, мы достигли партнерского сотрудничества с семьями наших воспитанников. Коллективная работа второй младшей группы «А» «Волшебники Юсуповского парка» заняла призовое место на районном уровне, стала номинантом областного конкурса.

В рамках пропаганды здорового образа жизни в детском саду проводился обще садовый День здоровья. Проходил он в этом году на базе ФОКА «Ракита». Команда от нашей второй младшей группы «А» «Морячка Варя» состояла из двух воспитателей и семьи нашей воспитанницы Пестенко Варвары. Почетная грамота семье Пестенко, Диплом участника конкурса – вот итог нашего участия в этом празднике.

В канун празднования дня пожилого человека, решая задачу воспитания уважения к старшему поколению на примере семей наших воспитанников, гостьей нашей группы стала Мозговая Вера Александровна, бабушка Мозговой Софии. Теплая атмосфера встречи, совместная с бабушкой драматизация сказки, подаренные цветы, публикация в районной газете «Наша жизнь» о встрече – все это помогает нам воспитывать в наших детях гармонически развитых, отзывчивых людей, а помогают в этом нам, конечно же, семьи наших воспитанников.

Организована выставка семейных фотографий «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» На фото дети со своими родителями, братьями и сестрами играют, гуляют, с пользой проводят время.

Ко Дню матери была выпущена газета «Самая прекрасная из женщин, женщина с ребенком на руках», изюминка газеты – фотографии наших детей с мамами и бабушками, самой ценной стала фотография семьи Артющенко, где наша Леночка в окружении мамы, обеих бабушек и прабабушки, это ли не преемственность поколений, гармония семьи?!

Из нашей проделанной работы можно сделать вывод, что для «партнёрских» отношений между семьями воспитанников и педагогами необходимо:

- предварительная разъяснительная работа с родителями с целью привлечения их внимания к жизни ребёнка в детском саду и предоставить родителям возможность и выбор формы участия в образовательном процессе с позиции оптимальной для них роли;

- включение родителей в образовательную деятельность:

• участие в совместной образовательной деятельности с педагогом;

• наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;

• помощь в подготовке и проведению различных мероприятий (праздников, конкурсов, вечеров досуга, собраний, спортивных мероприятий);

• совместный поиск для решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников.

Доклад. Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования.  Исследовательская деятельность старших дошкольников....

Доклад "Роль семьи в воспитании личности"

В докладе раскрывается проблема семейного воспитания детей....

Доклад «Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей» (выступление для родителей)

Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - име...

Доклад. Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДОСемья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личн...

Доклад " Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей".

Дошкольный период детства- пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил....

Доклад "Роль семьи в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников"

Взрослый посредник между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего....

Доклад «Роль семьи в приобщении ребёнка к здоровому образу жизни»

Доклад «Роль  семьи  в  приобщении  ребёнка    к  здоровому  образу  жизни»...