"Роль социального партнерства ДОО при ознакомлении старших дошкольников с Великой Отечественной войной"
статья (подготовительная группа) на тему

В статье дано описание взаимодействия ДОО с учреждениями сициума при ознакомлении детей с ВОв. Раскрыты подробно принципы построения данного сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_vovdokument_microsoft_word_7.doc95.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Умка»

«Роль социального партнерства

дошкольной образовательной организации

при ознакомлении старших дошкольников

с Великой Отечественной войной»

                                                               Подготовила: Татьяна Рифовна Ференец,

                                                                                       старший воспитатель

г. Верхний Уфалей

          Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Духовно-нравственное воспитание тесно связано с патриотическим, которое предполагает глубокое чувство любви и привязанности к своей малой Родине и Отчизне в целом, приобщение к её истории.

          А в преддверии 70-летия Великой Победы нравственно-патриотическое воспитание детей становится особенно актуальным. Всё меньше остаётся живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы нашего народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда. Неоценимую помощь в ознакомлении дошкольников с Великой Отечественной войной может оказать взаимодействие детского сада с городскими учреждениями: музеем, библиотекой, школой искусств и др.

          В зависимости от вида деятельности социальных партнёров в наших договорах о сотрудничестве  и планах взаимодействия по ознакомлению воспитанников с Великой Отечественной войной прописаны следующие цели и задачи:

  • освоение дошкольниками базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и сотрудниками учреждений социума.
  • развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира, формирование целостной картины мира.
  • формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, своей малой Родины, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
  • развитие у воспитанников интереса к истории своей малой Родины, страны, событиям прошлых лет.
  • обобщение и систематизация знаний детей о событиях Великой Отечественной войны.
  • воспитание уважения к участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла на основе ярких впе6чатлений, исторических фактов.
  • развитие у дошкольников эстетического восприятия и вкуса, умения чувствовать красоту, творческих способностей и возможностей воспитанников ДОО.
  • приобщение к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также усвоение правил безопасной жизнедеятельности.
  • реализация регионального компонента содержания образования дошкольников.

          Почему осуществляя нравственно-патриотическое воспитание, знакомя воспитанников с Великой Отечественной войной, мы взаимодействуем с музеем? Ведь в ДОО тоже ведётся работа в данном направлении.

          Содержание нравственно-патриотического воспитания дошкольников предполагает обязательное использование принципа наглядности и доступности, реализация в полной степени которых затруднена из-за отсутствия в детском саду подлинных вещей и предметов фронтовиков. В своё время силами сотрудников и родителей мы оформили мини-музей боевой славы,  но его содержание  составили обмундирование и предметы быта современных воинов Российской армии. Таким богатым фондом военных экспонатов располагает наш городской историко-краеведческий музей.

          Об использовании музейной педагогики в дошкольном образовании говорилось в последнее время достаточно часто. Нам бы хотелось обратить внимание на следующее: современная музейная педагогика  развивается в русле проблем музейной коммуникации и обладает огромным потенциалом для решения задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к национальной и другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

          Традиционная форма музеев – монологическая лекция-беседа заменена образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями.       Содержание мероприятий с дошкольниками стало креативным.

          При организации образовательной деятельности с дошкольниками в пространстве музея соблюдаются следующие принципы:

  • интеграции – музей учитывает содержание образовательной программы ДОО и помогает в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, по воспитанию у детей патриотических чувств. Например,  на непрерывной образовательной деятельности по теме «Защитники Отечества» дошкольников знакомили с военными профессиями, а также с этимологическим значением слова «защитник». Воспитанникам было предложено разобрать, из каких частей состоит это слово. Дети определили, что эта часть  слова –  «щит». А щит, как мы знаем, спасал воинов Древней Руси  от ударов противника.

  • принцип деятельности и интерактивности – музейные работники предоставляют воспитанникам возможность рассматривать экспонаты, трогать, действовать с ними: во время музейного занятия «Секреты солдатского «сидора» дошкольники  не только рассмотрели содержимое солдатского вещмешка, но и примерили настоящую каску, плащ-палатку; а на занятии «Дети войны» воспитанники попробовали любимое лакомство малышей военных лет – черный хлеб с сахаром.

  • принцип природосообразности – при проведении непрерывной образовательной деятельности  учитываются психофизиологические особенности дошкольников и создаются условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Длительность непрерывной образовательной деятельности в пространстве музея соответствует возрасту дошкольников, и в ходе её используется чередование разных видов детской деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и др.).

  • принцип научности – представленные экспонаты являются подлинными, сотрудники музея преподносят детям  только достоверную информацию, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время  доступным языком: так на непрерывной  образовательной деятельности по теме «Уфалей – фронту» дети узнали о предприятиях, эвакуированных в родной город в годы войны; познакомились с  продукцией, которую они изготавливали для армии.

  • принцип гуманизации и партнёрства – данный принцип предполагает создание условий для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности. Например, музейное занятие «Дети войны» было построено на сравнении, как живут современные ребята с жизнью детей военных лет; закончилось мероприятие мастер-классом по изготовлению голубя, являющегося символом мира. То есть в ходе образовательной деятельности решались во взаимосвязи задачи познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического и  социально-коммуникативного развития ребенка.

  • принцип культуросообразности – содержание материалов музея ориентировано на приобщение дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непрерывной образовательной деятельности в музейном пространстве. Так на занятии по теме «Палитра войны» дети познакомились с изобразительным искусством военного  времени: репродукциями картин, плакатами. В ходе музейного мероприятия «Дети войны» воспитанники рассматривали репродукцию картины Н.Марченко «Мир. Конец войны».

  • принцип разнообразия – используются не только разные по форме, содержанию экспонаты, но и разнообразные формы и методы образовательной деятельности с дошкольниками. Это не только непрерывная образовательная деятельность, но и  беседы, игры-викторины, мастер-классы, творческие выставки. Всё чаще музейные педагоги используют активные методы: проблемные ситуации и вопросы, творческие задания, игры и др.

  • принцип регионального компонента – содержание музейных мероприятий предусматривает организацию работу с детьми по ознакомлению с историей региона, его культурным наследием, что способствует формированию чувства патриотизма. Образовательное содержание любого мероприятия с воспитанниками проводится сквозь призму регионального компонента. Так, на  непрерывной образовательной деятельности по теме «Защитники Отечества» дошкольников знакомили с героями-уфалейцами: А.Белобородовым, Распопиным, Ельцовым. В ходе мероприятия «Палитра войны» дети узнали об уфалейских художниках Борисе Лапотышкине и Николае Савельеве. А содержание музейного занятия «Уфалей-фронту» было полностью построено на региональном материале.

          В целом, использование музейной педагогики позволяет не только обогатить знания детей о Великой Отечественной войне, но и расширить представления воспитанников ДОО о содержании музейной культуры, развить у них начальные навыки восприятия музейного языка, создать условия для творческого общения и сотрудничества, усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания.

         Также при ознакомлении воспитанников с Великой Отечественной войной мы опираемся на сотрудничество  с городской детской библиотекой им. П.П. Бажова. Данное учреждение в своём пространстве совмещает различные временные связи и нравственные, художественные, эстетические ценности. Сотрудничество  осуществляется по разным направлениям:

  • организация занятий и бесед с детьми, проведение  спектаклей;
  • еженедельный обмен книг;
  • помощь в организации книжных выставок в группах ДОУ с использованием библиотечного фонда;
  • участие работников детской библиотеки в родительских собраниях.

В основе образовательной работы с дошкольниками используются принципы, перечисленные ранее. Содержание мероприятий в детской библиотеке является динамичным и креативным, строится с учётом духовного становления личности ребенка и формирования его творческого потенциала. Они ориентированы на развитие личностно-смысловой сферы  детей (отношение к действительности, истории, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).

          Надолго запомнилась нашим детям беседа о фронтовых письмах, в ходе которой дошкольники отгадывали загадку о письмах, рассматривали конверты военных лет и репродукцию картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта», узнали о фронтовых письмах, учились складывать конверт треугольником.

          Особое значение в нравственно-патриотическом  воспитании подрастающего поколения на примере ознакомления с Великой Отечественной войной имеет музыкальное искусство. Частые гости в детском саду учащиеся детской школы искусств города. Они приходят с концертной программой, знакомят дошкольников с различными музыкальными инструментами. В апреле в музыкальном зале звучали песни военных лет и современные музыкальные произведения, посвященные юбилею Победы. Педагоги и учащиеся музыкальной школы создали для наших воспитанников настоящий праздник.

          В список социальных партнеров детского сада входят и правоохранительные органы. Обычно мы сотрудничаем в рамках обучения воспитанников правилам дорожного движения. Но в этом году воспитатели с детьми приняли участие в выставке рисунков «Спасибо деду за Победу!».

          Сотрудничество с учреждениями социума является эффективным способом оказания помощи дошкольной образовательной организации и семье в нравственно-патриотическом воспитании, социализации ребенка и ориентации его на  постижение основных ценностей отечественной культуры, формировании у дошкольника предпосылок гражданско-нравственной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят го...

Конспект беседы со старшими дошкольниками о Великой Отечественной войне на тему «День Победы — 9 Мая»

Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.Задачи: Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люд...

Конспект беседы со старшими дошкольниками о Великой Отечественной войне на тему: День Победы 9 Мая

Описание: данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старшего дошкольного возраста, а также родители для ознакомления детей с историей Великой Отечественной Войны.Цель:Воспитан...

Конспект беседы со старшими дошкольниками о Великой Отечественной Войне на тему «Они вернулись с победой».

Воспитание гражданско –патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.: закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в го...