Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Елена Григорьевна Горбунова

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг людей восставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений и кто после войны налаживал мирную жизнь. И наступит тот деньи час , когда уйдут из жизни все фронтовики, и уже некому будет вспомнить или рассказать о бессмертном мужестве и страданиях нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Мы, поколение шестидесятых годов, близко знали ветеранов, это наши отцы и деды. Я всегда воспринимаю эту тему со слезами на глазах, так, как знаю об этом из первых уст. В моей семье уже нет ветеранов, но их рассказы навечно остаются в моей памяти и день победы наш родной праздник, когда мы вспоминаем своих отцов и  дедов. Каждого ребёнка, который ходил, ходит и будет ходить ко мне я знакомлю с событиями того времени, объясняю, рассказываю, провожу экскурсии, встречаемся  с работниками тыла, потому что ветеранов почти не осталось в нашем селе, приглашаем к нам молодых солдат с их рассказами о службе, обязательно посещаем торжественный митинг.

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Необходимость  патриотического воспитания ещё высказывали Толстой Л.Н

« Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание».

 И.В. Сталин говорил «…. сильная Россия миру не нужна, никто нам не поможет, рассчитывать можно только на свои силы»

Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война. В Государственной программе по патриотическому воспитанию 2010-2015 г В.В. Путин говорил: «Война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании настоящего мужчины.» « Дети должны знать, что война это страдание и смерть.»

«Патриотическое чувство формируется в результате воспитательного воздействия, начиная с самого детства». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Хорошо и важно, чтобы герои были своими, близкими, тогда им легче равняться.

У дошкольников необходимо начинать формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважение к людям, которые ковали победу.

Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально –психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия очень ярки  и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго. От того как будут сформированы патриотические чувства в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной

Цель проекта

Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ,

Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности,  через формирование позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста  к ветеранам Великой Отечественной войны, к событиям того времени.

Для решения этой цели использовала – метод  проекта.

Проект- это средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, я организую воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Вся работа по выполнению проекта делится на определённые этапы, что позволяет постепенно спланировать свою работу по достижению конечного результата. Проект предусматривает учёт всех образовательных областей и главное прослеживается их интеграция.  Когда дети занимаются, то одновременно развивается речь, мыслительные процессы, общение, личностные качества, физическое развитие и эстетика. В игре происходит то же самое. Даже в таких формах работы, как рассматривание иллюстраций идёт развитие коммуникативных качеств, речь, расширяется кругозор. Очень удобно, когда используется интеграция образовательных областей.

Задачи

1)  Содействовать расширению знаний о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны.

2 ) Формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.

3)  Способствовать организации сотрудничества с родителями  по проявлению уважения к ветеранам, желание заботится о них. Чтить память бойцов отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.

Ресурсы:

1.Материально-технические:

1.     Слайды « Великая Отечественная война»,

2.     семейные фотографии военных лет,

3.     фотоальбомы,

4.     Военные энциклопедии ,

5.     «Подвиг солдата»- книга о героях Борчанах,

6.     « История России в рассказах для детей,»

7.     «Жизнь замечательных людей» г. Бора,

8.     Мультимедийный проектор, DVD проигрыватель.

 

2.Учебно-методические.

1.     Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с

2.     Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

3.     Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –

4.     Изучение передового опыта д/с Светлячок  республики Мордва

5.     Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

6.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2010-2015»

7.     Закон РФ «Об образовании»

8.     Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

9.     Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова « Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».

10.                       Основная образовательная программа МБДОУ « Лучик»

 

1 Этап. Подготовительный.

Прежде чем начинать работу над проектом, надо было проанализировать знания, которые имеют дети к началу работы.  И строить свою дальнейшую работу.

 Был проведен опрос ребят.

·        Что такое война?

·        Митинг?

·        Что делает солдат (Зачем?), когда служит в армии?

·        Что ты знаешь о нашем памятнике?

·        Знаешь ли ты, кто у вас в семье воевал?

·        Кто такой ветеран?

·        В какой день закончилась война?

 Опрос и наблюдения показали, что знания скудные, о войне говорят про монстров, вампиров, пиратов из игр « Стрелялок».

На вопрос о ветеранах называли дедушек, хотя дедушки были у многих в то время маленькими детьми.

 

 

 

 

 

Анализ ответов и наблюдений  позволил мне выстроить схему этого этапа:

воспитатель

дети

родители

1.Тема, цель, задачи.

2. План образовательной деятельности в режимные моменты и самостоятельной деятельности

3.Опрос детей

1.Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг

2.Беседы

3.Чтение художественных произведений

4.Разучивание стихов. Песен, пословиц

5.Просмотр видеозаписей

1.Анкетирование

2.Оформление рекомендаций по ознакомлению  с ВОВ

3.Помощь в подборе иллюстративного материала

Определила формы работы

Формы работы

содержание

участники

экскурсии

1.В гости к ветерану.

2.К обелиску

3.По родному селу

Воспитатель, родители, дети

нод

1.«Родная армия»

2.«День победы»

3.«Военные учения»

Воспитатель, дети

беседы

1.Встреча с военнослужащими

2.« Дети  войны»

3.«Подвиг солдат»

Воспитатель, дети, родители

Физкультурные праздники

1.Зимние олимпийские игры

2. «Наши крепкие мужчины»

Воспитатель, дети, родители

Составление рассказов

1.Расскажи о дедушке.

Родители, дети

выставки

1.     Подарок ветерану.

2.     Газета  « День Победы.»

Воспитатель, дети, родители

Чтение литературы

1.     С.Я.Маршак « рассказ о неизвестном герое», Б.С.Житкова

 « На льдине»

2.     Чтение и заучивание стихов.

3.     Чтение былин, сказок о русских богатырях

Воспитатель, родители

Рассматривание иллюстраций и альбомов.

1.     Васнецов

 « Богатыри»

2.     Сборник иллюстраций о войне

 

2.Этап. Практический

воспитатель

дети

родители

1.Проведение мероприятий: утренние беседы с детьми, НОД, игры, опыты, работа в книжном уголке, творческая деятельность детей.

 

 

2. Проведение комплекса закаливающих процедур

3.Использование релаксации на НОД по разным видам деятельности.

4. Организация игровой деятельности (дидактические ,подвижные ,сюжетно-ролевые игры)

5.Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

 

6.Создание предметно-развивающей среды: тематически материал в книжном уголке, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

 

7. Изготовление поделок, плакатов, рисунков;

1. Самостоятельная художественная деятельность  детей, 2. совместная деятельность по изготовлению атрибутов к играм,

3. Игровая деятельность,

4. Просмотр презентаций,

5. Участие в спортивных состязаниях,

6. Физкультурные праздники вместе с родителями, 7.Изготовление подарков ветеранам, 8. Подготовка и участие в праздниках.

1. Оказание помощи в проведении экскурсии

2.Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

3.Изготовление поделок из природного материала.

4. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

5. Привлечь родителей к сбору материала о ветеранах

6. Проведение консультации с родителями на данную тематику.

7. шествие бессмертного полка.

8. помощь в составлении рассказов о дедушке

 

 

3.     Этап.Заключительный

 

воспитатель

дети

родители

Ознакомление педагогов ДОУ с новыми дидактическими пособиями, изготовленными по данной теме

 

Создание уголка памяти

 

Выпуск стенгазеты «Война глазами детей»

 

Концерт в

Киселихинском Госпитале ветеранов.

 

Участие в митинге посвящённому Дню Победы.

Шествие бессмертного полка

Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.

Закреплен навык составления рассказа о дедушке

Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток и поделок

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;  бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

 

Повышение педагогической компетентности в вопросах нравственно патриотического воспитания

Вовлечённость родителей в воспитательно-образовательный процесс

 

 

В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Визитная карточка Горбунова Елена Григорьевна МБДОУ «Лучик» Воспитатель высшей квалификационной категории Стаж 33 года Профессиональное кредо: «Я отдаю все то что знаю и что умею не таю, я детство многократно проживаю, отсюда черпаю энергию свою».

Слайд 2

Тема: «Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной, через проектную деятельность» Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Изучение передового опыта д /с Светлячок республики Мордва Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2010-2015» Закон РФ «Об образовании» Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Н.Г. Комратова , Л. Ф. Грибова « Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной. Война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании настоящего мужчины. Дети должны знать что война это страдание и смерть. Патриотическое чувство формируется в результате воспитательного воздействия, начиная с самого детства.

Слайд 4

Цель и задачи педагогической деятельности Цель : Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ Задачи : 1 ) Содействовать расширению знаний о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. 2 ) Формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. 3) Способствовать организации сотрудничества с родителями по проявлению уважения к ветеранам, желание заботится о них. Чтить память бойцов отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле .

Слайд 5

Деятельностный аспект личного вклада педагога Формы реализации проекта Экскурсии Беседы НОД Выставки Физкультурные занятия Консультация родителей Составление рассказов

Слайд 6

Деятельность педагога НОД Индивидуальные и коллективные беседы Чтение художественной литературы Тематическое содержание книжного уголка Подготовка методических и дидактических материалов Совместное рассматривание открыток и иллюстраций о ВОВ

Слайд 7

Деятельность детей Участие в праздниках Экскурсии

Слайд 8

Сюжетно-ролевая игра Изготовление поделок на военную тему в подарок папе, дедушке. Выставка рисунков Рассматривание иллюстраций

Слайд 9

Формы работы с родителями Совместные мероприятия Встречи с военнослужащими Родительские собрания

Слайд 10

Подборка материала «История моей семьи»

Слайд 11

Предметно-развивающая среда Дидактические игры с патриотическим содержанием Подборка наглядно-дидактического материала

Слайд 12

Атрибуты для сюжетно-ролевых , режиссерских игр .

Слайд 13

Метод проекта- это один из способов организации педагогического процесса.

Слайд 14

Заключение 1.Пробудился интерес к истории России 2.Расширины и систематизированы знания о ВОВ 3. Усвоен алгоритм создания проекта 4. Понимание важности праздника- Дня Победы в жизни Российского человека

Слайд 15

Литература Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...