Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики по Г.А. Волковой
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Федорова Ольга Дмитриевна

Раскрытая методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика по волковой23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой


Метод 1

А. По подражанию

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку повторить за ним движенияпод счет- пальцы сжать в кулак–разжать. «Я покажу тебе упражнение, ты посмотри внимательно, а затем повтори за мной»

Дозировка: 5-6 раз

Оценка: отметить понимание инструкции; объём выполняемых движений (полный, неполный); переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует); темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); активность; координация движений пальцев рук;

Критерии оценки:

5-6 баллов – движения выполнены ритмично, плавно, точно, одновременно под счёт;

3-4 балла – темп выполнения замедлен, наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт;

1-2 балла – движения не ритмичные, не одновременные, не выполняет упражнения под счёт;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно

Б. По словесной инструкции

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку выполнить движения под счет - пальцы сжать в кулак – разжать. «Я буду считать, а ты на каждый счёт должен сжать пальцы в кулак, а затем разжать» При необходимости педагог один раз показывает упражнение, учитывая это в критериях оценки.

Дозировка: 5-6 раз

Оценка: отметить понимание инструкции; объём выполняемых движений (полный, неполный); переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует); темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); активность; координация движений пальцев рук;

Критерии оценки:

5-6 баллов – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; движения ритмичные, плавные, точные, выполняет одновременно под счёт;

3-4 балла – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; темп выполнения замедлен, наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт;

1-2 балла – инструкция выполнена с небольшой помощью взрослого – единичный показ задания; движения не ритмичные, не одновременные, нарушение выполнения упражнений под счёт; объём выполняемых движений неполный.

0 баллов –  инструкцию понимает с помощью взрослого; задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно

Метод 2

А. По подражанию

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, а затем соединить вместе. «Я покажу тебе упражнение, ты посмотри внимательно, а затем повтори за мной»

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – движения выполнены правильно, под счёт; движения ритмичные, выполнены одновременно, синхронно, точно;объём выполнения полный;

3-4 балла – наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт, возможно замедление темпа выполнения задания;возможны единичные ошибки в синхронности выполнения упражнения двумя руками, с последующим самостоятельным исправлением; объём выполнения полный;

1-2 балла – движения не ритмичные, не одновременные, не синхронизированные; не выполняет упражнения под счёт;объём выполнения не полный;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Б. По словесной инструкции

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку повторить за ним под счёт следующие движения - держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, а затем соединить вместе:  «Для выполнения задания надо положить ладошки на стол, я буду считать, а ты на каждый счёт должен разъединить все пальчики на руках, потом соединить их обратно» При необходимости педагог один раз показывает упражнение, учитывая это в критериях оценки.

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; движения выполнены правильно, под счёт; движения ритмичные, выполнены  одновременно, синхронно, точно; объём выполнения полный;

3-4 балла – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;возможны единичные ошибки в синхронности выполнения упражнения двумя руками, с последующим самостоятельным исправлением; объём выполнения полный;

1-2 балла – инструкция выполнена с небольшой помощью взрослого – единичный показ задания; движения не ритмичные, не одновременные, не синхронизированные; не выполняет упражнения под счёт;объём выполнения не полный;

0 баллов –  инструкцию понимает с помощью взрослого; задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Метод 3

А. По подражанию

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - попеременно соединять пальцы в кольцо, при этом раскрыть ладонь: «Я покажу тебе упражнение, ты посмотри внимательно, а затем повтори за мной»

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – движения выполнены правильно, под счёт; движения точные, темп быстрый; объём выполнения полный;

3-4 балла – наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;объём выполнения полный;

1-2 балла – движения не ритмичные, многочисленные ошибки при выполнении упражнения под счёт;объём выполнения не полный;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Б. По словесной инструкции

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку повторить за ним под счёт следующие движения - попеременно соединять пальцы в кольцо, при этом раскрыть ладонь:  «Для выполнения задания надо соединить подушечки большого и среднего пальцев, при этом ладошку держать раскрытой» При необходимости педагог один раз показывает упражнение, учитывая это в критериях оценки.

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; движения выполнены правильно, под счёт; движения точные; объём выполнения полный;

3-4 балла – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;объём выполнения полный;

1-2 балла – инструкция выполнена с небольшой помощью взрослого – единичный показ задания; движения не точные, движения упражненияне выполняет под счёт;объём выполнения не полный;

0 баллов –  инструкцию понимает только с помощью взрослого; задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Метод 4

А. По подражанию

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - попеременно соединить  все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (игровоеупражнение «Здравствуй пальчик»): «Я покажу тебе упражнение, ты посмотри внимательно, а затем повтори за мной»

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – движения выполнены правильно, под счёт; движения точные, темп выполнения быстрый; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная; скоординированные движения пальцев обеих рук;

3-4 балла – наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;объём выполнения полный;переключаемость движений своевременная; наблюдаются единичные ошибки в синхронизации движения пальцев обеих рук;

1-2 балла – движения не ритмичные, многочисленные ошибки при выполнении упражнения под счёт;объём выполнения не полный;переключаемость движений замедленная;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Б. По словесной инструкции

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - попеременно соединить  все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (игровое упражнение «Здравствуй пальчик»): «Давай поиграем с тобой в игру «Здравствуй пальчик». Для этого сначала на правой руке пусть все пальчики поздороваются с большим пальцем под счёт, потом на левой руке все пальчики поздороваются с большим пальцем под счёт. А теперь пальчики на левой руке поздороваются с большим пальцем левой руки, а пальчики на правой руке поздороваются с большим пальцем правой руки, но одновременно под счёт»При необходимости педагог один раз показывает упражнение, учитывая это в критериях оценки.

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; движения выполнены правильно, под счёт; движения точные, темп выполнения быстрый; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная; скоординированные движения пальцев обеих рук;

3-4 балла – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;объём выполнения полный;переключаемость движений своевременная; наблюдаются единичные ошибки в синхронизации движения пальцев обеих рук;

1-2 балла – инструкция выполнена с небольшой помощью взрослого – единичный показ задания; движения не ритмичные, многочисленные ошибки при выполнении упражнения под счёт;объём выполнения не полный;переключаемость движений замедленная;

0 баллов –  инструкцию понимает только с помощью взрослого; задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Метод 5

А. По подражанию

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - на обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (игровое упражнение «Зайчик»), второй и пятый(игровое упражнение «Коза»). «Я покажу тебе упражнение, ты посмотри внимательно, а затем повтори за мной»

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – движения выполнены правильно, под счёт; движения ритмичные, выполнены  одновременно, синхронно, точно; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

3-4 балла – наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;возможны единичные ошибки в синхронности выполнения упражнения двумя руками, с последующим самостоятельным исправлением; объём выполнения полный;переключаемость движений своевременная;

1-2 балла – движения не ритмичные, не одновременные, не синхронизированные; не выполняет упражнения под счёт, наблюдаются грубые ошибки;объём выполнения не полный; переключаемость движений замедленная;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Б. По словесной инструкции

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - на обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (игровое упражнение «Зайчик»), второй и пятый (игровое упражнение «Коза»). «Давай покажем какие ушки у зайчика. Для этого нам надо вытянуть второй и третий пальцы на обеих руках одновременно. Давай покажем какие рога у козы. Для этого нам надо вытянуть второй и пятый пальцы на обеих руках одновременно»При необходимости педагог один раз показывает упражнение, учитывая это в критериях оценки.

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; движения выполнены правильно, под счёт; движения ритмичные, выполнены  одновременно, синхронно, точно; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

3-4 балла – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;возможны единичные ошибки в синхронности выполнения упражнения двумя руками, с последующим самостоятельным исправлением; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

1-2 балла – инструкция выполнена с небольшой помощью взрослого – единичный показ задания; движения не ритмичные, не одновременные, не синхронизированные; не выполняет упражнения под счёт, наблюдаются грубые ошибки;объём выполнения не полный; переключаемость движений замедленная;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Метод 6

А. По подражанию

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - на обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и, наоборот, третьи на вторые «Я покажу тебе упражнение, ты посмотри внимательно, а затем повтори за мной»

Дозировка: 5-6 раз

Критерии оценки:

5-6 баллов – движения выполнены правильно, под счёт; движения ритмичные, выполнены  одновременно, синхронно, точно; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

3-4 балла – наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;возможны единичные ошибки в синхронности выполнения упражнения двумя руками, с последующим самостоятельным исправлением; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

1-2 балла – движения не ритмичные, не одновременные, не синхронизированные; не выполняет упражнения под счёт, наблюдаются грубые ошибки;объём выполнения не полный; переключаемость движений замедленная;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.

Б. По словесной инструкции

Процедура и инструкция:  Педагог предлагает ребёнку под счёт повторить за ним следующие движения - на обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и, наоборот, третьи на вторые: «Для выполнения задания нужно одновременно на обеих руках положить вторые пальцы на третьи пальцы каждой из рук и наоборот, третьи пальцы положить на вторые под счёт». При необходимости педагог один раз показывает упражнение, учитывая это в критериях оценки.

Критерии оценки:

5-6 баллов – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; движения выполнены правильно, под счёт; движения ритмичные, выполнены  одновременно, синхронно, точно; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

3-4 балла – инструкция выполнена верно без помощи взрослого; наблюдаются единичные ошибки при выполнении упражнения под счёт,  возможно замедление темпа выполнения задания;возможны единичные ошибки в синхронности выполнения упражнения двумя руками, с последующим самостоятельным исправлением; объём выполнения полный; переключаемость движений своевременная;

1-2 балла – инструкция выполнена с небольшой помощью взрослого – единичный показ задания; движения не ритмичные, не одновременные, не синхронизированные; не выполняет упражнения под счёт, наблюдаются грубые ошибки;объём выполнения не полный; переключаемость движений замедленная;

0 баллов –  задание не выполнено, отказ от выполнения задания, задание выполнено не правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Исследование на тему: «Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму»

В виду возрастных особенностей детей, становление двигательных функций, развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 5-6 летнего возраста. Своевременная выработка у де...

Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик

Перечень упражнений для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик...

Методика обследования уровня развития мелкой моторики

В первую очередь, данные методические рекомендации будут полезны для логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей направленности и всех педагогов, работающих с детьми дошкольного возраст...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е....