Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Перечень упражнений для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Без названия.jpg

Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик

Статические упражнения

Учитель дает образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений учитель может помочь ребенку правильно сложить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно.

  1. «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы и данном положении удерживать под счет до 10. Учитель следит за положением большого и указательного пальцев ребенка.
  2. «Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счет до 10). Выполняется 2-3 раза.
  3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 8). Ребенок должен удерживать три пальца вместе в напряженном состоянии.
  4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счет до 10). Выполняется 3-4 раза.
  5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряженными (подсчет 10).
  6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 10).

Динамические упражнения

  1. Вырезание ножницами. Учитель предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслабление мелкой мускулатуры руки ребенка.
  2. Обрывания листа бумаги. Учитель предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. Это показывает согласованность действий обеих рук.

Тактильные ощущения

Обследования проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы. Цель - выявить, насколько у ребенка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

  1. Узнавания качества предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый. Инструкция учителя: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева).
  2. Узнавание формы предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник). Инструкция учителя: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
  3. Узнавания предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расческу, ложку, куклу, конфету (3 - 5 штук). Инструкция учителя: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Сила тонуса

Упражнения показывают силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

  1. Сжатия двумя руками рук взрослого. Ребенку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
  2. Сжатие руки взрослого одной рукой. Учитель просит пожать ему руку. Если ребенок праворукий, ему подается, правя рука, если леворукий - левая.

Координация движений

  1. Вдевания нитки в иголку. Учитель предлагает ребенку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.
  2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак». Ребенок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Учитель дает инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...». Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребенок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счет учителя (до З). Выполняется 3-4 раза.
  3. Упражнение «Коза-заяц». Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребенок выполняет их одновременно с учителем в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.

Обследование щепоти

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей - правой руки, у левшей - левой.

  1. Захват карандаша. Учитель предлагает ребенку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее десяти). Фиксирует, как ребенок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, учитель обращает внимание на следующее:

  • как ребенок держит карандаш;
  • в какой руке держит карандаш;
  • как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); как заканчивает линию.
  1. Упражнение «Посолим суп». Учитель предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.
  2. Катание шарика. Упражнение показывает не только согласованность в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений. Ребенок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения - 30 секунд.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста....

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данные игровые упражнения позволят родителям заниматься развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата,...

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, нетрадиционные методики.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. По данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к...

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....

Рекомендации родителям. Задания и упражнения для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершен...