Опыт работы
статья на тему

Ковалёва Елена Михайловна

 

Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Развитие естественнонаучных представлений о космосе включает в себя обеспечение условий для развития элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.

Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление?

В этом я увидела необходимость работы над темой "Формирование элементарных представлений о космосе".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование элементарных представлений о космосе"

        Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.

        Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Развитие естественнонаучных представлений о космосе включает в себя обеспечение условий для развития элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.

        Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может  увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление?

        В этом я увидела необходимость работы  над темой "Формирование элементарных представлений о космосе".

        Исходя из выбранного мною направления, я поставила перед собой цель: "Сформировать у детей старшего дошкольного возраста доступные представления о космическом пространстве и освоении космоса людьми."

        В соответствии с поставленной целью, я сформулировала перед собой следующие задачи:

1. Дать детям первоначальные знания о строении Солнечной системы.

2. Познакомить детей с наукой «Астрономия», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.

3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.

4. Дать элементарные представления о физических приборах для изучения

космического пространства.

5. Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация).

6. Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

7. Устанавливать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе естественнонаучной познавательной деятельности.

        Для достижения данной цели мне потребовался комплексный подход по

реализации поставленных задач.

        Для того чтобы выявить первичные представления детей о космосе и спланировать дальнейшую работу я провела диагностику детей. В обследовании участвовало 26 детей 5-7 лет. На начальном этапе результаты обследования показали:

        0 % детей имеет высокий уровень.

        39% детей имеют средний уровень

          61% детей имеет низкий уровень.

        Проанализировав полученные данные, я начала свою работу с формирования интеллектуального компонента, который предполагает наличие у детей знаний о разных сторонах социальной действительности. Здесь важным явился правильный отбор материала, который заключался в выборе информации и наглядности соответствующей возрасту детей, а также её доступность для восприятия дошкольниками.

        Для знакомства детей с понятием «космос», формирования познавательного интереса к космосу, мной выделены разделы работы с детьми по данной теме: «Земля и небо», «Земля и Луна», «Солнце и его семья», «Мир Галактики», «Космос и человек».

        По мере освоения тем, в познавательном уголке постепенно появились альбомы: «Вселенная. Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские энциклопедии «Астрономия для детей», сверхновый атлас вселенной «Космос», плакаты «Солнечная система», «Созвездия».

        Здесь же удобно расположились новые и интересные дидактические игры: «Созвездия. Знаки зодиака», «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», самодельные пазлы «Ракета».

        Обращаясь к материалам уголка, дети обсуждали между собой уже полученные знания, спорили и доказывали друг другу правомерность той или иной  мысли. Для стимуляции интереса к изучению предстоящей темы, я иногда помещала новый дидактический материал в уголок без ведома детей.

        Эмоциональный компонент обеспечивал проникновение знаний в сферу чувств и переживаний ребёнка. Поэтому при ознакомлении детей с космосом я часто использовала познавательные  сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звёздное чаепитие», «В  космосе»; Дж. Родари «Космический цыплёнок»; легенду о Млечном  пути; сказку о Луне; Е. Левитана «Сказочная Вселенная»; «Рассказы о Гагарине» Ю.М.Нагибина; стихотворения и загадки о космосе, а также разнообразные видео - материалы о строении солнечной системы, о звёздах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС.

        Практически-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и др. Полученные знания детей я закрепляла с помощью практической деятельности – использовала традиционные и нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиком, мыльными пузырями, граттаж), лепку из пластилина: «Инопланетяне», «Летающие тарелки», пластилинографию «Вселенная», «Ракета в космосе», аппликацию «В космосе», оригами «В открытом космосе» (ракета, космонавт), конструирование из бросового материала «Ракета», рисовали в космических раскрасках. Дети творили с огромным удовольствием и наслаждением. Мои ребята очень любят экспериментировать. В совместной деятельности я организовывала опыты, помогающие понять причины темноты в космосе, узнать о том, почему светится звёздное небо, установить методом наглядного моделирования как происходит смена дня и ночи. Результаты своих знаний дошкольники отражают в сюжетно-ролевой игре «Космонавты», которая стала одной из любимейших игр моих детей, а также в разнообразных дидактических играх.

        Кроме того, еженедельно в группе работал кружок «Альтаир». В нашем детском саду есть мини-планетарий, где можно наблюдать солнечную систему с планетами, соответствующими соотношению размеров во вселенной, кометой, орбитами, на стенах разместились различные созвездия, соответствующие зодиакальным знакам.

        Дети моей группы были так сильно увлечены темой космоса, что я посчитала целесообразным продолжить её изучение, используя метод  проектной деятельности.

        Педагогический проект «Космические дали» дал им возможность получить более глубокие знания, синтезировать, комбинировать и активно использовать информацию о космосе в своей деятельности. Работа над данным проектом имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира. В основе данного проекта лежит неподдельный интерес дошкольников к познанию мира космоса, стремление к новым открытиям, потребность в умственных впечатлениях. Передо мной встала задача: удовлетворить познавательные потребности детей, что в свою очередь привело к формированию у них познавательной активности, воспитанию патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), формированию нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). Итогом проектной деятельности было спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями "Юный космонавт".

        Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Родители моих воспитанников активно участвуют в жизни группы. Участвуя в проекте, они вместе с детьми сочиняли космические сказки, изготавливали поделки и рисунки для выставки «Этот загадочный космос». Консультации «Знакомим детей с космосом», «Играем в космонавтов» подсказали родителям как правильно и доходчиво рассказывать детям о космосе, а также о том, как интересно можно развернуть игру в космонавтов дома.

        Показатели итогового диагностического обследования свидетельствуют о

том, что после проведённой работы низкий уровень знаний детей отсутствует.

  1. высокий уровень – у 54% детей;
  2. средний уровень – у 34,5% детей;
  3. низкий уровень – у 11,5% детей.

        Данный педагогический опыт может быть использован воспитателями дошкольного учреждения, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, имеющими разный уровень педагогического мастерства, работающими с творческим интересом. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

        Результаты своего опыта я преставила коллегам на педагогическом совете в форме презентации.
        Регулярно стараюсь поделиться своим накопленным опытом работы с другими педагогами путем трансляции через средства массовой информации (интернет-сервис)Доказательством этого являются свидетельства о публикации, сертификаты и дипломы участника конкурсов, дипломы победителя.

        Совместные и индивидуальные работы детей в ходе работы участвовали в интернет-конкурсах:

·        Международный детский творческий конкурс "Космическое путешествие"-     сертификат куратору;

·        Всероссийский конкурс "Детская одаренность" - II место,

·        Всероссийский творческий конкурс "Рассударики" в номинации "Космос" -

       II место,

·        Конкурс детского рисунка ко дню Космонавтики "Космические приключения" - I место.

        Итоги моей работы подтверждают, что комплексная, планомерная и систематическая работа по развитию познавательного интереса помогла старшим дошкольникам сформировать первичные представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми, целостной картине мира. Можно с уверенностью сказать, что поставленные мною задачи успешно реализованы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...