Профилактика конфликтности в педагогическом коллективе.
методическая разработка на тему

Программа психопрофилактических занятий для педагогов, целью которых является профилактика и снижение уровня конфликтных ситуаций в профессиональном коллективе, а также повышение эмоционального фона и сплоченности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_konfliktov_v_pedagogicheskom_kollektive.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования

«Детский сад №42» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

«Профилактика конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе»

Подготовила: педагог-психолог

Колесникова Е.А.

Сызрань, 2016

 Программа профилактики конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе

Цель: профилактика конфликтных взаимоотношений через улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе и  повышение уровня сплоченности коллектива.

Задачи:

 1. Проведение информационного занятия «Методы разрешения конфликтов»

2. Проведение обучающих занятий - тренингов с членами педагогического коллектива.

Принципы работы с участниками:

1.Принцип активности участников группы: в ходе занятий постоянно вовлекать участников тренинга в различные виды деятельности - обсуждение, проигрывание ролевых ситуаций, выполнение упражнений.

2. Принцип исследовательской позиции: в процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда участникам необходимо найти решение проблемы.

3.Принцип  объективации  поведения: поведение участников группы в течение занятий переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается в ходе занятий.

4.Принцип партнёрского общения работа в группе основывается на признании ценности личности другого человека, его мнении, интересе. Все решения принимаются с максимально-возможным учётом интересов всех участников тренинга.

При организации и проведении занятий необходимо руководствоваться следующими этическими нормами:

  • Участие во всех упражнениях - добровольное.
  • Участникам занятий предоставляется полная информация о способах и целях тренинга.
  • При проведении упражнений и игр принимаются все меры предосторожности против психических и физических травм.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Мероприятия

Участники

1 БЛОК: Ознакомительный

1.1.

Доклад "Методы разрешения педагогических конфликтов".

Коллектив педагогов

2 БЛОК: Диагностический.

2.1.

Тест на определение уровня конфликтности Кноблох -Фальконетт

Коллектив педагогов

2.2.

Экспресс-методика оценки социально -психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михалюк, Л. Ю. Шалыто)

Коллектив педагогов

2.3.

Анкета "Стиль поведения в конфликте" (авт. Томас)

Коллектив педагогов

3 БЛОК: Тренинговые занятия

3.1.

Тема: "Знакомство"

 Задачи: 

1. Знакомство с группой
2. Исследование членами группы своих личностных            особенностей.
3. Создание условий для раскрепощения участников.

Коллектив педагогов

3.2.

Тема: "Устранение барьеров эмоционального общения".

   Задачи:

1.Научить отличать поведение уверенного от неуверенного и агрессивного.
2. Раскрытие интересов участников группы.

3. Эмоциональное раскрепощение.

Коллектив педагогов

3.3.

Тема: "Стили общения".

   Задачи: 

1. Изучение разных стилей общения.
2. Развитие базовых коммуникативных умений.
3. раскрепощение участников тренинга в группе.

Коллектив педагогов

3.4.

Тема: "Знакомство с принципами хорошего слушания".

   Задачи: 

1. Выделение принципов хорошего слушания.
2. Развитие навыков восприятия партнёра по общению.

Коллектив педагогов

3.5.

Тема: "Навыки совместной работы".

   Задачи:

1. Приобретение опыта совместной работы группы.
2. Поиск новых способов поведения в контактах с людьми.
3. Развитие навыков общения.

Коллектив педагогов

3.6.

Тема: "Изучение сильных сторон своего характера,
помогающим в общении".

Задачи: 

1. Помощь членам группы раскрыть в себе стороны характера.
2. Изучение использования особенностей своего характера во взаимоотношениях с другими.
3. Определение своих личностных ценностей.

Коллектив педагогов

3.7.

Заключительное занятие:
"Придумывание сказки группой. Проигрывание." Обсуждение сказки, ролей. Подведение итогов тренинговых занятий.

Коллектив педагогов

4 БЛОК: "Итоговая диагностика педагогического коллектива".

4.1.

Контрольный срез по окончании цикла занятий. Определение динамики взаимоотношений в коллективе и эффективность программы.

Коллектив педагогов

1 БЛОК.  Педагогам предлагается прослушать доклад на тему "Методы разрешения педагогических конфликтов", который состоял из нескольких частей, в частности:

  • Понятие конфликта, отличие конфликтной ситуации от конфликта, структура динамика, функции, типология
  • Методы и стадии разрешения конфликтов

2 БЛОК.  Диагностические исследования уровня конфликтности, социально-психологического климата в коллективе, стилей поведения в конфликтных ситуациях.

3 БЛОК.  Специально разработанные игры и упражнения на сплочение коллектива. Материал для занятий подобран из различных психологических источников (см. Список литературы). Здесь были использованы упражнения на исследование участниками своих личностных особенностей, такие как "Имя и эпитет": "Сделай также как я"; "Скажи мне, кто твой друг"; "Мои сильные стороны" и другие. Среди упражнений на развитие навыков владения собою были следующие: "Заблудившийся рассказчик"; "Цвета эмоций" "Нахал"; "Выдержка" и другие.

 На тренинговых занятиях внимание также уделялось развитию навыков совместной работы и стилям общения. Среди упражнений, использованных для этих целей были: "Перевоплощение": "Анабиоз": "Взаимодействие"; "Волшебный карандаш", "Гомеостат", "Резервуар" и т.д. (Приложение 5.)

 Основная цель данного этапа: Организация деятельности по развитию позитивных межличностных отношений в педагогическом коллективе детского сада.
4 БЛОК. Итоговое диагностическое исследование. Данное исследование проводится по окончании тренинговых занятий аналогично первичной диагностике.
Цель данного этапа:Установление различий в отношениях между педагогами до тренинговых занятий и после их проведения, что определяет эффективность данной программы. Для повторного обследования педагогов были использованы те же методики, что и на первом этапе.

Содержание занятия

Задачи занятия

Занятие 1. ЗНАКОМСТВО


   Работа по теме: 
   1. "Рукопожатие или поклон" (толерантность, уважительное отношение друг к другу)
   2. "Правда или ложь?" (атмосфера открытости, групповая сплочённость)
   3. "Лабиринт" (чувство доверия)
   4. "Пожелания" (создание групповой атмосферы)
   5. "Компакт - опросы" (повышение уровня общительности)
Заключение. Рефлексия.

1. Знакомство с группой
2. Исследование членами группы своих личностных особенностей
3. Создание условий для раскрепощения участников

ЗАНЯТИЕ 2. "Устранение барьеров эмоционального общения"


   Работа по теме: 
 1. "Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата) 

 2. "Телепатия" (Невербальное общение)
 3. "Я на твоём месте" (эмпатия)
 4. "Зеркало" (развитие психологического климата) 

 5. "Холодный суп" (тренировка стиля поведения)
 6. "Любящий взгляд" (Невербальное общение)
Заключение. Рефлексия.

 

 1. Научить отличать поведение уверенного от неуверенного и агрессивного.
  2. Раскрытие участников группы.
  3. Эмоциональное раскрепощение.

ЗАНЯТИЕ 3. "Стили общения"


   Работа по теме: 
1. "Перевоплощение" (самораскрытие, углубление эмоциональных контактов)
2. "Анабиоз" (переход от отчуждённости к контакту)
3. "Акробат"(овладение способами ведения разговора)

4. "Он - эмоция" (ведение конструктивного диалога)
5. "Я - эмоция" (самораскрытие)
6. "Сложные ситуации" (позиция в общении)
7. Заключение. Рефлексия.

1. Изучение разных стилей общения
2. Развитие базовых коммуникативных умений
3. Раскрепощение участников тренинга в гр.

ЗАНЯТИЕ 4: "Знакомствo с принципами хорошего слушания"


   Работа по теме: 
1. "Фокусировка" (навыки саморегуляции)
2. "Телепатия" (Невербальное общение)
3. "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)
4. "Каким я тебя вижу" (умение выслушать собеседника)
5."Мнение обо мне" (ориентировка в условиях общения)
6.Заключение. Рефлексия

1. Выделение принципов хорошего слушания
2. Развитие навыков восприятия партнёров по общению
3. Эмоциональное раскрепощение участников

ЗАНЯТИЕ 5. "Навыки совместной работы"


   Работа по теме: 
1. "Волшебный карандаш" (чувство доверия)
2. "Поставь себя на место другого" (рефлексия) 
3. "Гомеостат" (согласованность между членами группы)

4. Робот" (невербальное общение, общие точки прикосновения)
5. "Учимся понимать друг друга" (взаимопознание)
6. "Резервуар" (понимание собеседника)
7. "Стыковка" (понимание друг друга)
8. Заключение. Рефлексия.

1. Приобретение опыта совместной работы группы
2. Поиск новых способов поведения в контактах
3. Развитие навыков общения

ЗАНЯТИЕ 6. "Обучение владению собой"


   Работа по теме: 
   1. "Да", значит "Нет" (способы выработки внутреннего контроля)
   2. "Обвинение и защита" (способы отработки интонации)
   3. "Неожиданный звонок" (способы владения эмоциями)
   4. "Нахал" (способы отработки поведения)
   5. "Тумба - Юмба" (способы отработки визуального контакта)
   6. "Случай в лифте" (способы отработки визуального контакта)
   6. Заключение. Рефлексия

1. Осознание собственного влияния на людей
2. Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи
3. Развитие навыков контроля и уверенности в себе

ЗАНЯТИЕ 7. "Изучение сильных сторон своего характера"


   
   Работа по теме: 
   1. "Имя и эпитет" (самораскрытие)
   2. "Коллега - образ" (взаимопознание) 
   3. "Учимся ценить индивидуальность"
   4. "Второй план" (осознание своей позиции в общении)
   5. "Пристройка сверху - пристройка снизу" (понимание другого человека)
   6. "Назови свои сильные стороны" (сильные стороны характера)
   7. Заключение. Рефлексия

1. Выделение принципов хорошего слушания.
2. Развитие навыков восприятия партнёров по общению.
3. Эмоциональное раскрепощение участников.

ЗАНЯТИЕ 8. Играем сказку. Подводим итоги.
  
   "Сочинение группой сказки. Проигрывание, обсуждение сказки, ролей. Подведение итогов тренинга". Рефлексия.

1. Овладение навыками работы в коллективе. 
2. Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи
3. Развитие навыков контроля и уверенности в себе
4. Заключение. Рефлексия

 Эффективность программы

        Для того, чтобы определить эффективность данной программы по профилактике конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе, необходимо проанализировать данные диагностических исследований. В итоговой диагностике, как и в первичной использовались следующие методики:

  1. Экспресс-методика оценки социально -психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михалюк, Л. Ю. Шалыто).
  2. Тест на определение уровня конфликтности Кноблох – Фальконетт.
  3. Анкета "Стиль поведения в конфликте" (авт. Томас).

Сравнительный анализ результатов двух диагностических исследований представлен в виде диаграмм в Приложении 4.

Результаты двух диагностических исследований, которые проводились до и после реализации программы профилактики конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе , показывают положительную динамику в улучшении социально-психологического климата в коллективе, что позволяет охарактеризовать его на этапе завершения программы, как в целом благополучным. Тест на конфликтность показал, положительную динамику, которая повлияла в свою очередь на общую гармонизацию отношений в коллективе. Показатели выборов стилей поведения в конфликте, дают основания утверждать о в целом положительном эффекте профилактической программы. Стиль «компромисс» остался на своём лидирующем месте, наиболее эффективный стиль «сотрудничество» повысил своё значение на 1%, как и стиль «избежание», а вот самый неэффективный стиль «соперничество» понизил своё значение на 1%.

Таким образом, по результатам данного анализа, мы можем сделать выводы о том, что социально-психологический климат в коллективе улучшился,   повысился уровень сплоченности педагогического коллектива. Цель данной программы достигнута, что является показателем её эффективности.  

Заключение

Работать с конфликтами необходимо в момент их возникновения.
Если человек избегает конфликта потому, что считает себя бессильным или опасается его, ему нужно избавиться от этого, упражняясь в работе с конфликтами. Используйте свое знание для того, чтобы определить, в какой позиции вы находитесь: на своей стороне, на стороне противника или в нейтральной позиции. Если вы увязли в своей собственной позиции, то не сможете до конца выразить истинные ваши чувства или будете обижены другим человеком и не сможете выразить собственные обиду и гнев.
Если вы чувствуете себя нейтральным, не используйте эту позицию лишь для того, чтобы избежать конфликта или действовать покровительственно и отстранение. Используйте ваш нейтралитет для того, чтобы помочь себе и своему противнику наблюдать за конфликтом со стороны и давать полезные рекомендации.

То, в чем обвиняет вас ваш противник, даже в малой степени, - это ваши собственные двойные сигналы, чувства и эмоции, которые вы имеете или имели. Не забывайте о том, что ваш оппонент - это также та часть вас самих, которая вас почему-то тревожит. Ни одна из сторон не победит в конфликте, пока обе не поймут и не прольют свет на характер и природу другой из сторон. Просвещение - общая задача: пока не будут просвещены все, не будет просвещен никто.

Список литературы

1. Веренко И. С. Конфликтология. - М.: концерн Swiss, 1990.

2. Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. // Социс. - М., 1997, № 12. - С. 121-125.

3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2001. - 526 стр.

4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: АО Аспект пресс, 1994.

5. Кравченко А.И. Социология. - М.: Акад. Проект, 2001

6. Лавриненко В. Н. Социология. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

7. Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных изменениях. М., 1990. - С.67,70.

8. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - М.: Прайм-Еврознак, 2000. - 352 стр.

9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. - М.: Центр, 1996.

10. Соколов С. В. Социальная конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

11. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996. - 282 с.

12. Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание", г. Москва, 1995 г.

13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с.

14. Шабров О.Ф. Конфликт социальный и конфликт политический: проблема управления // Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб. статей. Вып.2. - М.: Луч, 1994. - С.49-54.

15. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". - М: ЦИТАДЕЛЬ, 1999.
16. Игры: Обучение, тренинг, досуг/Под. ред. Петруссинского. М.: Новая школа, 1994.
17. З.Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада

Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"

Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...

Рекомендации «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Игры и упражнения для профилактики конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

представлен каталог игр и упражнений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций в коллективе...

Тимбилдинг как эффективный метод профилактики конфликтов в педагогическом коллективе"

Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений,...