Консультация для педагогов на тему: "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ".
консультация на тему

Сотникова Наталья Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей 19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Сотникова Н.А., МК ДОУ ясли-сад №27,г.Ялта.

В детском саду одна из главных задач – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья, поэтому проводятся разнообразные мероприятия, которые помогают в оздоровлении ребенка.

Все мы знаем, что в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. По ФГОС образовательная область «Физическое развитие» представлена в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура». В области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

 ФГОС ДО: Физическое развитие включает

- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

-  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

- формирование основ базовой культуры личности,

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

- подготовка ребенка к жизни в современном обществе. 

Профилактическая работа включает в себя:

- облегченную одежду для детей в детском саду

- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.

- соблюдение температурного режима в течение дня

- соблюдение режима проветривания

- гимнастику после сна

- мытье прохладной водой рук

- правильную организацию прогулки и ее длительность

- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, мы меняем последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.

Воспитатели продумывают двигательную активность детей в режиме дня. Для всех групп созданы модели организации режима дня, продумана система движений.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия.

Во время НОД проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п. 

Особое внимание хотелось бы обратить нанепосредственно образовательную деятельность (НОД). Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога Я.А. Коменского, утверждавшего: «Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».

Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений; разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомления с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры« Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Важным направлением работы на ближайшее время является создание здоровьесберегающей среды на территории детского сада.

Как известно, образовательная деятельность с детьми в закрытых помещениях ДОУ не вызывает у дошкольников столько положительных эмоций, сколько развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Кроме того, традиционная составляющая в режиме дня в ДОУ – прогулка – наиболее доступное средство закаливания детского организма, способствующее физическому и умственному развитию. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4- 4, 5 ч. Во время прогулки с дошкольниками необходимо проводить игры и физические упражнения. Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада.  Наличие физкультурной площадки в детском саду, эффективное использование оборудования прогулочных участков также способствует оздоровлению детей и развитию их физических качеств.

Литература

  • Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера, 2005
  • Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
  • Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ. – М.: «Школьная пресса», 2005
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
  • Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры.  –Волгоград.: Учитель, 2007
  • Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004
  • Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж, 2005
  • Останко Л. Развивающая гимнастика для дошкольников. – М.: Литера, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду"

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. П...

Проект на тему: "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми совместно с родителями"

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми совместно с родителями...

Проект на тему: "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми совместно с родителями"

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми совместно с родителями...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Халитовой Миляуши Мухамедхановны на тему:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Цель:Усовершенствование  комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья ...

Опыт работы. Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ»

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от­носятся дети, состояние здоровья ко...

Консультация для педагогов на тему: "Физкультурно - оздоровительная работа в летний период с детьми дошкольного возраста"

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошко...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Основные задачи физического воспитания:- охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;- достижение полноценного физического развития: гарм...