"В стране логических игр и головоломок" (Методическое пособие)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Завьялова Светлана Владимировна

Методическое пособие на  тему «В стране логических игр и головоломок», является итогом исследовательской деятельности воспитателя муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 6 «Черёмушка» города Тынды Амурской области Завьяловой Светланы Владимировны.

Данное пособие апробировано на дополнительной образовательной услуге кружок «Маленькие интеллектуалы» и в ходе воспитательно-образовательной работы (2013-2015гг.), одобрено педагогическим советом МДОБУ ДС №6 города Тынды  протокол № 3 от 21.04. 2016 года.  

Методическое пособие предназначено для детей 5-7лет. Способствует развитию логического мышления, находчивости, сообразительности, воспитывает волевые усилия, навыки контроля и самоконтроля.

Пособие содержит методические рекомендации, практический блок и консультационный блок, приложение: диагностические тесты, схемы, конспекты занятий.   

Материал  адресован  воспитателям, а так же заинтересованным и внимательным родителям.

             

Методическое пособие расположено на сайте детского сада  Детский сад Черемушка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я, Завьялова Светлана Владимировна, предлагаю Вашему вниманию методическое пособие на  тему: «В стране логических игр и головоломок», которое является итогом моей исследовательской деятельности.

Данное пособие прошло апробацию на дополнительной образовательной услуге - кружок «Маленькие интеллектуалы» и в ходе проведения воспитательно-образовательного процесса в 2013-2015годах.  Пособие одобрено педагогическим советом дошкольного учреждения  протокол № 3 от 31.04. 2016 года.

Методическое пособие предназначено для детей 5-7лет. Способствует развитию логического мышления, находчивости, сообразительности, воспитывает волевые усилия, навыки контроля и самоконтроля.

Пособие содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Практический блок включает в себя  тематический план по развитию интеллектуальных способностей детей, методику обучения решению задач (головоломок) со счетными палочками.

Консультационный блок содержит: родительские собрания, памятки и консультации для родителей.

В приложении содержатся  диагностические тесты, схемы, конспекты занятий.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Поэтому для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. В пособии имеются задачи, игры, головоломки для работы с детьми 5-7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития детей, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.

Пособие разработано с учетом ФГОС, современных методик и технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

Актуальность данного пособия состоит в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Его можно использовать в любом виде деятельности детей. На сегодняшний день проблема использования логических задач, игр-загадок, головоломок, в работе с детьми дошкольного возраста является недостаточно изученной, поэтому и является актуальной.                                                                          

       Цель пособия  развитие логического мышления у детей с помощью математических упражнений, задач и головоломок.                  

      Задачи:

  • Развивать у детей воображения и креативность мышления;
  • Развивать настойчивость, находчивость и сообразительность.    
  • Развивать у детей эмоционально-образное и логическое  мышление;         Воспитывать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  • Воспитывать волевые усилия, навыки контроля и самоконтроля.

Новизна работы состоит в подборе математических задач, упражнений, головоломок и разработке методических рекомендаций по их использованию.

Головоломки применяются при закреплении у детей  представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д.  Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок,  дает основание для их классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера.  Для организации работы с детьми применяются наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок, а  так же таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате (приложение № 1).

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу и по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.                                                                                                      

Эффективность планомерной работы подтверждается результатами диагностики интеллектуальных способностей детей. Сравнительный анализ итогов проделанной работы показывает положительную динамику интеллектуального развития детей (приложение № 2).  

Игры-загадки, головоломки, задачи на смекалку и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста, так как дети способны представить возможные пространственные, качественные изменения не только в ходе решения предложенной им задачи, но и составляемой ими самостоятельно. Все это свидетельствует о развитии у них смекалки и сообразительности. При этом смекалку следует понимать, как способность быстро устанавливать связи между частями задачи, направлять решение на правильный поиск его, исключая при этом ошибочный путь, отбрасывать несущественные элементы задачи.

По мере овладения детьми приемами решения задач изменяется соотношение действий и рассуждений в ходе их решения. Под влиянием упражнений у детей начинают преобладать рассуждения. Меняется характер, качество  и роль рассуждений. Дети 6-7 лет аргументируют решение, доказывают правильность или ошибочность хода, исходя из данных задачи и цели трансфигурации. Они овладевают умением предполагать решение и проверять его без практических действий, т. е. в процессе умственного действия находить правильное решение задачи.

Ожидаемые результаты:

  • У детей проявиться самоконтроль;
  • Умение  собирать   головоломки и головоломки-перечисления;
  • Умение играть в шашки;
  • Умение играть в коллективные игры;
  • Соблюдение правил и игрового этикета;
  • Умение планировать свои действия,  обдумывать их;
  •  Будут высокоразвиты познавательные и творческие способности; 
  • Сформирована положительная мотивация к обучению в школе.                                                            

Логические упражнения, игры – загадки, головоломки, являются эффективным средством интеллектуального развития ребенка.

Обучение дошкольников с помощью развивающих упражнений, игр и головоломок  стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Методическое пособие "В стране логических игр" (Фотографии)

Данное пособие содержит практические и консультативные материалы по интеллектуальному развитию дошкольников. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут не от...

Логические игры и упражнения. Методическое пособие для родителей и воспитателей

Хотите, чтобы Ваш ребёнок преуспевал в учёбе и заметно превосходил сверстников своими интеллектуальными и творческими возможностями?Хотите, чтобы он был общительным, уверенным в себе и легко адаптиров...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».

laquo;Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с...

Путешествие в страну логического восприятия

Игры для формирования логического восприятия детей дошкольного возраста...

Буклет: « Развитие речи и логического мышления с помощью универсального пособия - математический планшет.»

Использование математического  планшета для развития речи и логического мышления....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)»....