Мастер-класс на тему: «Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка»
консультация (подготовительная группа) на тему

Осипьян Наталья Михайловна

Цель: передача опыта подготовки участников Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

Задачи:

•      Познакомить с условиями проведения и участия в конкурсных мероприятиях.

•      Передать практические навыки подготовки воспитанника к конкурсу.

•      Передать различные способы в подборе темы исследовательской работы.

Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО,  является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ребенка-дошкольника, развитие воображения и творческой активности.

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», который проводится с 2005 года, и его участники ярко демонстрируют воплощение в жизнь принципа  стандарта дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Мастер-класс на тему:        

«Развитие интеллектуально-творческого потенциала

личности ребенка»

Мастер – класс связан с подготовкой участников Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».  Многие слышали об этом конкурсе, а многие были научными руководителями проектов и участвовали в этом конкурсе!

Цель мастер - класса: передача опыта подготовки участника конкурса «Я – исследователь».

Задачи мастер - класса:

  • Познакомить с условиями проведения и участия в конкурсных мероприятиях.
  • Передать практические навыки подготовки воспитанника к конкурсу.
  • Передать различные способы в подборе темы исследовательской работы.

Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ребенка-дошкольника, развитие воображения и творческой активности.

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», который проводится с 2005 года, и его участники ярко демонстрируют воплощение в жизнь принципа  стандарта ДО.

Цель конкурса — развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи конкурса:

  • Содействие развитию творческой исследовательской активности детей.
  • Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.
  • Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками и младшими школьниками.
  • Стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
  • Содействие формированию у детей научной картины мира.
  • Пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

Участники Конкурса

Участниками Конкурса могут стать дети дошкольного и младшего школьного возраста до 10 лет (нижняя возрастная граница отсутствует).

Выделяются следующие возрастные категории участников Конкурса:

  • до 7 лет;
  • с 7 до 8 лет;
  • с 8 до 9 лет;
  • с 9 до10 лет.

К участию в Конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (не более 3-х человек). Возрастная категория группы определяется по старшему ребенку.

Порядок организации и проведения Конкурса

Для участия в Конкурсе принимаются исследовательские работы и творческие проекты по следующим предметным направлениям:

  • техника и физика;
  • естественнонаучное (неживая природа);
  • естественнонаучное (живая природа);
  • гуманитарное.

По каждому предметному направлению исследовательские работы и творческие проекты могут быть теоретического, эмпирического (экспериментального, изобретательского) и фантастического плана.

Конкурс проводится в два тура:          I тур – стендовая защита;

II тур – публичная защита.

Рекомендации при выборе тематики детских исследований

Какими могут быть темы детских исследований?

Все бесконечное разнообразие возможных тем для исследовательской работы и творческого проектирования детей можно условно объединить в три основные группы.

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.

Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы. Например, ребенок изучает живую  и неживую природу, кроме изучения книг по своей теме своей работы, разрабатывает и проводит наблюдения, эксперименты, обобщает полученные данные, делает на этой основе умозаключения и выводы.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических  источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в других книгах и др. В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего возраста. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развития компьютерной техники и др., обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда.

Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные.

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.

Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы.

Искусство наставника при проведении данной работы в том, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной.

Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и руководителя. Для того чтобы этот интерес соблюсти,  надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, на то, в чем вы сами хорошо разбираетесь.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам.

Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на различных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

Педагогам, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить некоторые правила:

  • всегда подходить к проведению этой работы творчески;
  • учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;
  • не сдерживать инициативу детей;
  • не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать  самостоятельно;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний;
  • ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;
  • учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
  • помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

Доклад на тему:Развитие интеллектуально - творческого потенциала ребенка, используя технологии.

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития....

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...